Программа дополнительного образования
рабочая программа
Программа дополнительного образования «Разноцветные ладошки» по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Программа дополнительного образования
«Разноцветные ладошки»
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
для детей 2-3 лет.
Разработчик: воспитатель Емельянова Н.Ф.
Югорск
2024 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель: Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.
Задачи:
1. Познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных нетрадиционных материалов.
2. Формировать умение работать с необходимыми инструментами и материалами
3. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
4. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования.
5. Учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения средствами нетрадиционных техник рисования.
Содержательный раздел.
Формы организации занятий
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы.
Методы работы с детьми
По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
- практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
Нетрадиционные техники рисования:
1. «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- рисование жесткой кистью (тычок);
Прогнозируемые результаты освоения программы
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий – 10 минут
Занятия проводятся с октября по май.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
15. Кнопки.
16.Доски для росписи.
17.Папка для черчения.
18.Ватман.
19.Английская соль.
20.Заготовки пасхальных яиц.
21.Разноцветный скотч
Наглядный материал
∙ Альбом «художники и их иллюстрации»;
∙ Альбом «Рисуйте с нами»;
∙ Альбом «Народный месяцеслов»;
∙ Игры для восприятия цвета и развития руки;
∙ Ватман;
∙ Обои;
∙ Фломастеры;
∙ Акварель, гуашь, кисточки;
∙ Печати – клише;
∙ Трафареты;
∙ «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
∙ Бусинки, пуговицы;
∙ Пробки
Содержание программы
№ | Тема | Программное содержание | ||
1. | «Горошины для петушка» (пальцеграфия) | Закреплять названия основных цветов, развивать интерес к фольклорным произведениями; воспитывать аккуратность при рисовании пальчиками. | ||
2. | «Мухомор - лекарство для животных». (рисование пальчиками). | Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур. Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | ||
3 | «Мой любимый дождик» (пальцеграфия) | Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | ||
4. | «Горошинки на зонтике» (пальцеграфия) | Учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами. | ||
5 | «Падают, падают листья…» (пальцеграфия) | Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. | ||
6. | «Жёлтые листья летят». (рисование ладошками). | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | ||
7. | «Осьминожки». (рисование ладошками и пальчиками). | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. | ||
8. | «Разноцветные мячи» (пальцеграфия) | Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу. | ||
9. | «Жили у бабуси». (рисование ладошками). | Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | ||
10. | «Разноцветный коврик» (рисование от кляксы) | Учить рисовать пальцами любые линии от кляксы. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками. | ||
11. | «Рыбки в аквариуме» (рисование ладошкой) | Продолжать учить рисовать нестандартной техникой; воспитывать любовь к домашним животным. | ||
12. | «Маленькие птички» (рисование ладошкой) | Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; продолжать знакомить с техникой принт, развивать творческие способности. | ||
13. | «Я слепил снеговика». (рисование методом тычка) | Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жёсткой полусухой кистью и ватными палочками), развивать чувство композиции. | ||
14. | «Как у нашего кота шубка очень хороша». | Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя приём рисования тычком. | ||
15. | «Елочка пушистая, нарядная». ( Тычок жесткой кистью, рисование пальчиками). | Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | ||
16. | «Ёлочка зимой» ( рисование манкой) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание крупой промазанных клеем участков рисунка. | ||
17. | « Лесной домик» ( рисование манкой). | Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал. | ||
18. | «Снежинка» ( рисование манкой). | Формировать художественные умения и навыки. Развивающие: развивать творческие способности. | ||
19. | «Снежна баба» ( рисование манкой). | Учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. | ||
20. | «Мои рукавички» (оттиск) | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах | ||
21. | «Снежинки». (свеча + акварель). | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | ||
22. | « Птички клюют ягоды на рябиновой веточке» (скатывание бумаги). | Упражнять в скатывании бумаги, развивать чувство цвета, объёмности композиции. | ||
23. | «Щенок» ( тычок) | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисточку. Развивать мелкие мышцы руки. | ||
24. | Плюшевый медвежонок ( рисование поролоном) | Помочь детям освоить новый способ- рисование поролоновой губкой, побуждать детей передавать образ знакомой игрушки. | ||
25. | «Бусы для мамы» ( пальчиковое рисование) | Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению. | ||
26. | «Ветка мимозы» (скатывание салфеток) | формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета. | ||
27. | Земное солнце (пальцеграфия) | Закреплять технику пальчикового рисования. Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. | ||
28. | Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» (оттиск смятой бумагой, рисование пальчиком) | Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. | ||
29. | «Лесной гость». (припечатывание) | Продолжать способствовать развитию навыков детей по использованию нетрадиционных способов рисования методом припечатывания. | ||
30. | « Все сосульки плакали» | Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка. | ||
31. | «Мячики» |
| ||
32. | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью, |
Программно-методическое обеспечение
1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение. – 2006. – 192с.
2. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера». – 2004 – 128с.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика». – 2006. – 108с.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д». – 2001. – 64с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...