Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Устали от скучных наблюдений? Хотите, чтобы глаза ваших воспитанников горели азартом исследователя? В данном мастер-классе мы превратим обычные материалы в увлекательные опыты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в  проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи: 1)уточнять и систематизировать знания педагогов о сущности и значении детского экспериментирования;

2) показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей;

3) развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами немного заглянем в удивительный мир детского экспериментирования. Я предлагаю начать наш мастер-класс с небольшого упражнения. Вспомните, пожалуйста, что вы чувствовали, когда впервые увидели радугу, запустили кораблик в ручейке или заглянули внутрь большого бутона цветка? (ответы воспитателей: удивление, восторг, любопытство).  Вот именно эти чувства – основа познавательной активности ребенка. И наша задача – не погасить этот огонек, а разжечь его.

Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие экспериментирование? Какие ассоциации у вас возникают?

Таким образом, детское экспериментирование – это активная деятельность, направленная на познание свойств и связей объектов окружающего мира, в которой ребенок выступает как субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

Чем же так ценно экспериментирование? Во-первых, развивает познавательную активность и инициативу; во-вторых, формирует целостную картину мира; стимулирует развитие мышления, анализа, синтеза, сравнения; а также обогащает словарный запас и воспитывает готовность к решению проблем.

Как вы думаете, в каких видах деятельности, можно использовать экспериментирование? (игровая, коммуникативная, трудовая, ….).

Да, экспериментирование  можно применять во всех видах детской деятельности, стоит только придать этому процессу творческий характер, и поэтому все опыты сегодня буду показывать в виде сказки. Считаю, это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.

Итак, предлагаю побыть сегодня в роли детей и приглашаю отправиться   в сказку, которая называется «Путешествие Алисы в мир чудес».

Жила-была девочка Алиса. И была она очень любопытная, как и все дети.

Однажды она услышала разговор птиц, о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг ее дома, ведь она была еще маленькая и нигде не бывала, ничего не видела. И Алиса отправилась в путешествие в поисках приключений.

Выйдя за ворота, она увидела большой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. Кувшинки.

Для опыта нам понадобится: заготовки кувшинок, карандаш, емкость с водой.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь отпустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит благодаря такому явлению как капиллярность, потому, что бумага намокает, волокна бумаги впитывают влагу, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом Алиса увидела, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2. Рыбки.

Для опыта нам понадобится: гидрокарбонат натрия, лимонная кислота, стакан, кукурузные зерна и вода.

В стакан положи пол-ложки гидрокарбоната натрия и столько же лимонной кислоты. Добавь несколько кукурузных зерен и  перемешай. Залей водой. Наблюдай, как зерна кукурузы начнут  прыгать.

Вывод: химическая реакция между лимонной кислотой и гидрокарбонатом натрия сопровождается выделением углекислого газа. Газ поднимается наверх и тянет за собой горох, достигнув верха, горох падает обратно на дно. Этот процесс повторяется несколько раз, пока углекислый газ не вдохнется.

Но тут подул ветер, появились тучи, и пошел дождь. Алиса стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно.

Давайте поможем Алисе понять, как идет дождь?

Опыт 3. Цветной дождь.

Для опыта нам понадобится: стаканы, вода, пена для бритья, гуашь, шприц.

Наливаем в емкость воду и поверх воды выдавливаем пену для бритья, у нас получились пышные облака. Затем берем шприц с окрашенной водой, и капаем в разные места пены. Ждем – из туч появляется дождик.

Вывод: Капельки воды накапливаются в облаках, а потом проливаются на землю.

Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. А после дождя, как известно, появляется радуга. Алиса подняла глаза к небу и увидела красивое цветное коромысло.

Опыт 4. Радуга.

Для опыта нам понадобится: стаканы, пробирка, штатив, палочка для перемешивания, пипетка, сахар, краситель, вода, ложка.

Расположите стаканы в ряд. В каждый из них добавьте разное количество сахара: в первый стакан – 1 ложку сахара, во второй – 2 ложки, в третий – 3 ложки, в четвертый - 4–ложки сахара. Во все стаканы наливаем по 3 ст.ложки воды и перемешиваем. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет. Затем добавляем несколько капель красителя и перемешиваем.

Теперь все самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку в обратном счете. Стараемся лить аккуратно по краю стенки стакана. В стакане образуются разноцветные слои, которые не перемешиваются друг с другом.

Вывод: Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

Алиса путешествовала бы и дальше, но пора было возвращаться домой. А она и  не заметила, как отошла далеко от дома. И вдруг она увидела неподалеку воздушный шарик. Вот на нем-то и можно вернуться домой – решила Алиса.

Опыт 5.  Шарик.

Для опыта понадобится: воздушный шарик, бутылка, пищевая сода, лимонная кислота, воронка, вода.

Заполни бутылку водой и добавь туда ложку гидрокарбоната натрия, перемешай. С помощью воронки в воздушный шарик помести ложку лимонной кислоты. Надень шарик на горлышко бутылки. Подними шарик так, чтобы вся лимонная кислота высыпалась в бутылку. Наблюдай, как шарик сам по себе надувается.

  Вывод: при химической реакции гидрокарбоната натрия и лимонной кислоты образуется углекислый газ, который и надувает воздушный шарик.

Возвратившись, домой, Алиса уже снова мечтала, как отправиться в путешествие. Ей  понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Свое выступление хотелось бы закончить словами  китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Помните, что для ребенка мир полон загадок. Наша роль – не давать готовые ответы, а создавать условия для самостоятельных открытий. Пусть в ваших группах всегда будет место для удивления и радости познания!

Спасибо за внимание и участие в мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Мастер-класс «Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Рассматривая проблему применения игровых занимательных задач для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, следует сказать, что использование занимательного мат...