Программа дополнительного образования
рабочая программа

Программа дополнительного образования  «Разноцветные ладошки» по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznotsvntnye_ladoshki.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Программа дополнительного образования

«Разноцветные ладошки»

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

для детей 2-3 лет.

 

Разработчик: воспитатель Емельянова Н.Ф.

       

        Югорск

2024 г.

                                      Пояснительная записка

    Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. 

Цель: Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.

Задачи: 

1. Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.

2. Формировать умение работать с необходимыми инструментами и материалами

3. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

4. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования.

5. Учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения средствами нетрадиционных техник рисования.

                             Содержательный раздел.

Формы организации занятий

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы.

Методы работы с детьми

  По источнику передачи и восприятия знаний:
    - словесные (рассказ, беседа),
    - наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
   - практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы
)  
 По характеру познавательной деятельности:

   - репродуктивные (воспроизводящий)
   - частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
 - работа под непосредственным руководством педагога;
 - совместная работа;
- самостоятельная работа.

Нетрадиционные техники рисования:

1. «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

  1. монотипия;
  2. рисование свечой;
  3. рисование по мокрой бумаге;
  4. рисование путем разбрызгивание краски;
  5. оттиски штампов различных видов;
  6. «точечный рисунок»;
  7. рисование жесткой кистью (тычок);

       Прогнозируемые результаты освоения программы

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

             

Периодичность занятий –  1  раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий – 10 минут

Занятия  проводятся  с октября  по май.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
15. Кнопки.
16.Доски для росписи.
17.Папка для черчения.
18.Ватман.
19.Английская соль.
20.Заготовки пасхальных яиц.
21.Разноцветный скотч

       Наглядный материал

         Альбом «художники и их иллюстрации»;

         Альбом «Рисуйте с нами»;

         Альбом «Народный месяцеслов»;

         Игры для восприятия цвета и развития руки;

         Ватман;

         Обои;

         Фломастеры;

         Акварель, гуашь, кисточки;

         Печати – клише;

         Трафареты;

         «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;

         Бусинки, пуговицы;

         Пробки

                                  Содержание программы

Тема

Программное содержание

1.

«Горошины для петушка»

(пальцеграфия)

Закреплять названия основных цветов, развивать интерес к фольклорным произведениями; воспитывать аккуратность при рисовании пальчиками.

2.

«Мухомор  -  лекарство для животных».

(рисование пальчиками).

Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур. Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

3

«Мой любимый дождик»

(пальцеграфия)

Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

4.

«Горошинки на зонтике»

(пальцеграфия)

Учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами.

5

«Падают, падают листья…»

(пальцеграфия)

Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук.

6.

«Жёлтые листья летят».

(рисование ладошками).

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

7.

«Осьминожки».

(рисование ладошками и пальчиками).

Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой,  рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

8.

«Разноцветные мячи»

(пальцеграфия)

Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу.

9.

«Жили у бабуси».

(рисование ладошками).

Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

10.

«Разноцветный коврик»

(рисование от кляксы)

Учить рисовать  пальцами любые линии от кляксы. Вызвать интерес  к рисованию  и чувство удовлетворения от работы с красками.

11.

«Рыбки в аквариуме»

(рисование ладошкой)

Продолжать учить рисовать нестандартной техникой; воспитывать любовь к домашним животным.

12.

«Маленькие птички»

(рисование ладошкой)

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой принт, развивать творческие способности.

13.

«Я слепил снеговика».

(рисование методом тычка)

Познакомить детей с техникой рисования методом тычка

(жёсткой полусухой кистью и ватными палочками), развивать чувство композиции.

14.

«Как у нашего кота шубка очень хороша».

Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя приём рисования тычком.

15.

«Елочка пушистая, нарядная».

( Тычок жесткой кистью, рисование пальчиками).

Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

16.

«Ёлочка зимой»

( рисование манкой)

Научить новому приему оформления изображения: присыпание крупой промазанных клеем участков рисунка.

17.

« Лесной домик»

( рисование манкой).

Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал.

18.

«Снежинка»

( рисование манкой).

Формировать художественные умения и навыки. Развивающие: развивать творческие способности.

19.

«Снежна баба»

( рисование манкой).

Учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику.

20.

«Мои рукавички» (оттиск)

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах

21.

«Снежинки».

(свеча + акварель).

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

22.

« Птички клюют ягоды на рябиновой веточке»

(скатывание бумаги).

Упражнять в скатывании бумаги, развивать чувство цвета, объёмности композиции.

23.

«Щенок»

( тычок)

Продолжать учить детей рисовать методом тычка.

Закреплять умение правильно держать кисточку.

Развивать мелкие мышцы руки.

24.

Плюшевый медвежонок

( рисование поролоном)

Помочь детям освоить новый способ- рисование поролоновой губкой, побуждать детей передавать образ знакомой игрушки.

25.

«Бусы для мамы»

( пальчиковое рисование)

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению.

26.

 «Ветка мимозы»

(скатывание салфеток)

формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета.

27.

Земное солнце

(пальцеграфия)

Закреплять технику пальчикового рисования.

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности.

28.

Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

(оттиск смятой бумагой, рисование пальчиком)

Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

29.

 «Лесной гость».

(припечатывание)

Продолжать способствовать развитию навыков детей по использованию нетрадиционных способов рисования методом припечатывания.

30.

« Все сосульки плакали»

Воспитывать эмоциональное восприятие  природных явлений,  вызывая интерес к рисованию капели.

Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.

31.

«Мячики»

Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка.

32.

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью,

Программно-методическое обеспечение

 1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение. – 2006. – 192с.

 2. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера». – 2004 – 128с.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика». – 2006. – 108с.

 4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д». – 2001. – 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...