Обмен опытом "Подготовка к обучению грамоте через разнообразные формы организации деятельности дошкольников в ДОУ"
материал (старшая группа)
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом «Подготовка к обучению грамоте через разнообразные формы организации деятельности дошкольников в ДОУ»
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Исходя из этого определения, в дошкольном учреждении правильно использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомлю (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
Начинаю работу в 2-3 г. со знакомства с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук». Сначала даются звуки, сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан). Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен). Знакомлю детей с музыкальными звуками, со звуками природы. И только потом узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
Большое внимание уделяю артикуляционной гимнастике, так как они укрепляет мышцы речевого аппарата, стимулируют полноценное движения органов, участвующих в говорении, позволяют подготовить артикуляционный аппарат к произношению сложных звуков, слогов, слов (упр. часики, лопатка, иголочка).
Во второй младшей группе основную работу веду по отработке четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков. В своей работе использую: сочетание хорового повторения с индивидуальным, (как плачет малыш, как кричит ослик, звук паровоза и тд.), использую дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно), игры на звукоподражание, они помогают закрепить правильность произношения звука, исполнение «песенок» (комарика, водички, синички, ежа). Также в своей работе использую чистоговорки, они способствуют развитию силы голоса, темпа речи, развитию фонематического слуха, в результате чего, малыш учится анализу звукового ряда и разбиению слов на слоги. У детей этого возраста преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому стараюсь, чтобы все упражнения и действия сопровождались наглядностью и действиями детей с предметами.
В средней группе продолжаю работу, направленную на отработку четкого произношения согласных звуков. Согласно календарно – тематическому планированию во втором полугодии учебного года вводится занятие «Подготовка к обучению грамоте», не смотря на это, работа по развитию фонематического слуха детей продолжается и в свободной деятельности, в индивидуальных занятиях. Знакомлю детей с терминами «слово», «звук» без определений, т.е. учу понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомлю с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно (кот-кит). Обращаю их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные), на звонкость слов, слова бывают «тихие» и «громкие». У ребенка формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), вводится понятия «большой братец» и «маленький братец», определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учу выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (cccыр), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Основной задачей является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове. Для того, чтобы сделать занятие более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс, звуки сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Это всё те же «песенки» (мотора –р, насоса – с, жука – ж, ветра – ш)
Для закрепления и совершенствования умений провожу дидактические игры и упражнения: "Собери слова в мешочек», «Скажи как я», «Произнеси четко первый звук в слове», «Назови слово (на определенный звук)», так как у детей в этом возрасте развито наглядно – образное мышление то в своей работе я использую различный дидактический материал (карточки, картинки, игрушки).
Согласно тематическому планированию в старшей группе учу:
- делить слова на слоги;
- производить звуковой анализ слов;
- выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;
- качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины;
- составлять простые предложения и упражнять в членении предложения на слова с указанием их последовательности.
Работа по делению слов на части (слоги) - дети определяют количество частей (слогов) путем разведения ладоней. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (са-ни, лу-на). Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ши-на, со-ба-ка), и только потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
Составление предложений: на начальном этапе детям предлагается составить предложение с заданным словом и количеством слов. В своей работе я часто использую карточки и дидактические игры. Детям это легче делать с опорой на наглядность, после, когда навык будет отработан, дети самостоятельно смогут составлять предложения и определять место слова в нем.
Звуковой анализ слова: обучение детей звуковому анализу слова начитаю с определения последовательности звуков в нем, на начальном этапе учу детей определять и правильно называть звуки в нужной последовательности, все звуки обозначаем желтыми фишками. Детям сложно овладеть анализом, только произнося слова вслух, поэтому показываю им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию. Важно научить детей изолированно называть звук, так как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, сэ). Постепенно идет сравнение звуков, одни произносятся легко и не встречают препятствия, а другие при произношении встречают препятствие (губы, зубы, язык). Когда дети четко смогут различать эти звуки, вводится понятие «гласный» звук, красная фишка.
Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и маленького «братца». Понятие «согласный» звук вводится на примере сравнения двух звуков мягкого и твердого (лиса-луна, кот-кит), зеленая и синяя фишка. Хочу обратить ваше внимание, что в наборе для звукового анализа слова фишек каждого цвета должно быть больше чем звуков в слове. Большое внимание уделяю развитию фонематического слуха, провожу игры «Придумай слово на звук» (мягкий, твердый), игра «Цепочка слов», «Поймай конец и продолжай» и др. Все игры и упражнения очень подробно расписаны в методичке. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
Выделение ударного слога в слове: в методическом пособии очень подробно описана работа по ознакомлению с понятием ударный слог и ударный звук. Работа идет со словом МАМА, дети делят слово на слоги, называют их, делают вывод, что слоги одинаковые, но произносятся по - разному. Слог который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называется ударным, обозначать мы его будем, фишкой черного цвета.
Подготовительная группа
Членение предложения на слова: продолжаю учить детей членить предложения на слова, называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения. Основной методический прием – составление предложений с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова в предложении.
Звуковой анализ слова является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слогов и слов из разрезной азбуки. Большое внимание уделяется определению ударения в словах. На начальном этапе предлагаю детям двусложные слова, затем задания усложняю, дети учатся определять ударный гласный звук в трехсложных словах. Также веду работу по сравнению слов, когда ударение меняем смысл слова (зАмок, замОк).
В подготовительной группе знакомлю детей с гласными буквами (знакомство идет по парно а-я, о-ё, у – ю и тд.), и только после со всеми согласными буквами русского алфавита. При этом строго выдерживаю единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: мягкий и твердый.
Обучение чтению: выделяю три задачи - обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формированию слитного чтения.
В чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в русском алфавите меньше, чем звуков. Поэтому дети должны четко понимать, что мягкий и твердый звук на письме обозначается одной буквой (мука, мел). Читающий должен посмотреть на гласную, затем перевести глаза на согласную и читать. После знакомства с первой согласной буквой, начинаю работать с пособием «Окошки», где первая полоска букв, это согласные, вторая гласные. Дети смотрят на гласную букву, вспоминают, какую команду она дает (читай мягко, читай твердо) и происходит слияние согласного и гласного звуков. Так отрабатывается навык слогового чтения.
Для обучения словоизменению использую белые фишки (чтобы фишка не могла подсказать характеристику звука). Дети получают задание выложить белыми фишками и гласными буквами слово КОТ, уберите букву О, поставьте вместо нее букву И, и прочитайте какое слово получилось (КИТ).
Если опираться и работать четко по данной методике, то в идеале все дети к концу подготовительной группе должны иметь навык слогового чтения. Но согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» перед педагогами ДОУ не стоит цель научить детей чтению. Такое не соответствие, скорее говорит о том, что подготовка к обучению грамоте в детском саду носит ознакомительный характер. Да и не возможно за одно занятие в неделю научить детей чтению. Готовя данным материал, мне стало интересно как много времени в первом классе уделяется звуковому анализу слова. Я проконсультировалась с учителями, там ничего не изменилось, и анализ слова приводится перед введением - изучением новой буквы. То - есть они проводит звуковой анализ слова, и учитель им говорит, что данный звук обозначается знаком – буквой. Поэтому сделав соответствующие выводы, я для себя решила: главное научить детей делать звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки. Ведь это является основой, фундаментом для освоения орфографических правил (безударные гласные, парные звонкие – глухие согласные, разделительный мягкий и твердый знак и др.).
Многие родители самостоятельно учат детей чтению, поэтому я всячески стараюсь поддерживать и развивать этот навык. В группе есть различные разрезные азбуки, слоговые таблицы, азбуки для чтения, букварь.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Надеюсь, что представленный мной опыт, материал, поможет вам сформировать у детей представление о звуковой деятельности языка, заложить основы грамоты, послужит своего рода фундаментом для будущего успешного обучения дошкольников. Без умения читать и грамотно писать невозможно освоение основных предметов школьной программы, как и развитие полноценной, всесторонне образованной личности в целом.
Если у вас возникают, какие - то вопросы, пожалуйста обращайтесь чем смогу помогу. Не буду знать, будем изучать вместе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы организации деятельности дошкольников: ситуации педагогического взаимодействия».
Эта тема очень важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но...
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Квест как форма организации деятельности дошкольников»
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Понятно, что и для детского праздника идея кв...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через разнообразные виды детской деятельности»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
Формы работы с воспитанниками и их семьями по патриотическому воспитанию через разнообразные формы русского фольклора
Каждый из этих мастер-классов может быть посвящен определенному региону России, что позволит детям и их родителям познакомиться с разнообразием и богатством русского народного искусства. В процессе та...
Выступление на педсовете "Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"
Выступление на педсовете "Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"...
- Мне нравится (1)

