Конспект музыкального занятия с использованием технологии исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
музыкальное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
Конспект музыкального занятия с использованием технологии исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста
«Музыкальная лаборатория»
Сергиенко Наталья Александровна
Музыкальный руководитель
«Музыкальная лаборатория»
Цель: Создание условий для познавательной активности детей, через экспериментирование со звуками.
Обучающие задачи:
1. Обучать детей умению устанавливать причинно – следственные связи.
2 Способствовать формированию у детей любознательности, к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1.Формировать представления детей о звуке, его движении.
2.Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: 3 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, бумага, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаш, 6 одинаковых сосудов из стекла, сосуд с водой, стеклянные палочки, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение
ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.
Словарная работа: музыкальные и немузыкальные
звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор;
колебание; волна; материалы сосудов: стеклянный, металлический,
пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше.
Музыкальный репертуар :
В. Селиванов «Шуточка», С.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»),
Ход совместной деятельности:
Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал,
оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе
профессора музыкальных наук.
(На экране 1 слайд презентации)
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я
профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне
в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про
мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые
занимаются наукой.
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные
предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед
вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.
(На экране возникает 2 слайд с фотографией учёного)
Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что
такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо
подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение
различных предметов, явлений.)
Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в
специальных лабораториях.
(На экране появляется фотография научной лаборатории. 3слайд )
Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная,
а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы,
различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие
предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем
поработать в этой музыкальной лаборатории.
- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне,
пожалуйста, кто такие композиторы?
Дети: - Это люди, которые пишут музыку.
Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории
случилась беда! Один мой знакомый композитор
растерял все свои нотки, и теперь музыка у него никак не пишется.
И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы
помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы
согласны? Для того, чтоб найти потерянные ноты, нам придётся
провести научные исследования. А что мы будем изучать, вы
узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Что же это?
Дети: - Звуки.
Педагог: - Правильно, это звуки!
Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на
столах). И если мы отыщем за каждым из 3-х столов все звуки, у
нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки,
а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите,
пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он
записывает свою музыку, абсолютна пуста.
(На экране появляется изображение пустого нотного стана. 4 слайд)
Педагог: - А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими
учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят
настоящие ученые, и приступим к исследованиям.
(надеть на головы конфедератки и накидки)
Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро
пожаловать за первый стол.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н.
Девятова)
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об
основных физических свойствах звука.
Материалы: гитара, листы бумаги (по количеству детей)
Дети садятся за первый стол.
Педагог: Итак, коллеги, кто может сказать, откуда рождается
звук? На этот вопрос нам поможет ответить первый эксперимент.
Каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента,
вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны,
чтобы остановить звук.
Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился?
Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна.
Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Педагог: - Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к
выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое
движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Педагог: - Ребята, мы сейчас извлекали звук из музыкального
инструмента. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа
бумаги? Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с
листом бумаги?
Дети: - Дрожит, колеблется.
Педагог: - Как прекратить звук?
Дети: - Остановить колебания листа рукой.
Педагог: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает
только в тот момент, когда лист бумаги дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание листа бумаги пальчиком в воздухе. На что
похоже это колебание?
Дети: - На волну.
Педагог: - Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте,
используем эти волны в создании бумажного оркестра!
«Бумажный оркестр»
В. Селиванов «Шуточка»
Педагог: - Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли
первую нотку для композитора! Поздравляю вас, коллеги, с первой
победой!
(На экране появляется первая нотка 5 слайд)
Звучат фанфары.
Педагог: Поздравляю вас с первой победой, коллеги!
Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных
источников звуков.
Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный,
металлический, стеклянный, карандаши.
Дети проходят за второй стол.
Педагог: - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я
расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных
домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И
звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки.
Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и
строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими
соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал.
Послышался звук. Какой он, дети?
Дети: - Пластмассовый.
Педагог: -Затем подошел к другому, постучал (деревянный)
- К третьему (стеклянный)
- К четвертому (металлический)
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А
теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.
(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к
столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот
эксперимент?
Дети: - Различные предметы издают различные звуки.
Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от
того, из какого материала он сделан. Ребята, давайте при помощи
разных предметов озвучим интересную историю про зайца-
трусишку.
Дети: - Давайте!
Сказка-шумелка «ЗАЯЦ В ЛЕСУ»
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как
зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ЛОЖКАМИ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ
ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)
Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для
композитора!
(На экране появляется вторая нотка . 6 слайд).
Звучат фанфары.
Эксперимент 3 - Поющая вода
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на
высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки
Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды.
Педагог: - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них
внимательно, что вы можете сказать о них?
Дети: - Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они
стеклянные.
Педагог: - Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла.
Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по
очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте
внимательно, какие звуки издают сосуды?
(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Педагог: - Что вы можете сказать об услышанных звуках?
Дети: - Звуки звучат одинаково.
Педагог: - Теперь предлагаю продолжить эксперимент,
попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и
вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно
сказать сейчас?
Дети: - В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах
разное количество воды.
Педагог: - Для продолжения эксперимента давайте поставим
сосуды с водой от большого количества воды к меньшему.
Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и
шестой.
(Дети стучат по 1 и 6 сосудам.)
Педагог: - Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.
Дети: - Звучание разное.
Педагог: - Давайте теперь постучим по 1,3,6 сосудам.
Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
Дети: - Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки
разные.
Педагог: - Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к
меньшему).
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать
по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно
увеличивающемуся объёму.)
Дети: - Звук постепенно уходит вниз.
Педагог: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Звуки можно извлекать из предметов и изменять.
Педагог: - Какие звуки мы извлекали из сосудов?
Дети: - Разные по высоте.
Педагог: - Мы выяснили, что стеклянные звуки бывают разными
по высоте и с помощью их разнообразия можно создавать
мелодии, как на настоящих музыкальных инструментах. Вам бы
хотелось сыграть свою мелодию? Давайте попробуем сыграть на
стеклянных инструментах, как в настоящем оркестре.
Дети: - Давайте!
«Стеклянный оркестр»
«Итальянская полька» С. Рахманинов
Педагог: - Молодцы, ребята!
Ребята, вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, все
ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном
стане!
Педагог: -: Ребята, мы отыскали все нотки!
Помогли нашему композитору? Он доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Устраивайтесь поудобнее на ковре и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.
Релаксация. Дети, лёжа на ковре, слушают отрывок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского «Вальс цветов»
Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных,
смогли выручить из беды сказочного композитора, я вас с этим поздравляю.
А что нового узнали? Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии):
- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие.
И завершить наше занятие я хочу
стихотворением Андрея Усачева:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Педагог: - До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Паровоз c загадками»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...

Конспект занятия с использованием технологии исследовательской деятельности и ИКТ "Этот удивительный песок"
Познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно-исследовательскую деятельность...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»
Цель - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность, ...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии развития творческого воображения О.П.Радыновой для детей старшего дошкольного возраста."Зимние превращения у Новогодней елки"
Типовое музыкальное занятие, с использованием технологии развития творческого воображения О.П.Родыновой для детей старшего дошкольного возраста.Цель - создание условий для развития творческого в...

Конспект музыкального занятия с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности
Конспектмузыкального занятия с использованием технологииэкспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные звуки вокруг нас»для детей старшего возраста...

Конспект музыкального занятия с использованием Технологии формирования двигательных умений дошкольников «Страна Ритмика»
Цель: развитие музыкальных способностей детей....
