Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Бумага-ткань»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Бумага-ткань». Средний дошкольный возраст
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Бумага-ткань»
Средний дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель Болсун Т.В.
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС №23,
высшая квалификационная категория
Цель: Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалами, из которого изготовлен предмет и способом его использования;
- совершенствовать обобщённые способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков (сопоставление);
- развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств; обогащать чувственный опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи;
-поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками; бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани;
- продолжать работать над активизацией словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.
Материал и оборудование: Кукла Маша.
Для воспитателя и каждого ребёнка по 2-3 кусочка ткани и бумаги; «чудесный мешочек» с мелкими предметами из ткани и бумаги; 2 подарочные коробки, в одной из которых – альбом для рисования, в другой – скатерть; емкости с водой; силуэты платьев (одежды) из бумаги и ткани.
Ход занятия:
- СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ (мотивация деятельности):
(Дети берутся за руки вместе с воспитателем и проговаривают слова)
Собрались ребята в круг, ты мой друг и я вой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Сегодня Маша пришла к нам в гости (показать куклу Машу). Но что – то она грустная, задумчивая… Что случилось, Машенька?
Воспитатель от лица Маши: хочу сшить новое платье и пойти на день рождения к Мишке, но не знаю, из чего его сделать лучше : из бумаги или ткани?
Воспитатель: ребята, давайте поздороваемся с куклой Машей и поможем ей, объясним, в чем же разница между бумагой и тканью?
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Опыты с тканью и бумагой:
• обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань, и бумага. Возьмите в руку ткань, потрите её пальчиками и «запомните» какая она на ощупь.
- А теперь возьмите бумагу и потрите её. Какая ткань? А бумага? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ткань - мягкая, гладкая, с ворсинками, немножко пушистая; а бумага - твёрдая, не очень гладкая, без ворсинок.
Д/игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из ткани и бумаги.
(Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка бумажный или тканевый предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы, и ещё раз убедились, что бумага на ощупь … Какая? А ткань? (ответы детей)
• восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)
Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её.
Воспитатель: Вы услышали звуки при смятии бумаги?
Какой звук услышал Юра? А Настя? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук.
Воспитатель: А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт.
• определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется
Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань.
- Что легче мнётся бумага или ткань? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Верно, бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся.
- А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? (ответы детей)
- Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается.
- Чем можно разгладить ткань?
• определение прочности бумаги и ткани
Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает».
- Разорвите бумагу и прислушайтесь!
- Что получилось? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги.
- А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся).
- Какая ткань? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Правильно, ткань прочная, крепкая.
- А бумага? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Да. Бумага не прочная, легко рвётся. Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать. Поэтому одежду шьют из ткани.
- А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами).
- А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем)
- А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой).
- Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!
Физкультминутка
Вышла Машенька гулять (ходьба на месте)
Чтоб цветов себе нарвать (приседания)
Тишина кругом стоит - (руки на пояс- повороты влево, вправо) Лишь кукушечка кричит.
Она стала куковать (ритмичные прыжки)
Раз, два, три, четыре, пять. (переход на шаг)
(дети проходят на свои места)
Загадки о предметах, изготовленных из ткани и бумаги «Отгадай по описанию».
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две волшебные коробочки! (показывает их). Это Мишка прислал вам подарки! В одной – подарок, изготовленный из бумаги, а в другой – из ткани! Чтобы узнать, какие же подарки прислал Мишка, отгадайте загадки.
- Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования.
Воспитатель: Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? (ответы детей)
- Почему так решили? (ответы детей)
- Что может быть в коробке? (ответы детей)
- Это альбом для рисования.
Воспитатель достаёт альбом из коробки, показывает детям.
- Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости.
Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги?
- Почему так решили? (ответы детей)
- Догадались, что это? (ответы детей)
- Это скатерть на кукольный стол.
Воспитатель достаёт скатерть из коробки, показывает детям.
- Какие вы внимательные, правильно отгадали загадки!
• определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода.
В емкость с водой воспитатель с детьми опускают по очереди платья из бумаги и ткани. Достаёт «мокрые платья» и спрашивает детей.
- Какие стали платья? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Да, они стали мокрые от воды.
- Что произошло с бумажным платьем? (ответы детей)
- Бумажное платье размокло в воде и стало непригодным для того, чтобы его носить. А платье из ткани? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Платье из ткани тоже намокло.
- Что нужно сделать с одеждой, если она намокла? (ответы детей)
- А как вы думаете, что нужно сделать с тканевым платьем? (ответы детей)
Вывод воспитателя: Правильно, надо платье из ткани высушить, а потом прогладить утюгом.
Воспитатель «вешает» платье сушить.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Выводы и умозаключения.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки.
- Что делают из бумаги? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, из бумаги делают тетради, альбомы, книги, журналы.
- А что изготавливают из ткани? (ответы детей)
Воспитатель: Из ткани изготавливают одежду, полотенца, постельное бельё, мягкие игрушки. Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное.
Воспитатель от лица Маши: «Вот здорово! Миша придет, я ему столько интересного расскажу про бумагу и ткань. Бумага она…я забыла»
Дети: бумага - гладкая, мнется, шуршит, не прочная. Ткань – мягкая, прочная, не шуршит, промокает.
Воспитатель от лица Маши: «Спасибо вам, ребята, вы самые настоящие друзья! Теперь я точно как отличить бумагу и ткань (повторить свойства ткани и бумаги еще раз). За вашу помощь я хочу вам подарить платьица, из чего они сделаны? (из бумаги). Нарисуйте на них красивые узоры, а потом я сошью мне такие платья из настоящей ткани. До скорой встречи!»
Рефлексия занятия:
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)
- Что вас удивило? (ответы детей)
- О чем вы дома расскажете своим родителям? (ответы детей)
- Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)
Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...
