Проект "Новый год из прошлого в будущее"
проект (средняя группа)
Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста
«Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)
Васина Снежана Сергеевна, учитель-логопед соответствие занимаемой должности;
Кузнецова Александра Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории;
Соколова Наталья Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2024 г.
Аннотация
В проекте «Новый год из прошлого в будущее» разработана система мероприятий, направленных на развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме. Работа по проекту органично вписалась в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В рамках проекта разработан план мероприятий, включающий в себя занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций.
Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних праздников. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.
Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с историей возникновения новогодних праздников;
- знакомить детей с традициями новогодних праздников;
- развивать речь, мышление, память;
- развивать творческие способности;
- развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;
- развивать звуковую культуру речи;
- воспитывать любовь к народным традициям празднования новогодних праздников;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
- способствовать формированию положительных эмоций;
- воспитывать непосредственно культуру общения.
Для педагогов:
- формировать представления о новогодних праздниках во времена бабушек и дедушек;
- познакомить с историей новогодних праздников во времена бабушек и дедушек;
- показать значимость народных традиций празднования новогодних праздников;
- развивать творческие способности детей;
- развивать коммуникативные способности детей;
- развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;
- воспитывать любовь детей к народным традициям празднования новогодних праздников.
Для родителей:
- привлечь родителей к поиску вместе с детьми фотографий для организации фотовыставки времен бабушек и дедушек;
- привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации новогоднего мини-музея времен бабушек и дедушек;
- включаться в совместную деятельность с детьми при обсуждении новогодних традиций в семье;
- способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Реализация этого проекта поспособствует сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.
Актуальность
В настоящее время все больше возрастает интерес к традициям наших предков. Традиции включают в себя обычаи, поверья, культурные ценности, преданья. Мы решили уделить внимание традициям празднования новогодних праздников времен бабушек и дедушек, и помочь взрослым и детям узнать много интересного и духовно обогатиться.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в представлении информации детей среднего дошкольного возраста о новогодних традициях во времена бабушек и дедушек, а также современных традициях, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в проектной информационно - практико-ориентированной деятельности, а также познания истории дошкольниками.
Проблема:
В ходе рассмотрения старых новогодних фотографий бабушек, дедушек и их родителей, у детей возникло много вопросов: «Почему такие костюмы? Почему ёлка украшена старыми игрушками? Почему гирлянды не такие, как у нас сейчас?» Выяснилось, что дети не знают о традициях празднования новогодних праздников. Но ведь это не просто традиции, а целые обряды со своими поверьями и правилами, которые передаются от поколения к поколению. Это история нашей страны, которую надо помнить и передавать дальше.
Гипотеза: Если познакомить детей с традициями празднования нового года во времена бабушек, дедушек и современности, использовать творческий подход, то дети будут знать историю и народные традиции новогодних праздников.
Информационная карта проекта
Наименование проекта | «Новый год из прошлого в будущее» |
Тип проекта | Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества |
Организация Адрес | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» |
Разработчик проекта | Васина Снежана Сергеевна, учитель-логопед соответствие занимаемой должности; Кузнецова Александра Александровна, воспитатель первой квалификационной категории; Соколова Наталья Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Цель проекта | Познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних праздников. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности. |
Задачи проекта | Для детей: - познакомить детей с историей возникновения новогодних праздников; - знакомить детей с традициями новогодних праздников; - развивать речь, мышление, память; - развивать творческие способности; - развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы; - развивать звуковую культуру речи; - воспитывать любовь к народным традициям празднования новогодних праздников; - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; - способствовать формированию положительных эмоций; - воспитывать непосредственно культуру общения. Для педагогов: - формировать представления о новогодних праздниках во времена бабушек и дедушек; - познакомить с историей новогодних праздников во времена бабушек и дедушек; - показать значимость народных традиций празднования новогодних праздников; - развивать творческие способности детей; - развивать коммуникативные способности детей; - развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться; - воспитывать любовь детей к народным традициям празднования новогодних праздников. Для родителей: - привлечь родителей к поиску вместе с детьми фотографий для организации фотовыставки времен бабушек и дедушек; - привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации новогоднего мини-музея времен бабушек и дедушек; - включаться в совместную деятельность с детьми при обсуждении новогодних традиций в семье; - способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. |
Срок реализации | Две недели |
Ожидаемые результаты | - У детей сформируются представление об истории возникновения новогодних праздников; - дети узнают традиции новогодних праздников; - в процессе реализации проекта у детей улучшится речь, мышление, память; творческие и коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы; - сформируется любовь к народным традициям празднования новогодних праздников; - приобретут умение доброжелательного отношения к окружающим. |
Участники проекта | Дети среднего дошкольного возраста Воспитатели Родители |
Образовательные области | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. |
Обеспечение проекта | Материально-техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Детская художественная литература Методическая литература Дидактические игры. Конспекты занятий |
Трансляция проекта | «СФЕРУМ» чат с родителями и педагогами |
Продукты проекта | - Мини-музей «Новый год из прошлого»; - Фотовыставка «Как это было тогда?»; - Рисунки «Елочные игрушки»; - Новогодняя гирлянда; - Клуб выходного дня «Новогодняя гирлянда». |
Основные этапы реализации проекта:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки | |
1 этап - подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | |||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу. Составление перспективного плана по реализации проекта. Подбор художественной литературы: Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап | |
2 этап – практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | |||
Разработка конспектов занятий, клуба выходного дня. Оформление мини-музея «Новый год из прошлого» Оформление фотовыставки «Как это было тогда?» Ежедневная работа с детьми:
| - у детей сформируются представление об истории возникновения новогодних праздников; - дети узнают традиции новогодних праздников; - в процессе реализации проекта у детей улучшится речь, мышление, память; творческие и коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы; - сформируется любовь к народным традициям празднования новогодних праздников; - приобретут умение доброжелательного отношения к окружающим. | Второй этап | |
3 этап - заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |||
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. | Третий этап | |
Перспективное планирование
Образовательные области | Формы и методы организации совместной деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Беседа «Новый год. История и традиции»; Беседа «Новогодняя игрушка из прошлого и настоящего»; Просмотр советских мультфильмов с последующим обсуждением |
Познавательное развитие | Занятие «Новогодний праздник»; Новогодние загадки |
Речевое развитие | Занятие «Составление описательного рассказа о елочной игрушке» Чтение художественной литературы с последующим обсуждением: Владимир Сутеев "Ёлка"; Виктор Голявкин "Как я встречал Новый год"; Николай Носов "Бенгальские огни"; Виктор Драгунский "Новогодний подарок"; «Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова; «Зимовье» обр. И. Соколова- Микитова; |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрашивание раскрасок «Елочные игрушки»; Занятие по рисованию «Флажки на веревочке»; Утренник «Новогодний праздник»; Развлечение «Вот такой вот Новый год!» |
Физическое развитие | Хоровод у ёлки; Подвижная игра «Снежки»; Дыхательная гимнастика «Погреем ручки»; Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; Гимнастика для глаз «Снежинка»; Физминутка «Елочка» |
Перспективное планирование реализации проекта
Направление работы | Цель | Сроки |
Беседа «Новый год. История и традиции» Занятие по познавательному развитию «Новогодний праздник» Чтение художественной литературы с последующим обсуждением: Владимир Сутеев "Ёлка"; «Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова | Формирование представлений об истории возникновения новогодних праздников; Формирование интереса к художественной литературе. | Понедельник (1 неделя) |
Беседа «Новогодняя игрушка из прошлого и настоящего» Занятие по речевому развитию «Составление описательного рассказа о елочной игрушке» Чтение художественной литературы с последующим обсуждением: Виктор Голявкин "Как я встречал Новый год"; «Зимовье» обр. И. Соколова- Микитова; | Приобщение к культуре новогоднего праздника к его традициям, расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки их бабушек и дедушек и их родителей Развитие связной речи, совершенствование умений составлять описательный рассказ о елочной игрушке Формирование интереса к художественной литературе. | Вторник (1 неделя) Вторник (2 неделя) |
Фотовыставка «Как это было тогда?» Утренник «Вот такой вот Новый год» Отгадывание загадок Чтение художественной литературы с последующим обсуждением: Николай Носов "Бенгальские огни" | Создание праздничной, новогодней атмосферы времен бабушек и дедушек Создание праздничного настроения Развитие логического мышления, памяти и речи. Формирование интереса к художественной литературе. | Среда (1 неделя) Среда (2 неделя) |
Дидактическая игра «Назови ласково» Подвижная игра «Снежки» Занятие по художественно-эстетическому развитию «Флажки на веревочке» Чтение художественной литературы с последующим обсуждением: Виктор Драгунский "Новогодний подарок"; Клуб выходного дня «Новогодняя гирлянда» | Развитие навыка словообразования Овладение подвижными играми, формирование коллективизма Формирование умений рисовать флажки на веревочке, различать, называть, использовать в изображении треугольной формы, желтые, синий, зеленый, красный цвета, располагая флажки на верёвочке. Формирование интереса к художественной литературе. Приобщение детей и родителей к совместной деятельности, привлечение родителей к активному участию в жизни группы. | Четверг (1 неделя) Четверг (2 неделя) |
Раскрашивание раскрасок «Новогодние игрушки» Просмотр советских мультфильмов с последующим обсуждением Оформление мини-музея «Новый год из прошлого совместно с родителями и детьми Развлечение «Встреча Рождественской Колядки» | Развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей. Закреплений знаний детей о добрых, волшебных, новогодних советских мультфильмах Приобщение к традициям и обычаям празднования Нового года со времен бабушек и дедушек, через взаимодействие родителей, детей и педагогов. Ознакомление детей со старинными традициями и обрядами на Руси, воспитание чувства коллективизма, дружбы, радости, общения. | Пятница (1 неделя) Пятница (2 неделя) |
Заключение
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор (дети имеют представление об истории новогодних праздников, традициях и обычаях), обогатился словарный запас. Дети осознали и почувствовали свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
Список литературы
- Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика синтез, 2014. – 186 с.
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство-Прес, 1998. – 304 с.
- Краузе Е. Н. Конспекты занятий воспитателя по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками с ОНР с 3до 5 лет / Е. Н. Краузе. – СПб. : Детсво-Пресс, 2021. – 160с.
- Майер А. А. Проекты по взаимодействию ДОУ с семьёй. Управление дошкольным образовательным учреждением / А. А. Майер. – Спб. : Детсво-Пресс, 2008. – 30 с.
- Михеева Л. Русские традиции и праздники / Л. Михеева, М. Короткова. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 256 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) / Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 360 с.
- Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. Детские энциклопедии. / Е. Чекулаева. – М. : Астрель, 2001. – 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое прошлое, настоящее, будущее
Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....

Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО Уйдя на пенсию, пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

Без прошлого нет будущего!
Без прошлого нет будущего Россия – огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру. ...

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....
презентация "Из прошлого в будущее - До чего дошел прогресс"
Презентация с картнками , что было в прошлом, а что в настоящем времени....

Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».
Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.Цель: Обобщить и сис...

