Паспорт проекта " Волшебная соль "
проект (подготовительная группа)

Проект
«Волшебная соль»

Подготовительная группа

Паспорт проекта:

Продолжительность: краткосрочный.

Вид проекта:  познавательно-исследовательский

Участники:

  • Воспитатель;
  • Дети  подготовительной группы;
  •  родители.

Цель:  определить свойства соли, а так же уточнить как она

используется в творчестве, путем наблюдений и 
экспериментирования.

Актуальность:

 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

 Гипотеза:

Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности.

Анализ ситуации:

Почему соль? Чем могла заинтересовать детей  обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто.

Тема исследовательской деятельности возникла после чтения сказки «Соль дороже золота». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Мы стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Милана сказал, что у него дома есть цветная соль. Это очень нас заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. Ребята  стали задавать много вопросов: почему вода соленая? С этого и началось. Тогда и возникла идея создать этот проект. 

Задачи:

  • Выяснить откуда берется соль?
  • Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
  • Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
  • Исследовать свойства соли опытным путем;
  • Использование соли в творчестве. 
  • Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору  материала по теме;
  • Просмотр видео по добыче соли;
  • Чтение пословиц, поговорок о соли;
  • Беседы о пользе и вреде.

Ожидаемый результат:

  • В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
  • Появление интереса к исследованию природы;
  • Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала;
  • Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях.
  • Самостоятельно провели много интересных опытов с солью.
  • У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки.
  • Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие наблюдательности, внимания,  умения сравнивать Взаимодействие с семьей:
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Рекомендации «Проведите простые опыты с детьми дома»
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность «Что я знаю о соли?»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Вводный этап

1.Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»  

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.        

2.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.        

основной этап

1.Беседа с детьми «Где добывают соль».  

Цель: Дать детям знания о добычи поваренной солее.

2.Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Цель:         Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

3.    Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)

4.Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.        

5.Творческая мастерская .Лепка из соленого теста  «Игрушка для елочки».

 Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.        

Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.        

7.Опытно-экспериментальная деятельность « Кристаллы соли»

Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.        

9.Творческая игра «Добыча соли».

Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.

итоговый этап

1.Создание коллекция иллюстраций «Полезное ископаемое – соль».

Цель:  Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.        

2.Презентация проекта «Эта удивительная соль».

Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.      

Опыт № 1 «Эффект мертвого моря»

  Для эксперимента взяли  два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.

       Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

       Объяснение: Все дело  в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Опыт №2: «Соль растворяется в воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой.  Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.

 Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 3: «Соль-Чистящее средство»

Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

       Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.

Вывод:

В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью.

Ребята превратились в маленького исследователя: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

                       

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Проект "Волшебная соль"

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы г...

Паспорт проекта " Волшебная соль"

Проект«Волшебная соль»Подготовительная группаПаспорт проекта:Продолжительность: краткосрочный.Вид проекта:  познавательно-исследовательскийУчастники:Воспитатель;Дети  подготовите...