Семинар-практикум по теме: «Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования»
материал
Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить воспитателей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги!
Сегодня мы проводим семинар-практикум по теме:
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования»
Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить воспитателей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».
Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:
- непосредственная образовательная деятельность,
-сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,
-особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
-Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений;
- экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.
- чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Взаимодействие с семьей:
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Экономическое воспитание дошкольников – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Возникают вопросы:
- Когда следует начать знакомство с экономикой?
- Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?
- Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме?
Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся найти на этом семинаре-практикуме.
Когда следует начинать знакомство с экономикой?
С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах(заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) Россиии других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Ход семинара
Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Именно наши дошкольники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Задачи экономического воспитания дошкольников:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание - индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой.
Формы и методы по экономике:
- загадки;
- пословицы;
- экономические задачи;
- сказки;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сегодня мы вам предлагаю отправится в увлекательный мир экономики
1. Упражнение «Экономика для дошкольников – это..........» (каждый участник высказывает понятие «Экономика для дошкольников – это...»)
2. Деление воспитателей на команды: упражнение «Найди партнеров». В руках у присутвующих части банкноты «тенге» и «доллар». Под музыку присутвующие премещаются по залу, как только музыка останавливается участники треннига должны найти свою команду.
Образуются две команды.
3. Задание «Нарисовать эмблему»
4. Представление команд.
5. Игровое упражнение «Бартер»
1,2,3,4,5- начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю я на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку
Предлагаю «Бартер»: конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.
6. Экономические загадки:
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…. (товар)
- На товаре быть должна
Обязательно…..(цена)
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без……(рекламы)
- Чуть оплошаешь -так в тот же момент
Рынок захватит весь твой….(конкурент)
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …..(доход)
- Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ….(налоги)
- Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
- Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
- На рубль-копейки, на доллары-центы,
Бегут набегают в банке…(проценты)
- Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …..(ссуду)
7. Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ. Реклама – это двигатель торговли.
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ
Нарисовать рекламу мороженого и придумать слоган.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
8. Решение экономических задач и обоснование ответа.
- Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
- Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
- Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 180тг. за 1 кг.,а в другом по 220 тг. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
- Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 тг за 1 кг. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
9. Экономика в сказках
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. Терем-теремок (распределение труда)
2. Чудесная шуба (бартер)
Распределяю сказки по командам, предлагаю их обыграть. После игры предлагаю обсудить и добавить свое экономическое понятие.
10. Обратная связь «Чемодан, корзина» - каждый участник делиться своими впечатлениями о семинаре, выбирая корзину или чемодан.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают, как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование.
Сущность экономического воспитания дошкольников заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Подведение итогов:
Исходя из всего услышанного, хочется сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний будет достаточно.
Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка.
Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое.
Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере! Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей. Тема: «Использование загадок в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном возрасте.»
В рамках данного семинара учитель-логопед знакомит воспитателей с видами загадок и с возрастными особенностями детей для полноценного знакомства и работы ними. В практическую часть семинара - практику...

Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н....
Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...

«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...

Семинар-практикум «Игры, направленные на формирование основ экономической грамотности дошкольников»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...
