Доклад на рабочем совещании: «Лэпбуки как инструмент закрепления знаний: от идеи до реализации»
материал

Что такое лэпбук

Лэпбук (от англ. lapbook — «книга на коленях») — это самодельная папка с кармашками, окошками, подвижными элементами и вставками, содержащая систематизированный материал по определённой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lepbuki.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад на рабочем совещании: «Лэпбуки как инструмент закрепления знаний: от идеи до реализации»

                                                                              Воспитатель :

Кашина Е.А.

с. Кабанск

2024 год.

Введение

В условиях реализации ФГОС ДО особую актуальность приобретают интерактивные методы обучения, позволяющие:

  • сделать образовательный процесс увлекательным;
  • обеспечить деятельностный подход к познанию;
  • развить познавательную активность дошкольников.

Одним из таких эффективных инструментов является лэпбук — интерактивная тематическая папка, способствующая закреплению и систематизации знаний в игровой форме.

Что такое лэпбук

Лэпбук (от англ. lapbook — «книга на коленях») — это самодельная папка с кармашками, окошками, подвижными элементами и вставками, содержащая систематизированный материал по определённой теме.

Ключевые характеристики:

  • интерактивность — ребёнок взаимодействует с элементами (достаёт, перекладывает, складывает);
  • наглядность — информация представлена в виде рисунков, схем, текстов, карточек;
  • модульность — возможность дополнения и изменения содержания;
  • индивидуальность — создаётся под конкретные образовательные задачи.

Педагогическая ценность лэпбука

Лэпбук решает комплекс образовательных задач:

  1. Закрепление знаний — многократное обращение к материалу в игровой форме.
  2. Систематизация информации — структурирование знаний по теме.
  3. Развитие познавательных процессов — внимание, память, мышление, воображение.
  4. Формирование УУД — умение искать, анализировать и классифицировать информацию.
  5. Стимулирование речевой активности — обсуждение, комментирование, составление рассказов.
  6. Развитие мелкой моторики — манипуляции с мелкими элементами.
  7. Поддержка детской инициативы — участие в создании и дополнении лэпбука.

Этапы создания лэпбука

1. Целеполагание (выбор темы)

  • Определение образовательной задачи (закрепление знаний по пройденной теме, подготовка к проекту и т. д.).
  • Учёт возрастных особенностей детей и их интересов.
  • Согласование темы с календарно-тематическим планированием.

2. Проектирование (составление плана)

  • Выделение ключевых подтем и понятий.
  • Подбор форм представления информации (кармашки, вращающиеся круги, книжки-раскладушки и др.).
  • Планирование интерактивных элементов (загадки, пазлы, задания).
  • Составление эскиза расположения материалов.

3. Практическая реализация

  • Подготовка основы (плотный картон, папка).
  • Изготовление и размещение элементов:
  • кармашки для карточек;
  • подвижные детали (вращающиеся колёса, выдвижные полоски);
  • мини-книжки с текстами;
  • схемы, таблицы, иллюстрации.
  • Оформление в соответствии с темой (цвета, шрифты, декор).

4. Внедрение в образовательную деятельность

  • Знакомство детей с лэпбуком (объяснение назначения элементов).
  • Совместная работа: рассматривание, выполнение заданий, обсуждение.
  • Самостоятельная деятельность детей с лэпбуком в центре активности.
  • Дополнение и обновление материалов по мере изучения темы.

Примеры использования лэпбуков в ДОУ

  • «Времена года» — карточки с признаками сезонов, календарь природы, загадки.
  • «Правила безопасности» — схемы ПДД, картинки опасных ситуаций, телефоны экстренных служб.
  • «Мой город» — фотографии достопримечательностей, карта, факты о родном крае.
  • «Животные» — классификация (дикие/домашние), среды обитания, пазлы с силуэтами.
  • «Математика» — цифры, геометрические фигуры, простые задачи, счётный материал.

Рекомендации по эффективной работе с лэпбуками

  1. Вовлекайте детей в создание: пусть выбирают элементы, предлагают идеи.
  2. Делайте акцент на доступности — все детали должны быть понятны и удобны для манипуляций.
  3. Обновляйте содержание — добавляйте новые задания по мере освоения темы.
  4. Используйте в разных формах работы — индивидуально, в парах, подгруппами.
  5. Интегрируйте с другими методами — наблюдениями, экспериментами, чтением.
  6. Привлекайте родителей — предложите создать лэпбук дома на заданную тему.

Заключение

Лэпбук — это:

  • универсальный инструмент для закрепления знаний по любым образовательным областям;
  • мотивационный ресурс, превращающий обучение в игру;
  • средство развития самостоятельности — ребёнок становится активным участником образовательного процесса.

Его применение соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и способствует комплексному развитию личности дошкольника.

Список литературы

  1. Артемьева Е. А. Лэпбук как технология развития познавательно-исследовательской деятельности // Технологии образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО: сб. статей всероссийского форума работников системы дошкольного образования. Вып. 7. — Самара: СИПКРО, 2015.
  2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук — «наколенная книга» // Обруч. — 2015. — № 4.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  4. Кашицева О. А. Что такое лэпбук [Электронный ресурс]. — URL: …
  5. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [Электронный ресурс]. — URL: …
  6. Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой учёный. — 2018. — № 11. — С. 182–185. — URL: 
  7. Невесенко В. Лэпбук как новый способ систематизации знаний [Электронный ресурс]. — URL: 
  8. Пуляевская А. Технология «лэпбук» (lapbook) и её применение [Электронный ресурс]. — URL: 
  9. Свиридова И. Лэпбук как современное средство обучения дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"

Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....

для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах

Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...

Игра на закрепление знаний о группах музыкальных инструментов

Презентация "Игра на закрепление музыкальных инструмнтов"....

Доклад на рабочем совещании: «Квест технологии в ДОУ: как организовать образовательное путешествие»

Квест‑технология — современная педагогическая методика, объединяющая обучение и игру. В её основе — сюжетное путешествие с преодолением препятствий, решением интеллектуальных и практи...

Доклад на рабочем совещании: «Мобильные центры активности: как трансформировать пространство за 5 минут»

Современное дошкольное образование требует гибкой организации пространства, способной оперативно подстраиваться под образовательные задачи, интересы детей и динамику групповой деятельности. Мобильные ...

Доклад на рабочем совещании: «ТРИЗ игры для дошкольников: примеры заданий и эффект»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — педагогическая технология, направленная на развитие творческого мышления, умения находить нестандартные решения и видеть противоречия в окружа...