Формирование ранней профориентации у старших дошкольников.
статья (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ранней профориентации
у старших дошкольников.
Работа по развитию ранней профориентации в детском саду не только знакомит дошкольников с различными видами труда взрослых, но и подводит их к выбору будущей профессии.
«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».Виктор Гюго.
Работа по профориентации является не только приоритетным направлением в общеобразовательной школе, но и на раннем этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем.
В настоящее время в системе образования особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Задача детского сада состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребёнок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретёт знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителе способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Целью развития ранней профориентации у старших дошкольников является развитие у детей интереса к различным профессиям через реализацию следующих задач:
- расширение и общение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действий;
- пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;
- формирование реалистических представлений о труде людей;
- формирование понятий у детей о важности, необходимости каждой профессии;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие образного и пространственного мышления, побуждение детей к творчеству и самостоятельности.
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо создать определённую предметно – развивающую среду через ресурсное обеспечение:
– создание центра сюжетно – ролевых игр в группе;
- подбор методического инструментария;
- подборка художественной литературы;
- создание картотек загадок,пословиц;
- подборка демонстрационного материала;
- подготовка презентаций и видеоматериалов на тему «Профессии»;
- пополнение костюмами уголка ряжения для сюжетно ролевых игр.
На начальном этапе по формированию ранней профориентации у детей, я использовала художественный и иллюстративный материал: чтение книг, рассматривание альбомов о профессиях. Широко применяла дидактические упражнения и игры: «угадай профессию», «кому что нужно для работы?» и т.д. Но самой результативной формой работы считаю использование сюжетно – ролевых игр, так как в них сочетаются элементы игры и обучения. в них имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.
Постепенно побуждаю детей усложнять содержание игр, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты.
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии.
Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность. которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование временных представлений старших дошкольников
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...
Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников
В данной методической разработке показано, как можно использовать наглядный материал на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников, приведены приме...
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников
Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Роль поисковой деятельности в формировании личностных качеств старших дошкольников и развитии их творческих способностей
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения...

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"
Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
памятки для дошкольников по формированию ЗОЖ у старших дошкольников
Памятки для дошкольников по формированию ЗОЖ у старших дошкольников...
