Особенности консультативной, диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
материал
Данная работа раскрывает специфику психолого-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.72 МБ | |
| 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Трудная жизненная ситуация (далее ТЖС) – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность , безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Дети , находящиеся в трудной жизненной ситуации: - дети , оставшиеся без попечения родителей; -дети - инвалиды; -дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; -дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; -дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; -дети , оказавшиеся в экстремальных условиях; -дети - жертвы насилия; -дети , отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; -дети , находящиеся в -дети , проживающие в малоимущих семьях ; специальных учебно- воспитательных учреждениях; -дети с отклонениями в поведении; -дети , жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей находящихся в трудной жизненной ситуации считаются: диагностика , коррекция и развитие, консультирование.
Методики диагностики для ребенка М етодика «Рисунок семьи Социометрическая проба «День рождения» Детский апперцептивный тест Л. Беллак , С. Беллак Тест «Лесенка» С.Г. Якобсон,В.Г . Щур;
Методики диагностики для родителей Тест-опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин ), Методика «Диагностика родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столин - Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской
Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося в трудной жизненной ситуации заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию: социальный паспорт семьи; психолого-педагогическая характеристика на ребенка; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; -результаты психологической диагностики воспитанника и родителей : тесты, анкеты, опросники,бланки наблюдения .
Коррекционно-развивающая работа рекомендуется планировать и вести с учетом специфики отдельной семьи, отдельного ребенка,она представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление у детей недостатков развития и поведения, а также на развитие личности с помощью специально организованных средств психологического воздействия .
Консультирование педагогов и родителей представляет собой специально организованную беседу психолога для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Консультационная помощь родителю несет в себе информационный характер : знакомит его с вопросами соблюдения прав ребенка; в зависимости от проблемы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки. Необходимо создавать условия для успешной социальной адаптации, оказывать необходимую педагогическую помощь, которая будет способствовать более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 города Ельца»
Особенности консультативной, диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно
установленном порядке.
Подготовила:
педагог-психолог
Хохлова Ольга Александровна
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная
ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в
социологической, педагогической, психологической литературах.
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность,безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. В этом случае ему требуется помощь.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно- воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Трудная жизненная ситуация – это длительное и неблагоприятное для развития личности ребёнка состояние, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики).
Находясь в трудной жизненной ситуации, ребёнок попадает в положение, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности, жизнедеятельности из которого он не всегда способен выйти самостоятельно.
У детей, попавших в трудную жизненную ситуацию наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, слабая мотивация обучения и развития, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Причины могут быть различные:
- нарушения физического развития (дети с ограниченными возможностями здоровья),
- психологические (жертвы насилия, участники военных событий, техногенных катастроф и т.д.),
- социальные (малоимущие семьи, дети-сироты, дети-переселенцы и т.д.).
В этом случае ребенку требуется помощь. Такой помощью для
ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, может являться
психолого-педагогическое сопровождение малыша и его семьи ,цель которого – создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка, его воспитания и преодоления сложившейся ситуации.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей находящихся в трудной жизненной ситуации считаются: диагностика, коррекция и развитие, консультирование.
Ежегодно на начало учебного года создается банк данных о семьях, разрабатывается индивидуальный план работы с детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию и их семьей, выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
С семьями детей попавшими в трудную жизненную ситуацию используются такие формы взаимодействия как: анкетирование, групповые родительские собрания, «круглые столы», индивидуальные беседы и консультации, Дни открытых дверей, совместные досуги и праздники, изготовление и распространение буклетов, информационных листов, наглядно-педагогическая пропаганда (наличие информационных стендов и памяток для родителей),участие в социальных акциях («Подари книгу»), участие в ежегодной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», детских творческих конкурсах различного уровня.
Данные формы взаимодействия помогают родителям не только понять своих детей, но и принять на себя роль ребенка. Именно через совместную деятельность прослеживается взаимосвязь родителей и детей. Мамы и папы проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
Сотрудничество ребенка и взрослого положительно влияет на их взаимоотношения, дает ребенку почувствовать свою значимость, снизить социальную тревожность у детей, сформировать позитивно-действенное отношение к самому себе и окружающему миру.
Прежде чем составить план работы на учебный год, мы проводим диагностику среди родителей и детей.
Диагностика цель которой - изучение взаимоотношений между взрослыми и детьми, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка, изучениестилей воспитания, уточнение информации о родителях (или лицах, их заменяющих).
Применяемые диагностические методики:
- проективная методика «Рисунок семьи» -предназначена для выявления
внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем; - Социометрическая проба «День рождения» М. А. Панфилова-исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений;
- Детский апперцептивный тест Л. Беллак, С. Беллак -изучение межличностных взаимоотношений, эмоциональной и личностной сферы;
- Тест «Лесенка» С.Г. Якобсон,В.Г. Щур;
- Методика «Кактус» М. А. Панфилова - диагностика эмоционального состояния;
- Тест-опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В.
Столин),который помогает выявить характер проявления родительского отношения к своему ребенку; - Методика «Диагностика родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столин - выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания;
- Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
После проведенной диагностики полученные результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте.
Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося в трудной жизненной ситуации заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
- социальный паспорт семьи;
- психолого-педагогическая характеристика на ребенка;
- акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;
- результаты психологической диагностики воспитанника и родителей:
- тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.
По результатам диагностического исследования составляется план индивидуального сопровождения, в нем прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Коррекционно- развивающая работу - рекомендуется планировать и вести с учетом специфики отдельной семьи, отдельного ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности с помощью специально организованных средств психологического воздействия.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации остается групповое взаимодействие.
Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда, по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причинами могут быть психологическая травма, психическое расстройство, нежелание ребенка быть в сформированной группе.
Консультирование педагогов и родителей представляет собой специально организованную беседу психолога для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию.
Консультационная помощь родителю несет в себе информационный характер: знакомит его с вопросами соблюдения прав ребенка; в зависимости от проблемы. В процессе консультирования хорошо предложить родителю литературу, которую он может прочитать дома. Это могут быть книги, содержащие советы по воспитанию или книги по той проблеме, с которой непосредственно обратились родители, и книги на самопознание.
Практика показывает, что эффективно использовать памятки для родителей.
(Консультации: «Как я воспитываю своего ребенка», «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений», «Прогулки и походы в выходной день», «Надо ли показывать свои чувства и эмоции ребенку?», Дискуссионный клуб «Досуг семьи, как его проводить», «Стили семейного воспитания», Семинар-практикум «Развитие коммуникативных навыков у детей», Сотрудничество взрослого с ребенком «Изготовление поделок и украшений к Новому году» и др.)
Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки. Необходимо создавать условия для успешной социальной адаптации, оказывать необходимую педагогическую помощь, которая будет способствовать более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия педагога, с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации, формирования стиля совладеющего поведения. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...