ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА «Сенсорные коробки “Нижегородский край”
методическая разработка (младшая группа)

Рязанцева Наталья Александровна

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА «Сенсорные коробки “Нижегородский край” (для детей 3-4 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА
«Сенсорные коробки “Нижегородский край”
для детей 3-4 лет

                                                                 разработала Рязанцева Наталья Александровна

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Возраст: 3-4 года

Время проведения: 15 минут

Форма работы: подгрупповая (6-8 детей)

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально- коммуникативное развитие

II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Основные коробки:

«Лесная»:

Натуральные: сосновые шишки, еловые ветки, мох, кора деревьев

Искусственные: пластиковые фигурки животных (олень, белка, ёж)

Дидактические: карточки с AI-изображениями нижегородских лесов

«Речная»:

Натуральные: речной песок, галька, ракушки, вода

Дидактические: синие ленты («реки»), карточки с рыбами

«Полевая»:

Натуральные: колосья пшеницы, сухие травы, семена подсолнуха

Дидактические: карточки с полевых цветов

Материалы, созданные с помощью AI:

Серия карточек «Животные нижегородских лесов»

Памятка для воспитателя «Алгоритм работы с сенсорными коробками»

Стихи-описания для тактильных игр

III. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Знакомство с лесной сенсорной коробкой»

Задачи:

Образовательные: формировать представления о лесах Нижегородской области

Развивающие: развивать тактильную чувствительность, обогащать словарь

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 минуты)

Создание мотивации:
«Ребята, к нам сегодня пришло письмо от лесного жителя. Давайте посмотрим!»
(Показываю AI-генеративную открытку с оленем)

Проблемная ситуация:
«Олень приглашает нас в лес, но как нам туда попать, не выходя из группы?»

2. Основная часть (10 минут)

Этап 1. Знакомство с коробкой (3 минуты)

Достаю лесную коробку: «Вот наш волшебный лес!»

Демонстрирую материалы: «Здесь есть шишки, веточки, мох...»

Тактильное обследование: «Потрогайте, какие они разные!»

Этап 2. Игровые задания (5 минут)

«Найди самого колючего жителя леса» (ель)

«Покажи, что пахнет хвоей» (сосновая ветка)

«Найди то, что шуршит» (сухие листья)

Этап 3. Речевое развитие (2 минуты)

Образцы фраз:
«Я нашел шишку. Она шершавая»
«Это мох. Он мягкий и пушистый»

3. Заключительная часть (3 минуты)

Рефлексия:
«Что вам больше всего понравилось в нашем лесу?»
«Какие открытия вы сделали?»

Перспектива:
«В следующий раз мы отправимся на берег Волги!»

IV. КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. «Угадай на ощупь»

Цель: развивать тактильную память

Ход: ребенок опускает руку в коробку, находит предмет и описывает его

Речевой образец: «Это шишка. Она шершавая, с чешуйками»

2. «Чей домик?»

Цель: закреплять знания о животных

Ход: распределить животных по «домикам» (белка - в дупло, ёж - под листья)

Образец: «Белка живет в дупле»

3. «Следопыты»

Цель: развивать наблюдательность

Ход: найти все предметы определенного свойства (все шершавое, все мягкое)

V. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Для детей с низким уровнем развития:

Упрощенные задания («Покажи шишку»)

Тактильные подсказки

Совместное выполнение с воспитателем

Для детей с высоким уровнем развития:

Составление простых рассказов

Сравнительные описания

Классификация материалов

VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

AI-памятка для домашнего использования:
Запрос для ChatGPT:
«Составь инструкцию для родителей по созданию домашней сенсорной коробки. 5 пунктов, доступный язык»

Пример содержания:

Возьмите пластиковый контейнер

Наполните безопасными материалами (крупы, природные материалы)

Добавьте тематические игрушки

Предложите ребенку исследовать

Обсуждайте ощущения и впечатления

VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Высокий уровень:

Активно исследует все материалы

Использует в речи 3-4 прилагательных

Проявляет устойчивый интерес

Самостоятельно выполняет задания

Средний уровень:

Исследует материалы с помощью взрослого

Использует 1-2 прилагательных

Интерес неустойчивый

Нуждается в помощи при выполнении заданий

Низкий уровень:

Пассивен при исследовании

Использует отдельные слова

Интерес кратковременный

Требует постоянной помощи

VIII. ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ

Экономичность - используются доступные материалы

Быстрая подготовка - благодаря использованию AI

Гибкость - легко адаптируется под разные темы

Эффективность - соответствует возрастным особенностям

Практическая направленность - формирует конкретные умения

Методика апробирована и рекомендована к использованию в работе с детьми 3-4 лет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край родной, навек любимый" Практико-ориентированный проект.

Данный проект предназначен для воспитателей детей старшего возраста. Реализация его поможет дошкольнику не только познакомиться с родным посёлком, но и научиться беречь его природу,   проник...

Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»

Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"...

Исследовательский, практико-ориентированный проект «Новосибирская область – мой край любимый и родной»

laquo;Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.»(Д. С. Лихачев)...

Календарно- перспективный план Тема: «Ворсма- город в Нижегородском крае. Чем гордится Нижегородский край».

Календарный план направлен на ознакомление детей с родным городом Ворсмой, одним из малых городов Нижегородского края...

презентация проекта «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонационально...

Проект «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонационально...