Семинар практикум для родителей
методическая разработка (подготовительная группа)

Т.В.Тимофеева

конспект семинара Практикум для родителей на тему."«Детское экспериментирование –

путь к познанию окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley_2.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Падеринская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Киселёва А.Я»

(дошкольные группы)

Семинар практикум для родителей .

Тема: «Детское экспериментирование –

путь к познанию окружающего мира»

Воспитатель: Тимофеева Татьяна Викторовна.

Семинар практикум для родителей .

Тема:«Детское экспериментирование –путь к познанию окружающего мира»

#1062;ель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:
1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
#1059;креплять сотрудничеств
о между родителями и детьми.
3.
Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
4.
Формировать положительные эмоции.
Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации,

Подбор опытов, приготовление оборудования.
Оборудование: магнитофон, мольберт, ноутбук, влажные салфетки, жидкое мыло, тарелочки, ватные палочки, молоко, пищевые красители, вода, клеенки, контейнеры, пластиковые стаканчики, ложки.

Ход семинара:

На экране надпись:

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас, на семинаре практикуме на тему: «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира».

Ребенок – прирожденный исследователь.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то на

поминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

-мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

-воображение (что случается с льдинкой в группе?

полетит ли перышко, если на него подуть?)

-внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

-речь;

-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед
в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Лиза предложит свою помощь).

Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
•зарядка,
•завтрак,
•занятия,
•прогулка,
•игры
и т.д. Все по режиму.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.) На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, дети познают вкус приготовленных блюд.

В нашей группе работает студия «Почемучки». Для занятий студии нами была разработана рабочая программа, на тему «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников».

В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда),

«Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
)
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок. Обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюде

ниях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Предлагаю вам побыть немного детьми и отправиться в удивительный мир опытов и открытий.
1«Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
2«Мыльная живопись»

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочку в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите тонированный лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист от миски. У вас получится изображение-отпечаток.

Дорисуйте фломастером рисунок. Вот Вам пример, что при экспериментировании развивается воображение.

3 «Радужное молоко»

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.

Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во - первых, самому быть любопытным.

Во - вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В - третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В - четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В - пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Хотелось бы, чтобы Вы, родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!!!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".

Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...