Доклад «Развивающая предметно- пространственная среда группы»
методическая разработка

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rpps.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Развивающая предметно-   пространственная среда группы»

Подготовила: воспитатель

Хамидулина З.Я.

        Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Пассивное наполнение группы играми и игрушками недостаточно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, предметно-пространственная среда детского сада должна быть рационально организованной, насыщенной разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

        Ключевой задачей является обогащение среды элементами, которые стимулируют познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей занимает центральное место в системе дошкольного образования.

        Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

        В приемной группы находятся информационные стенды для родителей, уголок объявлений, уголок здоровья. Также, в приемной, размещены и периодически обновляются папки передвижки с материалами на различные темы, из которых родители могут получить необходимую информацию по обучению, развитию и воспитанию детей.         Для демонстрации работ детей: рисунков, аппликаций оформлен стенд «Мое творчество».

        Социально-коммуникативному развитию дошкольников способствуют центры ПДД, пожарной безопасности, центр труда и уголок дежурства, центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр). Центр содержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Дидактический материал: «Советы светофора», «Уроки безопасности», «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», «Транспорт», «Один дома», «Осторожно пожар». Имеются наборы машинок, знаков, фигурки человечков, малый строительный материал. Подобрана детская художественная литература: рассказы, стихи, загадки, «Дорожная азбука».

        Организация деятельности детей в Центре труда и уголке дежурства направлена на формирование у них ответственного отношения за порученное дело, воспитание заботы друг о друге, желания оказывать помощь младшему воспитателю, работать аккуратно и старательно, умение правильно сервировать стол и готовить необходимые материалы к занятиям. В уголке дежурного оформлен стенд «Мы дежурим», находится все необходимое для работы: фартуки, шапочки.

        Центр игровой деятельности (центр сюжетно-ролевых игр) позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов - заместителей, помогающих отразить социальный быт (мебель, посуда, орудия труда, куклы, фигурки животных – взрослых и детенышей). Сюжеты, которые дети могут развернуть в данном центре, разнообразны: «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды), «Парикмахерская», «Поликлиника»,         «Кухня», «Строители», «Моряки», «Гараж», «Почта» и т.д.

        Работа в Центре патриотического воспитания по ФОП ДО направлена на воспитание любви и уважения к нашей Родине - России. Центр расширяет представления о Родине - России (самая большая страна мира, демонстрационный материал: глобус и карта), о столице России – Москве; родном крае и о городе. В группе оформлен стенд по патриотическому воспитанию. Материалы центра пополняются работами детей на тему: «В кругу семьи», «Мой дом», «Столица России - Москва», «По страницам Красной книги» и др. В работе использую различные дидактические игры: «Достопримечательности нашего города», «Как я провел свои выходные», «Расскажи, где ты живешь», «Наша страна – Россия».

        Центр познавательно-исследовательской деятельности сочетает в себе центр экспериментирования и представлен лабораторией с наличием материалов для наблюдений и экспериментирования: весы, микроскопы, емкости с сыпучим, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов. Составлена картотека опытов, есть инструкции, алгоритмы, различные схемы, модели, демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Времена года», и др.; Дидактические игры: «Когда это бывает», «Что где находится», «Кто и что (живое и неживое)»; «Земля и солнечная система» и др. энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событийной жизни группы.

        Центр математического развития содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, величину, временно – пространственные отношения. Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития воспитанников группы. Каждый ребенок выбирает для себя игру по интересам. Мною подобраны и изготовлены следующие пособия: «Геометрическое лото», «Найди фигуру», «Собери урожай», «Сколько не хватает»; игры для развития логического мышления: «Наблюдательность», «Учимся сравнивать», «Найди, каких игрушек не хватает», головоломки, логические задачи, кубики, шашки, развивающие книги, счетные палочки.

        В Центре конструирования находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор - дупло, конструктор LEGO, «Геометрический конструктор». Дети закрепляют навыки коллективной работы, планируют процесс строительства постройки, распределяют обязанности (роли), активно включаются в процесс конструирования и добиваются конечной цели.

        Центр развития речи направлен на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Оснащен настольно-печатными играми и ребусами, сюжетными картинками для речевого творчества, дидактическим материалом: «Когда это бывает?», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Назови игрушку», «Назови звук». Обеспечивает возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка.

        Центр художественной литературы (Уголок книги) способствует овладению речью как средством общения и культуры. Деятельность в этом центре развивает познавательные и творческие способности детей средствами художественной литературы. Здесь представлены книги в соответствии с основной образовательной программой и тематическим планированием: сказки, стихи, юмористические книги с яркими смешными картинками, фольклорные сборники. Так же представлены портреты поэтов и писателей.         Дети любят рассматривать альбомы по литературным произведениям, иллюстрации к художественным произведениям.

        Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

        Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театрализованной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. У детей всегда есть возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр, который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.

        Центр изобразительного творчества формирует у детей умение творить прекрасное в своей повседневной жизни. Деятельность в центре позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Он способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятиях. Расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеенки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели. Наглядно - иллюстрационный материал: образцы декоративно - прикладного творчества; пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Контуры», тренажер «Форма и цвет», «Волшебные шарики».

        Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому в группе сформирован определенный двигательный режим, созданы условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально - ритмических упражнений. Центр находится в доступной зоне для детей. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр. В нашем центре есть все необходимое для физического развития детей: атрибуты для организации подвижных игр; мячи разных размеров, скакалки; флажки, ленты, кегли. Центр физического развития способствует становлению у воспитанников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; формирует представления о видах спорта.

        При разработке РППС были максимально учтены требования ФГОС ДО, ФОП ДО и создана среда для развития индивидуальности каждого ребенка группы с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Доклад "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию"

Доклад "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию"...

Доклад: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущий фактор развития ребенка 28.08.2018г

Выступление на круглом столе муниципального уровня в 2018г. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущей фактор развития ребенка...

Доклад развивающей предметно-пространственной среды средний группы "Затейники "

Докладразвивающей предметно-пространственнойсреды средний группы "Затейники "...