Проект "Новый год из прошлого в будущее"
проект (средняя группа)

Кузнецова Александра Александровна

Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста

«Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novyy_god_iz_proshlogo_v_budushchee.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества проект для детей среднего дошкольного возраста «Новый год из прошлого в будущее» (краткосрочный)

Васина Снежана Сергеевна, учитель-логопед соответствие занимаемой должности;

Кузнецова Александра Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Соколова Наталья Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2024 г.

Аннотация

В проекте «Новый год из прошлого в будущее» разработана система мероприятий, направленных на развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме. Работа по проекту органично вписалась в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В рамках проекта разработан план мероприятий, включающий в себя занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций.

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних праздников. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.

Задачи:

Для детей:

- познакомить детей с историей возникновения новогодних праздников;

- знакомить детей с традициями новогодних праздников;

- развивать речь, мышление, память;

- развивать творческие способности;

- развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;

- развивать звуковую культуру речи;

- воспитывать любовь к народным традициям празднования новогодних праздников;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

- способствовать формированию положительных эмоций;

- воспитывать непосредственно культуру общения.

Для педагогов:

- формировать представления о новогодних праздниках во времена бабушек и дедушек;

- познакомить с историей новогодних праздников во времена бабушек и дедушек;

- показать значимость народных традиций празднования новогодних праздников;

- развивать творческие способности детей;

- развивать коммуникативные способности детей;

- развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;

- воспитывать любовь детей к народным традициям празднования новогодних праздников.

Для родителей:

- привлечь родителей к поиску вместе с детьми фотографий для организации фотовыставки времен бабушек и дедушек;

- привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации новогоднего мини-музея времен бабушек и дедушек;

- включаться в совместную деятельность с детьми при обсуждении новогодних традиций в семье;

- способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Реализация этого проекта поспособствует сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.

Актуальность

В настоящее время все больше возрастает интерес к традициям наших предков. Традиции включают в себя обычаи, поверья, культурные ценности, преданья. Мы решили уделить внимание традициям празднования новогодних праздников времен бабушек и дедушек, и помочь взрослым и детям узнать много интересного и духовно обогатиться. 

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в представлении информации детей среднего дошкольного возраста о новогодних традициях во времена бабушек и дедушек, а также современных традициях, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в проектной информационно - практико-ориентированной деятельности, а также познания истории дошкольниками.

Проблема: 

В ходе рассмотрения старых новогодних фотографий бабушек, дедушек и их родителей, у детей возникло много вопросов: «Почему такие костюмы? Почему ёлка украшена старыми игрушками? Почему гирлянды не такие, как у нас сейчас?» Выяснилось, что дети не знают о традициях празднования новогодних праздников. Но ведь это не просто традиции, а целые обряды со своими поверьями и правилами, которые передаются от поколения к поколению. Это история нашей страны, которую надо помнить и передавать дальше.

Гипотеза: Если познакомить детей с традициями празднования нового года во времена бабушек, дедушек и современности, использовать творческий подход, то дети будут знать историю и народные традиции новогодних праздников.


Информационная карта проекта

Наименование проекта

«Новый год из прошлого в будущее»

Тип проекта

Информационно - практико-ориентированный с элементами творчества

Организация

Адрес

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Разработчик проекта

Васина Снежана Сергеевна, учитель-логопед соответствие занимаемой должности;

Кузнецова Александра Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Соколова Наталья Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель проекта

Познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних праздников. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.

Задачи проекта

Для детей:

- познакомить детей с историей возникновения новогодних праздников;

- знакомить детей с традициями новогодних праздников;

- развивать речь, мышление, память;

- развивать творческие способности;

- развивать коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;

- развивать звуковую культуру речи;

- воспитывать любовь к народным традициям празднования новогодних праздников;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

- способствовать формированию положительных эмоций;

- воспитывать непосредственно культуру общения.

Для педагогов:

- формировать представления о новогодних праздниках во времена бабушек и дедушек;

- познакомить с историей новогодних праздников во времена бабушек и дедушек;

- показать значимость народных традиций празднования новогодних праздников;

- развивать творческие способности детей;

- развивать коммуникативные способности детей;

- развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;

- воспитывать любовь детей к народным традициям празднования новогодних праздников.

Для родителей:

- привлечь родителей к поиску вместе с детьми фотографий для организации фотовыставки времен бабушек и дедушек;

- привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации новогоднего мини-музея времен бабушек и дедушек;

- включаться в совместную деятельность с детьми при обсуждении новогодних традиций в семье;

- способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Срок реализации

Две недели

Ожидаемые результаты

- У детей сформируются представление об истории возникновения новогодних праздников;

- дети узнают традиции новогодних праздников;

- в процессе реализации проекта у детей улучшится речь, мышление, память; творческие и коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;

- сформируется любовь к народным традициям празднования новогодних праздников;

- приобретут умение доброжелательного отношения к окружающим.

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста

Воспитатели

Родители

Образовательные области

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Трансляция проекта

«СФЕРУМ» чат с родителями и педагогами

Продукты проекта

 - Мини-музей «Новый год из прошлого»;

- Фотовыставка «Как это было тогда?»;

- Рисунки «Елочные игрушки»;

- Новогодняя гирлянда;

- Клуб выходного дня «Новогодняя гирлянда».


Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап - подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Подбор художественной литературы:

Индивидуальное консультирование

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Будет собран необходимый

материал для работы в данном направлении.

Будет создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

2 этап – практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка         конспектов занятий, клуба выходного дня.

Оформление мини-музея «Новый год из прошлого»

Оформление фотовыставки «Как это было тогда?»

Ежедневная работа с детьми:

  1. Словесные игры.
  2. Дидактические игры.
  3. Подвижные игры.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Беседы.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Загадывание загадок.

- у детей сформируются представление об истории возникновения новогодних праздников;

- дети узнают традиции новогодних праздников;

- в процессе реализации проекта у детей улучшится речь, мышление, память; творческие и коммуникативные способности, умение отвечать на вопросы;

- сформируется любовь к народным традициям празднования новогодних праздников;

- приобретут умение доброжелательного отношения к окружающим.

Второй этап

3 этап - заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе.

Третий этап

Перспективное планирование

Образовательные области

Формы и методы организации совместной деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Беседа «Новый год. История и традиции»;

Беседа «Новогодняя игрушка из прошлого и настоящего»;

Просмотр советских мультфильмов с последующим обсуждением

Познавательное развитие

Занятие «Новогодний праздник»;

Новогодние загадки

Речевое развитие

Занятие «Составление описательного рассказа о елочной игрушке»

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением:

Владимир Сутеев "Ёлка";

Виктор Голявкин "Как я встречал Новый год";

Николай Носов "Бенгальские огни";

Виктор Драгунский "Новогодний подарок";

«Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова;

«Зимовье» обр. И. Соколова- Микитова;

Художественно – эстетическое развитие

Раскрашивание раскрасок «Елочные игрушки»;

Занятие по рисованию «Флажки на веревочке»;

Утренник «Новогодний праздник»;

Развлечение «Вот такой вот Новый год!»

Физическое развитие

Хоровод у ёлки;

Подвижная игра «Снежки»;

Дыхательная гимнастика «Погреем ручки»;

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

Гимнастика для глаз «Снежинка»;

Физминутка «Елочка»

Перспективное планирование реализации проекта

Направление работы

Цель

Сроки

Беседа «Новый год. История и традиции»

Занятие по познавательному развитию «Новогодний праздник»

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением:

Владимир Сутеев "Ёлка";

«Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова

Формирование представлений об истории возникновения новогодних праздников;

Формирование интереса к художественной литературе.

Понедельник (1 неделя)

Беседа «Новогодняя игрушка из прошлого и настоящего»

Занятие по речевому развитию «Составление описательного рассказа о елочной игрушке»

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением:

Виктор Голявкин "Как я встречал Новый год";

«Зимовье» обр. И. Соколова- Микитова;

Приобщение к культуре новогоднего праздника к его традициям, расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки их бабушек и дедушек и их родителей

Развитие связной речи, совершенствование умений составлять описательный рассказ о елочной игрушке

Формирование интереса к художественной литературе.

Вторник (1 неделя)

Вторник (2 неделя)

Фотовыставка «Как это было тогда?»

Утренник «Вот такой вот Новый год»

Отгадывание загадок

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением:

Николай Носов "Бенгальские огни"

Создание праздничной, новогодней атмосферы времен бабушек и дедушек

Создание праздничного настроения

Развитие логического мышления, памяти и речи.

Формирование интереса к художественной литературе.

Среда (1 неделя)

Среда (2 неделя)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Подвижная игра «Снежки»

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Флажки на веревочке»

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением:

Виктор Драгунский "Новогодний подарок";

Клуб выходного дня «Новогодняя гирлянда»

Развитие навыка словообразования

Овладение подвижными играми, формирование коллективизма

Формирование умений рисовать флажки на веревочке, различать, называть, использовать в изображении треугольной формы, желтые, синий, зеленый, красный цвета, располагая флажки на верёвочке.

Формирование интереса к художественной литературе.

Приобщение детей и родителей к совместной деятельности, привлечение родителей к активному участию в жизни группы.

Четверг (1 неделя)

Четверг (2 неделя)

Раскрашивание раскрасок «Новогодние игрушки»

Просмотр советских мультфильмов с последующим обсуждением

Оформление мини-музея «Новый год из прошлого совместно с родителями и детьми

Развлечение «Встреча Рождественской Колядки»

Развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей.

Закреплений знаний детей о добрых, волшебных, новогодних советских мультфильмах

Приобщение к традициям и обычаям празднования Нового года со времен бабушек и дедушек, через взаимодействие родителей, детей и педагогов.

Ознакомление детей со старинными традициями и обрядами на Руси, воспитание чувства коллективизма, дружбы, радости, общения.

Пятница (1 неделя)

Пятница (2 неделя)

Заключение

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор (дети имеют представление об истории новогодних праздников, традициях и обычаях), обогатился словарный запас. Дети осознали и почувствовали свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.


Список литературы

  1. Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика синтез, 2014. – 186 с.
  2. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство-Прес, 1998. – 304 с.
  3. Краузе Е. Н. Конспекты занятий воспитателя по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками с ОНР с 3до 5 лет / Е. Н. Краузе. – СПб. : Детсво-Пресс, 2021. – 160с.
  4. Майер А. А. Проекты по взаимодействию ДОУ с семьёй. Управление дошкольным образовательным учреждением / А. А. Майер. – Спб. : Детсво-Пресс, 2008. – 30 с.
  5. Михеева Л. Русские традиции и праздники / Л. Михеева, М. Короткова. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 256 с.
  6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) / Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 360 с.
  7. Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. Детские энциклопедии. / Е. Чекулаева. – М. : Астрель, 2001. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое прошлое, настоящее, будущее

Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....

Социально значимый проект по формированию уважительного отношения к старости "Без прошлого нет будущего"

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО  Уйдя на пенсию,   пожилым не хватает внимания и любви и, в то же время, им самим часто некому дарить свое тепло, заботу, любовь. А в этом остро нуждаются...

Без прошлого нет будущего!

Без прошлого нет будущего       Россия – огромная страна. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, надо принять духовную жизнь народа, ее историю и культуру.    ...

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

презентация "Из прошлого в будущее - До чего дошел прогресс"

Презентация с картнками , что было в прошлом, а что в настоящем времени....

Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы  «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное  развитие.Цель: Обобщить  и сис...