Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Маленький патриот"
рабочая программа (младшая группа)

Программа «Маленький патриот» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_2ml.docx384.94 КБ

Предварительный просмотр:

программа0001.JPG


Пояснительная записка

Программа «Маленький патриот» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа по патриотическому воспитанию детей  2 младшей группы разработана в соответствии с ФОП, в соответствии с ФГОС и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •   Закон Российской Федерации от 26.12.2012г.   «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);
  •   СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); 
  • Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
  
Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий

Содержание программы:

Актуальность:

Программа «Маленький патриот» актуальна для второй младшей группы по нескольким причинам:

  • Необходимость воспитания патриотизма с раннего детства. Один из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей — воспитание любви к близкому окружению: семье, дому, детскому саду и родному посёлку. 
  • Ослабление духовных ценностей народов России из-за изменений в экономических и политических сферах. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. 
  • Важность формирования целостного представления о мире у детей дошкольного возраста. Занятия по программе «Маленький патриот» помогают развивать связную речь и формировать личность ребёнка. 
  • Важность пробуждения любви к родной земле. Программа помогает формировать у детей такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. 
  • Важность формирования чувства гордости за малую Родину. Дети должны знать и любить тот уголок, где они родились и живут. 
  • Цель программы:
  •  Формирование нравственно-патриотических ценностей у детей младшего дошкольного возраста к родному дому, семье, детскому саду.
  • Задачи программы:
  • 1. Приобщать детей к культуре русского народа.
  • 2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • 3.  Расширять знание и представление о красоте родного края, родной природы.
  • 4.  Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • 5.  Развивать творческие и познавательные способности детей.
  • 6.  Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу.
  • 7.  Воспитывать уважение к труду взрослых.

Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.

Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».

Система и последовательность работы представлена в следующих темах:

«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,

«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».

Непосредственно образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:

-добровольное включение детей в деятельность;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец организованной деятельности.

В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.

Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:

- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;

-живой и постоянный пример воспитателя;

-искреннее участие в детских делах и проблемах;

-быть веселой и улыбчивой;

-активное использование естественных жизненных обстоятельств.

Предметно - развивающая среда

-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;

-предметные картинки;

- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;

-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;

-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.

Условия реализации программы:

Содержание предметно-развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организа​ции предметно-развивающей среды в группе. Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол​нять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь ши​рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы​слов, произведения устного народного творчества, образцы россий​ского флага. Предлагаемый детям материал должен в обяза​тельном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематиче​ских блоков.

Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;

-индивидуальные беседы о достижениях детей;

-совместные праздники, родительские собрания;

-дни открытых дверей;

Комплексно-тематическое планирование:

Тема

Цель:

Совместная деятельность педагога и детей

СЕНТЯБРЬ

«Моя семья».

Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру

1.Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».

2.Пальчиковая игра «Семья».

3.Игра-драматизация «Петушок и его семья».

4.Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.

5.Рассматривание фотографий «Моя семья»

6.Игровая ситуация «Поможем маме».

ОКТЯБРЬ

«Осень, осень в гости просим».

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.

1.Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.

2.Игровое упражнение «Осенние листочки».

3.Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

4.Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.

5.Предложить нарисовать «Осень»

6.Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»

НОЯБРЬ

«Мой любимый детский сад»

Поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе.

1.Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

2.Образная игра – имитация «Веселые зайчата»

3.Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»

4.Наблюдение за работой няни.

5.Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.

ДЕКАБРЬ

«Новогодние чудеса»

Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.

1.Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.

2.Практическая ситуация: «Какой я».

3.Рассматривание иллюстраций о новом годе.

4.Рисование «Украсим елочку для зайчика».

5.Предложить для игры снежинки.

ЯНВАРЬ

«Любимые игрушки»

Побудить желание и интерес детей к русской матрешке, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.

1.Песня – танец «мы веселые матрешки»

2.Рассказать о святках, игра «Маша, ты где? »

3.Д\игра «Разложите в ряд» 4.Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

5.Предложить украсить матрешку.

6.Предложить построит стол и стул для матрешки.

7.Самостоятельные игры с матрешкой.

ФЕВРАЛЬ

«Мой папа»

Способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа.

1.Выполнить аппликацию для папы «Самолет». 2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».

3.Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».

4.Изготовление открыток для пап.

5.Совместный праздник «Вместе с папой».

МАРТ

Мамочка любимая моя»

Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме.

1.Изготовление открытки для мамы.

2.Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

3.Разучивание закличек, потешек.

4.Принятие участие в празднике «Веселая масленица».

5. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».

6.С\ ролевые игры «Дом»,

«Привезем маме продукты»

7.Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.

АПЕРЕЛЬ

«Мои друзья»

Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».

1.Игровая ситуация «Встречаем гостей».

2.Совместный праздник с родителями «День рождение».

3.Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». 4.Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».

5.Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.

6.Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.

МАЙ

«Мой участок »

способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры).

1.Беседа «Где мы живем».

2.Экскурсия к березке, любование ее красотой.

3.Трудовой десант «Нам трудиться не лень». 4.Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой».

5.Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.

Ожидаемый результат:

Программа гражданско – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Уровни освоения программы:

Чтобы выявить уровень знаний детей 2-й младшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
  3. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев мы выделили уровни:
  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе (селе) неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.

  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе (селе), знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.

  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном городе (селе) – название города (села), знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.

Освоение программы на конец года:

-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;

-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;

-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;

-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.

-Использует в своей речи песенки, потешки;

- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.

Литература:

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.

5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.

6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

7. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

9. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.

10. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.

11. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.

12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей средней группы доу

Программа может быть использована для работы с детьми 4-5 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. Предназначена воспитателям....

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формир...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Люби и знай родной свой край"

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Люби и  знай родной свой край"...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"

Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...