Комплексно-тематическое планирование на неделю
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Cмирнова Ирина Витальевна

Тема недели: «Тайны морей и океанов» Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: Формирование целостной картины мира через знакомство с водной средой Земли, её обитателями и значением для человека. Задачи: 

  • Познавательное развитие: Расширить и систематизировать знания о морях, океанах, реках, их обитателях, свойствах воды. Познакомить с некоторыми физическими явлениями (айсберг, круговорот воды, испарение). Развивать интерес к исследовательской деятельности. 

  • Речевое развитие: Активизировать и обогащать словарь по теме (океан, море, река, течение, глубина, кораллы, планктон, водоросли, ракушка, аквалангист, батискаф, айсберг и т.д.). Развивать связную речь через составление рассказов-описаний, пересказов. 

  • Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать бережное отношение к природе, водным ресурсам. Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться в игре и труде. 

  • Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие способности в рисовании, аппликации, лепке на морскую тематику. Знакомить с музыкальными произведениями, передающими образ моря. 

  • Физическое развитие: Развивать координацию, ловкость, скоростно-силовые качества через подвижные игры. Совершенствовать мелкую моторику с помощью пальчиковых и нейроигр. 

 

Режимные моменты и виды деятельности 

Понедельник: «Голубая планета — что такое океан?» 

  • Утро: 

  • КГН: Беседа «Зачем мы умываемся?». Связь с темой: вода — основа гигиены и здоровья. 

  • Прием детей, утренний круг: Загадки о воде, океане. Рассматривание глобуса и физической карты мира. Обсуждение, почему нашу планету называют «голубой». 

  • Пальчиковая игра: «Морские обитатели» 

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно разгибаем пальцы из кулака) Вышли рыбки погулять. (шевелим пальцами, имитируя плавание) Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно загибаем пальцы) В аквариуме им гулять. (ладони сложены вместе, изображая аквариум) 

  • НОД (Непосредственно образовательная деятельность): 

  • Познание (ФЦКМ): «Наша планета — голубой шар». Беседа о мировом океане, его частях (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый). Опыт с глобусом: сколько частей суши и воды. 

  • Рисование: «Разноцветное море» (техника «по-мокрому» для создания эффекта воды). 

  • Прогулка: 

  • Подвижная игра: «Море волнуется раз...» (с морской тематикой: фигуры морского конька, медузы, акулы, кита и т.д.). 

  • Труд: Полив цветов на клумбе. Наблюдение за тем, как вода впитывается в землю. 

  • Вечер: 

  • Нейроигра: «Водоросли». Дети стоят, раскачиваются, как водоросли на ветру. По команде «Штиль» — замирают, «Шторм» — раскачиваются сильнее. Развитие саморегуляции и координации. 

  • Чтение художественной литературы: Стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный» (отрывок про море). 

 

Вторник: «Кто живет в подводном царстве?» 

  • Утро: 

  • КГН: Беседа «Чистые руки — залог здоровья». Обсуждение, что в море тоже есть свои «санитары» (раки, некоторые виды рыб). 

  • Пальчиковая игра: «Осьминог» 

У осьминога восемь ног! (показываем восемь пальцев) Приготовил нам пирог. (хлопки) А печенье, и варенье... (поочередно stroking пальцы одной руки пальцами другой) Приглашаем на варенье! (гостевой жест рукой) 

  • НОД: 

  • Познание (Развитие речи): Составление описательных рассказов о морских обитателях (по картинкам или игрушкам). 

  • Лепка (Пластилинография): «На дне океана» (лепка осьминога, морской звезды, рыбки). 

  • Прогулка: 

  • Подвижная игра: «Рыбак и рыбки». «Рыбак» (водящий) ловит «рыбок» (других детей) сачком или руками. Пойманные становятся в круг («сетку»). 

  • Труд: Собрать мусор на участке. Беседа о том, почему нельзя мусорить в реках и морях. 

  • Вечер: 

  • Нейроигра: «Зеркало». Дети повторяют за воспитателем плавные движения, как будто они — морские волны, медузы или водоросли. 

  • Конструктивно-модельная деятельность: Строительство из крупного конструктора «Корабль». 

 

Среда: «Реки — голубые артерии Земли» 

  • Утро: 

  • КГН: Ситуативный разговор «Пьем чистую воду». Обсуждение, откуда берется вода в кране и почему ее нужно беречь. 

  • Пальчиковая игра: «Лодочка» 

По реке плывет лодка, (ладони сложены лодочкой, делать волнообразные движения) Плывет издалека. (приставить ко лбу ладонь, смотреть вдаль) В лодке ровно четыре (показываем четыре пальца) Очень смелых моряка. (руки на поясе) 

  • НОД: 

  • Познание (ФЭМП): «Путешествие по реке». Ориентировка в пространстве (вверх/вниз по течению, левый/правый берег). Задачи на счет: «Сколько рыбок уплыло?». 

  • Аппликация: «Быстрая речка» из рваной бумаги или салфеток. 

  • Прогулка: 

  • Подвижная игра: «Через ручеек». Дети перепрыгивают через нарисованный или выложенный из веревок «ручеек», постепенно его «расширяя». 

  • Труд: Помощь воспитателю в уборке игрушек на веранде. «Приводим наш «корабль» в порядок». 

  • Вечер: 

  • Нейроигра: «Река-берег». На полу рисуются или кладутся две линии (веревки). Одна — «река», другая — «берег». По команде «Река!» дети прыгают в «реку», по команде «Берег!» — на «берег». Команды можно давать с разной скоростью и вразнобой. Развитие внимания и скорости реакции. 

  • Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на корабле». 

 

Четверг: «Загадки морских глубин» 

  • Утро: 

  • КГН: Беседа о культуре поведения за столом. «Мы, как капитаны, должны управлять своими приборами аккуратно». 

  • Пальчиковая игра: «Краб» 

Краб ползет по дну морскому, (ладони вниз, пальцы согнуты, двигаем руками) Выставив свою клешню. (указательный и мизинец выпрямить — «клешня») А навстречу ему кит, (ладони сложены, делать волнообразные движения) Говорит: «Куда спешишь?» (развести руки в стороны) 

  • НОД: 

  • Познание (Исследовательская деятельность): Опыты с водой: «Тонет — не тонет» (опыты с предметами из разных материалов), «Соленая вода» (почему в море легче плавать?). 

  • Музыка: Слушание фрагмента «Аквариум» К. Сен-Санса или «Шум прибоя». 

  • Прогулка: 

  • Подвижная игра: «Выше ноги от земли». Вариант «Море-сушка». На асфальте рисуется круг — «остров». Когда водящий говорит «Море!», дети бегают по площадке. На слово «Сушка!» или «Остров!» дети должны запрыгнуть на «остров». Кто не успел — становится водящим. 

  • Труд: Рыхление земли на клумбе. Обсуждение, что растениям, как и морским обитателям, нужна чистая среда. 

  • Вечер: 

  • Нейроигра: «Морские камушки». Дети сидят на полу, сгруппировавшись, как камушки. Воспитатель («волна») легкими касаниями «окатывает» каждого ребенка, тот должен расслабиться. Развитие тактильного восприятия и умения расслабляться. 

  • Чтение: Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 

 

Пятница: «Мы — моряки. Защитники морей» 

  • Утро: 

  • КГН: Беседа «Будь опрятным, как моряк на параде». 

  • Пальчиковая игра: «Пароход» 

Пароход по реке плывет, (ладони сложены лодочкой) И труба у него дымит. (поднять вверх большой палец, изобразить клубы дыма) 

  • НОД: 

  • Комплексное занятие: Викторина «Что мы узнали о морях и океанах?». Рисование плаката «Берегите воду!». 

  • Физическая культура: Эстафеты «Переправь команду через пролив», «Спаси морского котика». 

  • Прогулка: 

  • Подвижная игра: «Сети». Двое детей («рыбаки») держатся за руки, образуя «сеть». Они ловят остальных детей («рыб»). Пойманные присоединяются к сети. Игра продолжается, пока не будет поймана последняя «рыбка». 

  • Труд: Собрать веточки и камушки на участке, чтобы он был чистым и красивым, «как морское побережье». 

  • Вечер: 

  • Нейроигра: «Перекличка морских обитателей». Дети встают в круг. Воспитатель называет имя ребенка и морского обитателя. Ребенок должен изобразить этого обитателя движением. Развитие памяти, ассоциативного мышления и раскрепощенности. 

  • Итоговое мероприятие: Презентация плаката «Берегите воду!», выставка творческих работ за неделю. Вручение медалей «Знаток морей и океанов». 

 

Рекомендации по созданию РППС (Развивающей предметно-пространственной среды) на неделю: 

  1. Книжный уголок: Подборка энциклопедий о морских обитателях, карты, глобус, иллюстрации, художественная литература по теме. 

  1. Центр экспериментирования: Емкости с водой, соль, предметы для опытов (тонущие и плавающие), лупы, красители. 

  1. Уголок творчества: Раскраски на морскую тематику, трафареты с рыбками, кораблями, материалы для лепки и аппликации (блестки, синяя и голубая бумага, фольга). 

  1. Уголок конструирования: Конструкторы для постройки кораблей, наборы «Лего». 

  1. Театральный уголок: Маски и шапочки морских обитателей, костюм моряка. 

  1. Сенсорный уголок/стол: «Морское дно» — емкость с песком, камушками, ракушками, игрушечными морскими животными. 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно тематический план по теме недели "Наш город.Предприятия города"

Комплексно тематический план на неделю по теме "Наш город. Предприятия города"...

Комплексно-тематический план на одну неделю в младшей группе (3-4 года).

Дети обучаются, приобретая знания и навыки через собственное исследование, опыт, игру и взаимодействие со сверстниками и со взрослыми. Важно активно способствовать возникновению социальных взаимодейст...

Комплексно-тематический план на одну неделю в младшей группе (3-4 года) «День матери».

Целесообразно подчинять образовательные задачи на неделю одной теме. В течение нескольких дней тема развивается, обрастает новыми знаниями, возникают новые вопросы, а новые познания закрепляются путем...