Система оценивания результатов образовательной программы «Мир танца»
методическая разработка

Система оценивания результатов образовательной программы «Мир танца»

     В  результате проделанной работы  дети проявляют  стойкий интерес и потребность  к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается  необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного  направления. У них формируется  основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма. Дети   понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они   хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

   У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется  и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2._kriterii_otsenki.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания результатов образовательной программы «Мир танца»

     В  результате проделанной работы  дети проявляют  стойкий интерес и потребность  к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается  необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного  направления. У них формируется  основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма. Дети   понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они   хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

   У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется  и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Методика выявления уровня развития чувства ритма

(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

                       подобранных заданий.

3.8.1 Младший – средний дошкольный возраст

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1. Движение.

 1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:

     высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки;

     средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;

     низкий –  смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

 

 2) соответствие движений ритму музыки:

     высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

     средний – выполняет движения с ошибками;

     низкий  –  движения выполняются неритмично.

 3) соответствие движений темпу музыки:

     высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;

     средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или   других детей;

     низкий –  не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.

 4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):

     высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

     средний – допускает 1-2 ошибки;

     низкий –  не справляется с заданием.

  

  1. Воспроизведение метра и ритма.

  1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения;

      средний –  на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра   (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.

      низкий –   беспорядочные хлопки.

 2) воспроизведение ритма знакомой мелодии:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой мелодии

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

   3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 

Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения  (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения   соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения  соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру  музыки.

  2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения  (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при  выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 

  3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

  4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

      высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

      средний – допускает 1-2 ошибки;

      низкий  –  не справляется с заданием.

 

  1. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

  2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

  3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

  4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

      высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

      средний – допускает 2-3 ошибки;

      низкий  – не верно воспроизводит ритмический рисунок

  1. Творчество.

  1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

 2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно  использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения  соответствуют характеру музыки;

      низкий –   не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

 

Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

 

-  Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

-  Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные  «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания)      изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

 -  Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

3см и меньше – низкий уровень (1 балл).

4-7см – средний уровень (2 балла)

8-11см – высокий уровень (3 балла).

 

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.


-  Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

 Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Страусы».

Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

 

-  Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису»,  «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

-   Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

  1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
  2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
  3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

 

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

    Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая  творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает  характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

 

Третьему уровню  (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения   за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система оценки результатов освоения программы" "От рождения до школы "по ФГОС под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Старшая группа)

   В соответствии с ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), целевые ориентиры не подлежат непоср...

"Система оценки результатов освоения программы "От рождения до школы" по ФГОС под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой" (Средняя группа)

Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение. I. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения....

Система оценивания музыкальных образовательных достижений

Диагностика музыкальных способностей детей....

Система оценивания в образовательных учреждениях

Программой дошкольного образование предусмотрено  оценивание динамики  образовательных достижений воспитанников, основано на методе наблюдения и включающее:-наблюдение за детьми в специально...