Конспект музыкального занятия с использованием технологии исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сергиенко Наталья Александровна

музыкальное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_laboratriya.odt20.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Конспект музыкального занятия с использованием технологии исследовательской деятельности старшего дошкольного  возраста

«Музыкальная лаборатория»

Сергиенко Наталья Александровна

Музыкальный руководитель

«Музыкальная лаборатория»

Цель: Создание условий для познавательной активности детей, через экспериментирование со звуками.

Обучающие задачи:

1. Обучать детей умению устанавливать причинно – следственные связи.

2 Способствовать формированию у детей любознательности, к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

  1.Формировать представления детей о звуке, его движении.

 2.Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

 Оборудование: 3 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, бумага, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический,  карандаш, 6 одинаковых сосудов из стекла, сосуд с водой,  стеклянные  палочки, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение

ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: музыкальные и немузыкальные

звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор;

колебание; волна; материалы сосудов: стеклянный, металлический,

пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше.

Музыкальный репертуар :

В. Селиванов «Шуточка»,  С.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»),

Ход совместной деятельности:

Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал,

оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе

профессора музыкальных наук.

(На экране 1 слайд  презентации)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я

профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне

в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про

мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые

занимаются наукой.

Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные

предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед

вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

(На экране возникает 2 слайд с фотографией учёного)

Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что

такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо

подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение

различных предметов, явлений.)

Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в

специальных лабораториях.

(На экране появляется фотография научной лаборатории. 3слайд )

Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная,

а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы,

различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие

предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем

поработать в этой музыкальной лаборатории.

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне,

пожалуйста, кто такие композиторы?

Дети: - Это люди, которые пишут музыку.

Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории

случилась беда! Один мой знакомый  композитор

растерял все свои нотки, и теперь музыка у него никак не пишется.

И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы

помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы

согласны? Для того, чтоб найти потерянные ноты, нам придётся

провести научные исследования. А что мы будем изучать, вы

узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Что же это?

Дети: - Звуки.

Педагог: - Правильно, это звуки!

Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на

столах). И если мы отыщем за каждым из 3-х столов все звуки, у

нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки,

а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите,

пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он

записывает свою музыку, абсолютна пуста.

(На экране появляется изображение пустого нотного стана. 4 слайд)

Педагог: - А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими

учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят

настоящие ученые, и приступим к исследованиям.

(надеть на головы конфедератки и накидки)

Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро

пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н.

Девятова)

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об

основных физических свойствах звука.

Материалы: гитара, листы бумаги (по количеству детей)

Дети садятся за первый стол.

Педагог: Итак, коллеги, кто может сказать, откуда рождается

звук? На этот вопрос нам поможет ответить первый эксперимент.

Каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента,

вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны,

чтобы остановить звук.

Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился?

Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна.

Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Педагог: - Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к

выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое

движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Педагог: - Ребята, мы сейчас извлекали звук из музыкального

инструмента. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа

бумаги? Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с

листом бумаги?

Дети: - Дрожит, колеблется.

Педагог: - Как прекратить звук?

Дети: - Остановить колебания листа рукой.

Педагог: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает

только в тот момент, когда лист бумаги дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание листа бумаги пальчиком в воздухе. На что

похоже это колебание?

Дети: - На волну.

Педагог: - Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте,

используем эти волны в создании бумажного оркестра!

«Бумажный оркестр»

В. Селиванов «Шуточка»

Педагог: - Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли

первую нотку для композитора! Поздравляю вас, коллеги, с первой

победой!

(На экране появляется первая нотка 5 слайд)

 Звучат фанфары.

Педагог: Поздравляю вас с первой победой, коллеги!

Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных

источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный,

металлический, стеклянный, карандаши.

Дети проходят за второй стол.

Педагог: - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я

расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных

домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И

звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки.

Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и

строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими

соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал.

Послышался звук. Какой он, дети?

Дети: - Пластмассовый.

Педагог: -Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

- К третьему (стеклянный)

- К четвертому (металлический)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А

теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к

столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот

эксперимент?

Дети: - Различные предметы издают различные звуки.

Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от

того, из какого материала он сделан. Ребята, давайте при помощи

разных предметов озвучим интересную историю про зайца-

трусишку.

Дети: - Давайте!

Сказка-шумелка «ЗАЯЦ В ЛЕСУ» 

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как

зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ

ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для

композитора!

(На экране появляется вторая нотка . 6 слайд).

 Звучат фанфары.

Эксперимент 3 - Поющая вода

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на

высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки

Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды.

Педагог: - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них

внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети: - Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они

стеклянные.

Педагог: - Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла.

Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по

очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте

внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Педагог: - Что вы можете сказать об услышанных звуках?

Дети: - Звуки звучат одинаково.

Педагог: - Теперь предлагаю продолжить эксперимент,

попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и

вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно

сказать сейчас?

Дети: - В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах

разное количество воды.

Педагог: - Для продолжения эксперимента давайте поставим

сосуды с водой от большого количества воды к меньшему.

Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и

шестой.

(Дети стучат по 1 и 6 сосудам.)

Педагог: - Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.

Дети: - Звучание разное.

Педагог: - Давайте теперь постучим по 1,3,6 сосудам.

Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?

Дети: - Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки

разные.

Педагог: - Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к

меньшему).

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать

по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно

увеличивающемуся объёму.)

Дети: - Звук постепенно уходит вниз.

Педагог: - Какой вывод можно сделать?

Дети: - Звуки можно извлекать из предметов и изменять.

Педагог: - Какие звуки мы извлекали из сосудов?

Дети: - Разные по высоте.

Педагог: - Мы выяснили, что стеклянные звуки бывают разными

по высоте и с помощью их разнообразия можно создавать

мелодии, как на настоящих музыкальных инструментах. Вам бы

хотелось сыграть свою мелодию? Давайте попробуем сыграть на

стеклянных инструментах, как в настоящем оркестре.

Дети: - Давайте!

«Стеклянный оркестр»

«Итальянская полька» С. Рахманинов

Педагог: - Молодцы, ребята!

Ребята, вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, все

ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном

стане!

Педагог: -: Ребята, мы отыскали все нотки!

Помогли нашему композитору?  Он доволен и готов дать послушать нам свою музыку!   Устраивайтесь поудобнее на ковре и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.

Релаксация.  Дети, лёжа на ковре, слушают отрывок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных,

смогли выручить из беды сказочного композитора, я вас с этим поздравляю.

 А что нового узнали?  Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии):

- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие.  

И завершить наше занятие я хочу

стихотворением Андрея Усачева:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

А. Усачев «Звуки»

Педагог: - До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Паровоз c загадками»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...

Конспект занятия с использованием технологии исследовательской деятельности и ИКТ "Этот удивительный песок"

Познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно-исследовательскую деятельность...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,  ...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии развития творческого воображения О.П.Радыновой для детей старшего дошкольного возраста."Зимние превращения у Новогодней елки"

Типовое музыкальное занятие, с использованием технологии  развития творческого воображения О.П.Родыновой для детей старшего дошкольного возраста.Цель - создание условий для развития творческого в...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности

Конспектмузыкального занятия с использованием технологииэкспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные звуки вокруг нас»для  детей  старшего  возраста...