Проект в старшей группе "Учимся играя"
методическая разработка (старшая группа)

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 66 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Проект

в старшей группе

на тему «Учимся играя»

Разработал:

воспитатель высшей квалификационной категории

Колтубаева Н.В.

Санкт-Петербург

2024г.

Паспорт проекта

ТЕМА ПРОЕКТА – «Учимся играя»

АВТОР- Колтубаева Наталья Валерьевна.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – (долгосрочный с января 2024 по май 2024)

УЧАСТНИКИ – Воспитатель, дети старшей группы, родители.

ТИП ПРОЕКТА Познавательно-игровой, долгосрочный.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

• Художественно-эстетическое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются дидактические и игровые задачи.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Проблема: Как повысить внешний интерес детей и родителей к дидактическим играм.

Цель: проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников.

Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей старшего возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи проекта:

Для детей:

  • развивать умения детей самостоятельно выбирать тему для игры;
  • учить решать самостоятельно игровые задачи;
  • учить играть соблюдая правила и ход игры;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • побуждать детей к общению друг с другом и взрослым.

Для воспитателя:

  • внедрить в учебно-воспитательный процесс различные формы, методы и приёмы, способные сформировать у детей интерес к дидактическим играм;
  • создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.
  • воспитывать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества.

Для родителей:

  • повысить компетентность родителей по вопросам различных видов дидактических игр;
  • привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи с использованием различных дидактических игр;
  • познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
  • создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

У детей:

  1. развить интерес к самостоятельной игровой деятельности;
  2. соблюдение и чёткое выполнение правил игры;
  3. находить способы решения познавательных задач;
  4. самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности;
  5. применять в различных дидактических играх мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, логическое мышление).

У родителей:

  1. расширить и систематизировать знания родителей о роли дидактических игр в жизни ребенка;
  2. активное включение родителей в развитие игровой деятельности с помощью дидактических игр;
  3. вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

  • пополнена предметно-пространственная среда различными дидактическими (развивающими) играми и дидактическими материалами;
  • выставка рисунков «Моя любимая игра»;
  • выставка совместных работ детей и родителей «Дидактические игры своими руками».

Содержание проекта

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • использование занимательного материала на занятиях

и вне их;

  • проведение развлечений, викторины.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап – подготовительный

  • определение проблемы;
  • обсуждение цели и задач с детьми и родителями;
  • составление плана работы;
  • обогащение развивающей среды группы дидактическими развивающими играми и материалом;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • обсуждение срока выполнения работы.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательный и образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию познавательной активности с помощью дидактических игр.

III этап- заключительный

  • обработка результатов по реализации проекта;
  • презентация проекта;
  • итоговое мероприятие.

План реализации проекта

Месяц/

Тема

Организованная/совместная деятельность педагогов с детьми; родителей с детьми

Консультации для родителей

Январь

I этап

Предварительная работа:

- Обсуждение с родителями цели и задач проекта;

-Обсуждение работы воспитателя с детьми;

-Обсуждение срока выполнения работы;

-Обсуждение методики и объема работы с учетом возрастных особенностей детей с воспитателями;

-Составление плана работы;

-Создание необходимых условий для реализации проекта;

-Пополнить предметно-пространственную среду по теме проекта;

-Обсуждение выставки творческих работ по теме проекта;

-Подготовить игры, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей и проведение мастер-класса;

-Обоснование, предсказание путей реализации проекта;

-Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

-Обсуждение предварительной работы с детьми по имеющему плану.

II этап

Основная работа:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ : занятие на тему «Для чего нужна игра».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: сюжетно-дидактическая игра «Построим домик для жильцов

Дидактические игры:

(словесные)

«Закончи предложение»

Цель: учить детей дополнять предложение словом противоположного значения;

«Опиши предмет»

Цель: развитие у детей связной речи.

(с предметами)

«Угадай, что в мешочке»

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

(настольные)

«Числовые цепочки»

Цель: закрепить навыки счёта, научиться складывать и вычитать.

«Монгольская игра»

Цель: составлять геометрические фигуры по образцу, придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Консультации:

«Почему необходимо играть с ребёнком»;

«Играем дома»;

Февраль

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ:

занятие на тему «Дидактическая игра «Лес. Такие разные деревья»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ФЭМП:

Занятие на тему «Весёлая математика»

(с использованием дидактической игры)

Дидактические игры:

(словесные)

«Бывает-не бывает»

Цель: развивать память, внимание, мышление;

«Назови три предмета»

Цель: упражнять в классификации предметов.

(с предметами)

«Из чего сделано?»

Цель: учить детей группировать предметы по материалам.

(настольные)

«Весёлый счёт»

Цель: учить решать простые задачи на сложение и вычитание;

«Логические цепочки»

Цель: учить находить взаимосвязь между предметами и явлениями.

Консультации:

«Словесные дидактические игры», «Совместные игры с детьми на изучение формы, цвета и величины».

Оформление выставки творческих работ

«Моя любимая игра».

Март

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Занятие на тему: «На чём люди ездят?»

(с использованием дидактических игр)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Занятие на тему: «Виды спорта»

(с использованием дидактических игр)

Дидактические игры:

(словесные)

«Назови лишнее слово»

Цель: развивать память, внимание, мышление, речь;

«Отгадай загадку»

Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта;

(с предметами)

«Найди такую же»

Цель: учить детей находить в предметах признаки сходства и различия;

(настольные)

«Колумбово яйцо»

Цель: развитие оперативного мышления и поисковой деятельности;

«Дроби Никитина»

Цель: учить составлять целое из равных и не равных частей.

Консультации:

«Почему ребёнок должен обучаться играя»;

« Дидактические развивающие игры для детей»

Апрель

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

занятие рисование по теме « Признаки весны»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

занятие по ознакомлению с миром природы

«Сортируем мусор-бережём природу»

Дидактические игры:

(словесные)

«Природа и человек»

Цель: систематизировать знания о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа;

«Назови одним словом»

Цель: формировать умение классифицировать предметы;

(с предметами)

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве;

(настольные)

«Конфетки и монетки»

Цель: развивать навык счёта и разбираться в ценах и покупках;

«Цветные резиночки»

Цель: развивать внимание , память, мышление.

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр «Дидактические игры своими руками»

Консультации:

«Дидактическая игра, как важное средство для умственного развития»;

«Дидактические игры и их значение в развитии словаря детей»

Май

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

занятие по ФЭМП

«Поможем Фее математики»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

занятие «Дидактические игры со словами»

Дидактические игры:

(словесные)

«Найди предмет той же формы»

Цель: уточнять представление у детей о форме предметов.

(с предметами)

«Кто быстрее соберёт»

Цель: учить группировать предметы.

(настольные)

«Математическая пицца»

Цель: закреплять навык счёта, развивать память, пространственное воображение;

«Математическая рыбалка»

Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10;

«Танграм и вьетнамская игра»

Цель: развитие умственных и творческих способностей детей.

III этап

Итоги проекта:

  1. Выставка творческих работ воспитанников - «Моя любимая игра»;
  2. Выставка совместных работ детей и родителей «Дидактические игры своими руками»;
  3. Презентация проекта для педагогов внутри

ДОУ.

Итоговое мероприятие:

Совместное с детьми и родителями изготовление дидактических игр.

Консультации:

«Роль развивающих игр для детей »;

«Занимательная математика дома».

3. Выводы:

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательно-игровой деятельности. Дети проявляют познавательный интерес в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Задают вопросы поискового характера; контролируют собственную деятельность и действия партнера. Используют элементы планирования в познавательно-игровой деятельности. Умеют строить деловой диалог при совместном выполнении игровых задач, применяя полученные знания, для решения новых задач. Научились испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательно-игровой деятельности, контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

ПРОЕКТ «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредствомобучению его игре на детских музыкальных инструментах,  выявлен...

Проект для старшей группы ДОУ. Сюжетно-ролевая игра «Когда родителей нет дома»

Автор: Лещенко Анна ВикторовнаМесто работы: МБОУ "Шегарская СОШ № 1"Проблема: Внешний интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.Обоснование проблемы:1. Неумение детей старшей группы играт...

Проект организации сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе

Программное содержание: -  Формировать у детей умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, творчески развивать сюжет игры;-Учить детей согласовывать тему игры; распр...

ПРОЕКТ «Народные детские подвижные игры» в старшей группе

В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с ос...

Познавательный проект в старшей группе «Игры нашего двора»

Игра для ребенка – это не просто веселое времяпровождение – это его жизнь. Ведь именно в процессе игры ребенок, сам того не замечая, приобретает навыки, без которых ему просто не выжить в ...

Проект в старшей группе "Игры в коробке"

quot;Осьминожки". Настольная игра из бросового материала придуманная детьми старшей группы....