Доклад на рабочем совещании: «Лэпбуки как инструмент закрепления знаний: от идеи до реализации»
материал
Что такое лэпбук
Лэпбук (от англ. lapbook — «книга на коленях») — это самодельная папка с кармашками, окошками, подвижными элементами и вставками, содержащая систематизированный материал по определённой теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Доклад на рабочем совещании: «Лэпбуки как инструмент закрепления знаний: от идеи до реализации»
Воспитатель :
Кашина Е.А.
с. Кабанск
2024 год.
Введение
В условиях реализации ФГОС ДО особую актуальность приобретают интерактивные методы обучения, позволяющие:
- сделать образовательный процесс увлекательным;
- обеспечить деятельностный подход к познанию;
- развить познавательную активность дошкольников.
Одним из таких эффективных инструментов является лэпбук — интерактивная тематическая папка, способствующая закреплению и систематизации знаний в игровой форме.
Что такое лэпбук
Лэпбук (от англ. lapbook — «книга на коленях») — это самодельная папка с кармашками, окошками, подвижными элементами и вставками, содержащая систематизированный материал по определённой теме.
Ключевые характеристики:
- интерактивность — ребёнок взаимодействует с элементами (достаёт, перекладывает, складывает);
- наглядность — информация представлена в виде рисунков, схем, текстов, карточек;
- модульность — возможность дополнения и изменения содержания;
- индивидуальность — создаётся под конкретные образовательные задачи.
Педагогическая ценность лэпбука
Лэпбук решает комплекс образовательных задач:
- Закрепление знаний — многократное обращение к материалу в игровой форме.
- Систематизация информации — структурирование знаний по теме.
- Развитие познавательных процессов — внимание, память, мышление, воображение.
- Формирование УУД — умение искать, анализировать и классифицировать информацию.
- Стимулирование речевой активности — обсуждение, комментирование, составление рассказов.
- Развитие мелкой моторики — манипуляции с мелкими элементами.
- Поддержка детской инициативы — участие в создании и дополнении лэпбука.
Этапы создания лэпбука
1. Целеполагание (выбор темы)
- Определение образовательной задачи (закрепление знаний по пройденной теме, подготовка к проекту и т. д.).
- Учёт возрастных особенностей детей и их интересов.
- Согласование темы с календарно-тематическим планированием.
2. Проектирование (составление плана)
- Выделение ключевых подтем и понятий.
- Подбор форм представления информации (кармашки, вращающиеся круги, книжки-раскладушки и др.).
- Планирование интерактивных элементов (загадки, пазлы, задания).
- Составление эскиза расположения материалов.
3. Практическая реализация
- Подготовка основы (плотный картон, папка).
- Изготовление и размещение элементов:
- кармашки для карточек;
- подвижные детали (вращающиеся колёса, выдвижные полоски);
- мини-книжки с текстами;
- схемы, таблицы, иллюстрации.
- Оформление в соответствии с темой (цвета, шрифты, декор).
4. Внедрение в образовательную деятельность
- Знакомство детей с лэпбуком (объяснение назначения элементов).
- Совместная работа: рассматривание, выполнение заданий, обсуждение.
- Самостоятельная деятельность детей с лэпбуком в центре активности.
- Дополнение и обновление материалов по мере изучения темы.
Примеры использования лэпбуков в ДОУ
- «Времена года» — карточки с признаками сезонов, календарь природы, загадки.
- «Правила безопасности» — схемы ПДД, картинки опасных ситуаций, телефоны экстренных служб.
- «Мой город» — фотографии достопримечательностей, карта, факты о родном крае.
- «Животные» — классификация (дикие/домашние), среды обитания, пазлы с силуэтами.
- «Математика» — цифры, геометрические фигуры, простые задачи, счётный материал.
Рекомендации по эффективной работе с лэпбуками
- Вовлекайте детей в создание: пусть выбирают элементы, предлагают идеи.
- Делайте акцент на доступности — все детали должны быть понятны и удобны для манипуляций.
- Обновляйте содержание — добавляйте новые задания по мере освоения темы.
- Используйте в разных формах работы — индивидуально, в парах, подгруппами.
- Интегрируйте с другими методами — наблюдениями, экспериментами, чтением.
- Привлекайте родителей — предложите создать лэпбук дома на заданную тему.
Заключение
Лэпбук — это:
- универсальный инструмент для закрепления знаний по любым образовательным областям;
- мотивационный ресурс, превращающий обучение в игру;
- средство развития самостоятельности — ребёнок становится активным участником образовательного процесса.
Его применение соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и способствует комплексному развитию личности дошкольника.
Список литературы
- Артемьева Е. А. Лэпбук как технология развития познавательно-исследовательской деятельности // Технологии образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО: сб. статей всероссийского форума работников системы дошкольного образования. Вып. 7. — Самара: СИПКРО, 2015.
- Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук — «наколенная книга» // Обруч. — 2015. — № 4.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
- Кашицева О. А. Что такое лэпбук [Электронный ресурс]. — URL: …
- Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [Электронный ресурс]. — URL: …
- Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой учёный. — 2018. — № 11. — С. 182–185. — URL:
- Невесенко В. Лэпбук как новый способ систематизации знаний [Электронный ресурс]. — URL:
- Пуляевская А. Технология «лэпбук» (lapbook) и её применение [Электронный ресурс]. — URL:
- Свиридова И. Лэпбук как современное средство обучения дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"
Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....

для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах
Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...

Консультация для педагогов: "Дидактические игры для старших дошкольников на закрепление знаний о музыкальных инструментах"
Перечень игр...

Игра на закрепление знаний о группах музыкальных инструментов
Презентация "Игра на закрепление музыкальных инструмнтов"....
Доклад на рабочем совещании: «Квест технологии в ДОУ: как организовать образовательное путешествие»
Квест‑технология — современная педагогическая методика, объединяющая обучение и игру. В её основе — сюжетное путешествие с преодолением препятствий, решением интеллектуальных и практи...
Доклад на рабочем совещании: «Мобильные центры активности: как трансформировать пространство за 5 минут»
Современное дошкольное образование требует гибкой организации пространства, способной оперативно подстраиваться под образовательные задачи, интересы детей и динамику групповой деятельности. Мобильные ...
Доклад на рабочем совещании: «ТРИЗ игры для дошкольников: примеры заданий и эффект»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — педагогическая технология, направленная на развитие творческого мышления, умения находить нестандартные решения и видеть противоречия в окружа...