Конспект занятия в мини-музеи "Русская изба" для детей старшей группы по теме "Посуда"
план-конспект занятия (старшая группа)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому пренадлежим.
В нашем детском саду в 2021 году был создан мини-музей "Русская изба" , как образовательный модуль для детей дошкольного возраста. В мини-музеи "Русская изба" дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, с предметами домашнего обихода, кухонной утварью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста.
Тема «Посуда»
Цель. Знакомство детей с русским бытом в старину.
Задачи.
Развивающие: развивать речевое дыхание, внимание, скорость реакции, логическое мышление при отгадывании загадок; расширять словарь по теме (печь, чугунок, ухват, мутовка коромысло, самовар). Развивать мелкую моторику кистей рук.
Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с предметами домашнего обихода, кухонной утвари; познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к истории и русским народным традициям. Воспитывать культуру поведения за столом.
Материалы и оборудование: предметы посуды, старинной кухонной утвари (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, половник, коромысло, самовар, мутовка, русский народный костюм, угощение для чаепития.
Ход занятия-игры.
1. Вводная часть.
Хозяюшка. (встречает детей у входа в мини-музей).
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
Проходите хорошо всё обглядите.
2. Основная часть.
2.1. Беседа о печи.
Хозяюшка. Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать, отгадайте-ка загадку.
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота.»
-Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь.
Хозяюшка: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.
(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)
Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь). Без печи хата - не хата.
Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? (Дети рассматривают чугун, горшок)
2.2. Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)
2.3. Пальчиковая гимнастика «Варим компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
Хозяюшка. Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Каких дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунок из печи.
2.4. Рассказ о горшке.
Отгадайте загадку.
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшегося до 2-3 ведер воды.
(Демонстрация горшков).
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть "нероней". Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Следующая загадка
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный … (кувшин).
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, а самая большая называется…
Загадка.
Среди ложек я полковник,
А зовут меня … (половник).
Хозяюшка показывает детям половник.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку.
2.5. Игра на ложках.
Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).
А, чтобы угли не разгорались, их размешивали, отгадайте чем.
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
(хозяйка показывает).
Хозяюшка. Отгадайте загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Самовар – птица -жар!
Кран открывается, чай наливается!
2.6 Физкультурная минутка «Пьем чай!»
К самовару гости прибежали
(Дети стоят в кругу, один ребенок посередине)
Дружно чашки наполняли.
(Идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара.
(Расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(Идут по кругу друг за другом)
Хозяюшка. Молодцы, ребята! А самоварчик наш, все кипит и кипит!
2.7 Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».
И. п. Основная стойка. Правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках : ПШ-ПШ-ПШ-ПШ-ПШ…
2.8 Рассматривание самовара.
Хозяюшка. А теперь, давайте рассмотрим из чего же состоит наш самовар. Подойдите поближе, я вам расскажу.
Составные части самовара:
1. Стенка. (Основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
2. Кувшин. (Внутренняя труба в самоваре, куда кладется топливо, сосновые шишки, щепки, угли, ветки)
3. Круг. (Литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
4. Шейка. (Низ самовара)
5. Поддон. (Основание самовара)
6 Ручки.
7. Репеёк. (Фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
Хозяюшка. Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник. Давайте их сравним.
2.9 Сравнение самовара и современного чайника.
Детям предлагается найти сходства и отличия самовара и чайника.
3.0 Рефлексия. Чаепитие.
Хозяюшка. А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Во время чаепития Хозяюшка спрашивает детей о том, что нового узнали дети, что понравилось при посещении музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электроприборы и электричество»
Целью данного заятия является создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Художественно-прикладной труд Для детей старшей группы "Портрет Фунтика"
Программные задачи1.Создать условия для практических действий детей, организовать работу по формированию мелкой моторики рук.2. Познакомить детей со свойствами солёного теста (мягкое, податливое, спос...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России» расширяет представлен...

Конспект занятия по коммуникации "Зима" для детей старшей группы детского сада
Данный материал содержит конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

