Социализация детей дошкольного возраста при активном участии родителей
статья

Тетерина Маргарита Анатольевна

Проблема успешной социализации дошкольников наиболее актуальна и занимает особое место в системе дошкольного образования. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnikov_pri_uchastii_roditeley.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ РОДИТЕЛЕЙ

Сегодня проблема успешной социализации дошкольников наиболее актуальна и занимает особое место в системе дошкольного образования.

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно, что часто не приводит к положительным результатам.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их постоянное взаимодействие, педагоги дошкольной организации должны стремиться к установлению партнёрских доверительных отношений с родителями воспитанников. Только тогда социализация дошкольников будет эффективной.

Что же понимают под понятием «социализация»?

Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Здесь ребенок получает свой первый коммуникативный и социальный опыт. Поэтому одной из первых задач ДОУ является создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».

Можно выделить следующие принципы организации работы с семьями:

- открытость детского сада - каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок;

- постоянное сотрудничество педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей;

- отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- своевременная диагностика для выявления проблем в воспитании и развитии ребёнка.

С целью вовлечения родителей в процесс социализации детей в нашем детском саду мы используем различные формы и методы, которые можно разделить на три основные группы:  

  1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, ролевые игры, круглые столы, конференции, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.);
  2. Индивидуальные (консультации, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, посещения семей, поручения родителям и т.д.);
  3. Наглядно-информационные (выставки детских работ, папки-передвижки, буклеты, памятки, уголок краткой информации и др.).

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В таких беседах родители более охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, вызванном поведением ребёнка, об успехах или неудачах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей.

 Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родители систематически знакомятся с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в детском саду и семье. Это может быть выступление как воспитателя, так и других сотрудников ДОУ (медицинской сестры, музыкального работника, психолога, заведующего). Подводятся итоги работы за определённый период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

Из нетрадиционных форм общения с семьями можно выделить:

- совместные досуги, праздники;

- участие родителей в конкурсах и выставках;

- выпуск стенгазет, оформление фотоальбомов;

- помощь в организация мини-библиотеки;  

- проведение родителями занятий о профессиях;

- организация различных мастер-классов;

- участие семей в социальных и экологических акциях.

Пожалуй, ничто другое так не сближает ДОУ и семьи, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными и активными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

- помощь в написании сценария;

- разучивание стихотворений, песен, танцев;

- оформление группы и музыкального зала;

- пошив праздничных костюмов, изготовление подарков;

- подготовка концертных и театральных номеров;

- приготовление угощений к праздничному столу и др.

Учитывая высокую занятость большинства родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Каждый член семьи имеет возможность в письменном обращении высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и получить ответ на любой интересующий вопрос. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных отклонениях в поведении детей.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, украшение для новогодней елки и пр. не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общем деле. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей улучшают настроение, дарят радость, укрепляют отношения внутри семьи.

Доверительное общение между родителями и педагогами ДОУ можно установить в совместной деятельности на таком мероприятии, как «Дни добрых дел». Ремонт игрушек, мебели, уборка помещений детского сада и участка, помощь в обогащении предметно – пространственной развивающей среды группы – все это способствуют созданию доброжелательной атмосферы в коллективе и установлению теплых взаимоотношений между воспитателями и родителями.  

Для того, чтобы сотрудничество ДОУ и родителей осуществлялось в интересах развития личности дошкольника, не стоит рассматривать семью лишь как объект для взаимодействия. На собраниях, индивидуальных консультациях и беседах необходимо объяснять родителям, что семейная среда очень важна для ребенка и определяет путь его дальнейшего развития, а участие мам и пап в различных мероприятиях ДОУ формируют необходимый опыт, закладываются главные нравственные качества дошкольника, усваиваются нормы и правила поведения, что в конечном итоге облегчает процесс социализации детей.

Таким образом, социализация дошкольников будет успешной при установлении партнёрских доверительных отношений педагогов с семьей и активном участии родителей в детсадовской жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Коррекционно - игровое занятие "Венигрет" для детей ЗПРстаршего дошкольного возраста с активным участием родителей

Цель: Обогатить и уточнить знания детей по теме «Овощи».Упражнять в составлении целого изображения из частей.Развивать: непроизвольную память; мышление; мелкую и общую моторику; двигательные навыки; с...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...

Сценарий новогоднего квеста «В поисках Деда Мороза и Снегурочки» для детей старшего дошкольного возраста (с активным участием родителей)

Цель: развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу, находить совместные решения. Развивать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников, создавать эмоционально...