ПАМЯТКА «Как развивать инициативу и самостоятельность у детей»
консультация

Смолина Анастасия Владимировна

ПАМЯТКА

«Как развивать инициативу и самостоятельность у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

ПАМЯТКА

«Как развивать инициативу и самостоятельность у детей»

Подготовила:

Смолина А.В.

воспитатель

2024

ПАМЯТКА

«Как развивать инициативу и самостоятельность у детей»

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Этапы развития самостоятельности:

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

В каких же видах деятельности мы можем в садике привить ребенку ценные качества?

  • Простой бытовой труд и самообслуживание
  • Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.
  • Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.
  • Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
  • Восприятие художественной литературы
  • Музыкальная деятельность
  • Двигательная деятельность
  • Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять.

Условия развития детской самостоятельности, инициативы и творческого самовыражения в условиях детского сада:

  • Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности.
  • Не авторитарное педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости, которое также станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
  • Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.
  • Использование инновационных методов активации

Принципы, по которым должна осуществляться работа по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности:

  • Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ  и группе условий, которые будут способствовать инициативе  детей.
  • Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  • Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  • Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
  • Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения  и в семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование"

Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование...

Памятка по развитию инициативы и самостоятельности у детей 6-8лет

В статье содержится материал о том, как развивать иницивтиву и самостоятельность у детей 6-8 лет...

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий

Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....