«Использование технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Актуальность опыта обусловлена необходимостью подготовки ребенка к условиям обучения и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией своих творческих и музыкальных способностей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что развитие творческих способностей посредством элементарного музицирования приближает дошкольника к созданию условий для обретения своего собственного профессионального стиля и недостаточной проработкой данного вопроса, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 961.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Никитенко Ирина Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 комбинированного вида
города Валуйки Белгородской области
«Использование технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» как средство развития музыкальных способностей
у детей дошкольного возраста»
Автор опыта:
Никитенко Ирина Анатольевна,
музыкальный руководитель
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 9 комбинированного вида
города Валуйки Белгородской области
Валуйки 2025
Содержание
Информация об опыте ………….....………………………………………..…...3
Технология опыта………………….…………………………………………......8
Результативность опыта …………………………………………………..….....15
Библиографический справочник………………………………………………..18
Список приложений...……………………………………………………….…..19
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Данный опыт работы был сформирован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 9 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области, улица Курячего д.9. Введен в эксплуатацию 15 ноября 1973 года. Имеет 6 функционирующих групп. Образовательное учреждение работает по образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС и ФОП ДО.
Одним из направлений в дошкольном образовании является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством детского оркестра. Каждый ребенок для музыки открыт с самого рождения, поэтому важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы. Чем раньше он получит разнообразие музыкальных впечатлений, тем более гармоничным и успешным будет его дальнейшее развитие.
Автора опыта заинтересовала проблема развития музыкальных способностей, тесно связанных с владением игры на детских музыкальных инструментах.
Исследуя эту проблему, за основу был взят диагностический инструментарий Ремхе Елены Владимировны с подбором репертуара. (Приложение №1) для определения уровня развития чувства ритма, музыкально – слуховых представлений, определения правильности интонации в пении, ладового чувства, музыкальную память. Диагностика проводилась в мае 2021 года с детьми 5-7 лет. Критерии были следующие:
Низкий уровень – средний показатель оценивания ниже 3,5 балла, результат диагностики показал уровень 16 детей (44%).
Средний уровень – средний показатель оценивания находится в промежутке между 3,5 и 4,5 баллов, результат диагностики показал уровень 35 детей (45%).
Высокий уровень – средний показатель оценивания больше 4,5 баллов, результат диагностики показал уровень 9 детей (11%).
Проводя работу с родителями о важности развития музыкальных способностей в дошкольном учреждении (Приложение №2), автор опыта убедился в высокой востребованности данного направления работы, а также необходимости его развития, т.к. 99% родителей хотят видеть своего ребёнка творческим, с не только музыкальным слухом и ритмом, но и воспитанным, дисциплинированным, самостоятельным, настойчивым, усидчивым, волевым и с художественным вкусом.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о необходимости использования современных форм и методов работы, направленных на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством оркестра.
Актуальность опыта.
Проблема включения развития чувства ритма и музицирования в систему общего образования рассматривается сегодня исследователями как одно из направлений воспитания детей дошкольного возраста. Повышение интереса к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях социальной жизни закономерно, так как от творческих способностей во многом зависит такое качество как коммуникация, эстетика, умственное развитие. Не все семьи имеют возможность систематически заниматься музыкальным воспитанием.
А привести дошкольника в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня первоочередная задача. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это относится к музыкальному искусству и занятиям в оркестре. Специфика оркестра как коллективной формы исполнительства способствует развитию лучших человеческих качеств: уверенности в себе, коммуникабельности, дружелюбия, ответственности, справедливости и др. Занятия в оркестре дают возможность свободного владения знаниями, умениями, навыками в разных областях учебно-образовательной деятельности. В связи с ростом духовного самосознания, обращение к ансамблевому исполнительству, оркестру, сегодня приобретает особую актуальность.
При правильном педагогическом подходе организации и ведении оркестра у дошкольников формируются художественно-творческие способности в музыкальной деятельности, продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Актуальность обусловлена необходимостью подготовки ребенка к условиям обучения и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией своих творческих и музыкальных способностей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что развитие творческих способностей посредством элементарного музицирования приближает дошкольника к созданию условий для обретения своего собственного профессионального стиля и недостаточной проработкой данного вопроса, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Современные тенденции и стремительные изменения в дошкольном образовании привели к необходимости искать более совершенные подходы в решении вопроса развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Перспективным направлением является обучение детей элементарному музицированию.
Целесообразность использования такой технологии в развитии музыкальных способностей у дошкольников определяется их наглядно-образным мышлением:
- Развиваются у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.
- Развиваются коммуникативные навыки: коллективное музицирование нравится детям и развивает их коммуникативные способности.
- Развиваются художественно-творческие способности: ребёнок учится исполнительству и принимает участие в оркестровке произведений.
- Расширяется музыкальный кругозор и формируется эстетический вкус: хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины.
- Формируются первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развиваются мелкая моторика и координация движений у детей.
- Развиваются внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.
- Дисциплинирует детей.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования и отсутствием единой системы работы по использованию технологии элементарного музицирования в оркестре в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством организации детского оркестра.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, способствующей повышению эффективности работы для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом проводилась в 3 этапа (период с мая 2021 года по май 2024 года).
I этап – подготовительный (аналитико-синтетический) май 2021 - август 2021 года был подобран диагностический материал и выявлен уровень сформированности музыкального развития у детей дошкольного возраста.
II этап – основной (практический) сентябрь 2021 - апрель 2024 года. Была проведена апробация методических приемов формирования музыкальности в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
III этап – заключительный (аналитико – синтетический) апрель 2024- май 2024 года. Были подведены итоги работы - проведен анализ достижения цели и решения задач по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Оформлены результаты работы в виде методических материалов.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен комплексной системой работы в рамках образовательной вертикали (дошкольная организация – родители – социальные партнеры) по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта
В ФГОС ДО и ФОП ДО указано, что развитие и формирование музыкальных способностей — один из приоритетов развития личности ребёнка, что отражено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». ФОП ДО нацелена на развитие у детей музыкальных способностей, что считается одной из главных задач. Задачи музыкального развития дошкольников, согласно стандартам, решаются на основе взаимосвязи и соединения всех образовательных областей. Одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной его целью является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. В педагогической теории большое внимание уделяется проблемам развития музыкальных способностей, воспитания, формирования творческого мышления подрастающего поколения. Особое значение имеют исследования Шацкой Валентины Николаевны (1882-1978) –педагог, кандидат педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – русского советского композитора, пианиста, педагога, профессора, Бабаджан Тотеш Симоновны, методиста, специалиста в области детского музыкального воспитания, Метлова Николая Афанасьевича кандидата наук одного из первых создателей системы музыкального воспитания в детском саду, Ветлугиной Натальи Алексеевны- педагога, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки, Теплова Бориса Михайловича – психолог, Сухомлинского Василия Александровича – советский педагога новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью и мн.др.
Музыкальные способности – это индивидуально - психологические особенности, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. К основным музыкальным способностям современная наука относит: музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются практически у всех людей. Способность – только одно из возможных проявлений задатка. В самом широком плане задатками элементарных музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, двигательные функции человеческой психики. В практике работы с детьми задатками считают высокую степень развития таких музыкальных способностей, как звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной памяти. Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека.
В решении вопросов по формированию технологии элементарного музицирования могут помочь следующие методы и подходы:
- Использование специальных форм работы. Они создают атмосферу творческой активности, заинтересованности и непринуждённости (игра, сказка).
- Применение «звучащих жестов». Это игра со звуками своего тела: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Такая деятельность помогает развить у детей ритмический слух и координацию движений.
- Применение детских музыкальных инструментов. Общение детей с разными видами музыкальных инструментов развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
- Использование контрастных сопоставлений. Например, сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей в пределах одного жанра или в пределах одного названия.
- Применение шумовых сказок. В них озвучивается каждая строчка, при чём это может быть не обязательно музыкальный инструмент.
- Применение бумажного оркестра. У каждого ребёнка разноцветный листок бумаги, и под музыку нужно извлечь определённый звук в такт музыки.
Также для обучения элементарному музицированию можно использовать программу, например, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Суть программы — неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой. Цель программы: помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить её эмоционально как радость и удовольствие. И систему Карла Орфа «Музыка для детей». Австрийский композитор и педагог подчеркивал значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании комплексной системы применения технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, нацеленного на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Материалы опыта имеют практическую направленность, могут быть использованы в практике работы музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений любого типа при организации работы по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Раздел II. Технология опыта
Целью данного педагогического опыта является повышение уровня форсированности музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, посредством использования технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» как средство для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста элементарного музицирования.
Педагогическая деятельность в данном направлении является повышением качества образовательного процесса по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
Образовательные:
- Развивать музыкальные способности, вызывая положительное музыкально-оценочное отношение как к игре на музыкальных инструментах, так и к самой музыке.
- Развивать дифференцированность музыкального восприятия, различать смену настроений, элементы формы, средства выразительности.
- Развивать слуховое внимание, способность сосредоточения в процессе обучения игре на звуковысотных инструментах, умение слушать партнеров, не заглушая их.
- Развивать навыки игры на ударных, шумовых и звуковысотных музыкальных инструментах.
- Развивать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в процессе знакомства с разными тембрами инструментов.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
- Учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов детского оркестра;
- Дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.
Воспитательные:
- Формировать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, сознательные отношения в коллективе.
- Вырабатывать дисциплинированность, ответственность за порученное дело.
- Воспитывать интерес к музицированию и проявлению воли.
- Активизировать коммуникативную деятельность детей.
- Стимулировать интерес к изучению разных музыкальных инструментов.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Для развития музыкальных способностей в дошкольной организации были созданы условия для практического их применения т.е. создана образовательная среда: (Приложение №3)
- Картотека методической литературы.
- Картотека музыкально-дидактических игр.
- Картотека музыкальных игр и упражнений
- Аудиотека
- Наглядности и атрибуты
- Костюмы
- Детские музыкальные инструменты
- Карточки с музыкально-ритмическими рисунками
- Мультимедийное оборудование
- Ноутбук и музыкальные колонки
- Авторские пособия для музыкального развития
- Самодельные шумовые инструменты
Музыкальная воспитывающая среда использовалась автором опыта для всех возрастных групп с учетом возрастных особенностей детей.
Работа по организации деятельности элементарного музицирования делилась на три этапа:
1 этап подготовительный:
Для эффективности процесса реализации использования технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством организации детского оркестра на подготовительном этапе, который предполагает работу с детьми 4-5 лет (средняя группа), автором опыта были выбраны направления:
- Знакомство с музыкальными инструментами, автор развивая тембровый слух и общие музыкальные знания детей, давала представление об особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры. Использовала различные технологии, активизирующие этот процесс и опираясь на личный опыт ребенка. Были применены информационно-коммуникативные технологии – видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов, звучание определенной группы инструментов, презентации с разными видами искусства в сопровождении оркестра. Здоровьесберегающие технологии – регламент занятий, дыхательная гимнастика «Пушинка», «Пчела», «Маленький хомячок», пальчиковая гимнастика «Два ежа», «Мы платочки постираем», «Шарик» и т.д. Игровые технологии с использованием игр «Узнай инструмент по силуэту», «Назови инструмент», «Какой инструмент звучит?» и т.д. Закреплялись полученные знания в дидактических играх, которые развивают мышление, кругозор, память, речь «Что сначала, что потом», «Музыкальное лото».
- Знакомство с песней «Посмотри-ка, мамочка, вот как мы умеем» композитора В. Герчика. Это направление включало в себя прослушивание музыкального произведения, работа с текстом песни. Обсуждение, какие инструменты будут звучать, а также знакомство с техникой исполнения.
- Определение инструментального состава оркестра. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения сучетом предпочтения детей и их способностей.
На подготовительном этапе в этом направлении был организован наиболее простой и доступный для детей - шумовой оркестр, так как они уже умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения использовались такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности. Чтобы звучание оркестра было более разнообразным, интересным, инструменты звучали не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Чередовались различные тембровые краски, использовались те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.
Разучивание мелодии, музыкально-ритмического рисунка пьесы. В этом направлении автор использовала репертуар: русская народная песня «Зайчик ты зайчик», песенка «Я иду с цветами» муз. Е.Тиличеевой, песня «Василек», р.н.м. «Пляска для котика» у.н.м. «Ой, лопнул обруч» и др.
Формирование навыков игры в ансамбле. В данном направлении дети учились слушать себя и других, играть с динамическими оттенками.
Подготовка живого исполнения музыкального сопровождения.
Исполнение разученных произведений на детских праздниках. Совершенствование навыков коллективной игры.
- этап основной.
Когда у детей появились устойчивые навыки игры на музыкальных инструментах автор приступила к работе по развитию музыкальных способностей посредством использования технологии элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в организации детского оркестра в основном этапе. Он предусматривает возрастную категорию детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа) Работа велась над формированием умений детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования – слушать музыку, следить за дирижёром, вовремя вступать в игру, слушать игру товарищей, играть слаженно.
Знакомство с музыкальными инструментами. Автор знакомила ребят с диатоническими музыкальными инструментами, развивая мелодический слух, давала представление об особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры. Использовала различные технологии, активизирующие этот процесс и опираясь на личный опыт ребенка.
В этом направлении были применены информационно-коммуникативные технологии – видеозаписи концертов симфонического оркестра, сольное звучание диатонических различных инструментов, звучание определенной группы инструментов, презентации с разными видами искусства в сопровождении этих музыкальных инструментов. Здоровьесберегающие технологии – регламент занятий, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Кулачки», «Птички прилетели», «Вышла кошечка» и т.д. Игровые технологии с использованием игр «Сапожник», «Назови инструмент», «Игра в лошадки» и т.д. Закреплялись полученные знания в дидактических играх, которые развивают мышление, кругозор, память, речь «Найди себе пару в дуэт», «Тюшки-тютюшки», игры по картинкам, озвучивание картин н-р: «Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковского.
Знакомство с музыкальными произведениями посредством организации детского оркестра, такими как «Маленькая Юлька», «Федосья», «Жучок» включало в себя прослушивание музыкального произведения, историю его создания, автора. Обсуждение, какие инструменты будут звучать, а также обсуждение техники исполнения.
Определение инструментального состава оркестра. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
На этом этапе в этом направлении был организован наиболее сложный по инструментальному наполнению, смешанный оркестр, так как ребята уже умеют воспроизводить музыкально-ритмические рисунки на ударных и шумовых музыкальных инструментах, слышать и выделять сильные доли тактов, отмечать метр музыки. К шумовым и ударным инструментам добавились, в зависимости от характера произведения, такие инструменты, как металлофон, ксилофон, диатонические колокольчики, детский рояль. Большее разнообразие музыкальных инструментов требует важности подбора тембров инструментов, чтобы звучание оркестра было более разнообразным, интересным, наиболее соответствующим настроению музыки.
Разучивание мелодии песни или пьесы, музыкально-ритмического рисунка, текста песни. В этом направлении автор использовала репертуар: песня «По деревьям скок да скок», пьеса «Озорная полька» песенка «Падают листья» муз. М.Красева.
Формирование навыков игры в оркестре. В данном направлении дети учились слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Оркестр с диатоническими музыкальными инструментами развивает ещё и гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый элемент имеет своё звучание от ноты «до» I-й октавы, до «до» II-й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты соответствуют цвету используемых музыкальным руководителем набору диатонических инструментов. Цвет в разных диатонических музыкальных инструментах может быть разным. Приложение №4
Подготовка живого исполнения музыкального сопровождения.
Исполнение разученных произведений на детских праздниках. Совершенствование навыков коллективной игры.
- этап заключительный
Заключительный этап - это третий год обучения, рассчитанный на возрастную группу детей 6-7 лет. (подготовительная к школе группа)
Работа велась по направлениям:
Знакомство с музыкальными произведениями, соответствующими возрастной группе детей 6-7 лет для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в организации детского оркестра использовался репертуар с более сложной партитурой. В работу брались произведения такие как «Осенняя песнь» музыка П.Чайковского, «Русский наигрыш» народная мелодия, «В пещере горного короля» музыка Э.Грига, «Детская полька» муз. А.Жилинского, песня «Дождик» муз.М.Парцхаладзе, песня «В лесу родилась елочка» музыка Л.Бекмана, песня - вальс «До свиданья детский сад» музыка А.Филиппенко. Это направление включало в себя прослушивание музыкального произведения, историю его создания, автора. Обсуждение, какие инструменты будут звучать, а также закрепление техники исполнения.
Определение инструментального состава оркестра. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
Разучивание мелодии песни или пьесы, музыкально-ритмического рисунка произведения, текста песни. В этом направлении автор использовала репертуар: песня «Елочка» композитора Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина из мультфильма Простоквашино и отрывок из произведения Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Метод разучивания каждой партии отдельно и по подгруппам, а так же цифровую систему или по слуху для освоения ритмического рисунка мелодии, исполнительских приемов. Учитывалась степень готовности к занятию и начиналось с группы ударных инструментов. Занятия проводились с небольшими группами детей и индивидуально. Обучение игре на ударных инструментах оркестра (рубель, трещотка, хлопушка, барабан, тарелки и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки. В обучении игре на диатоническом инструменте автор использовала цветные партитуры для другой группы детей. После освоения детьми ритмического рисунка произведения, техники игры, проходило объединение групп в оркестр. Приложение №5
- В формировании навыков игры в оркестре дети учились слушать себя и других, играть с динамическими оттенками, следя за дирижером.
- В творческом музицировании дети экспериментируют и фантазируют.
- В концертном исполнительстве музицируют импровизационную форму превращенную в законченную пьесу.
Двумя основными принципами технологии детского оркестра являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями.
Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
Технология требует широкого использования детских музыкальныхинструментов: металлофонов, ксилофонов, свистулек, дудочек, диатонических колокольчиков, шумовых (треугольники, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) самодельных шумовых инструментов.
Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм
общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.
Опыт музицирования, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой.
Методологическим основанием технологии является деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и развивает собственное сознание).
Повысить у дошкольников уровень познавательной активности, интереса к элементарному музицированию позволяет концертная деятельность на тематических утренниках «День Победы» Приложение №6, 23 февраля, «Здравствуй Осень» и т.д., развлечениях «Танцевально- развлекательная программа «Веселая тусовочка» к дню детства Приложение №7, «Пасхальный перезвон», «В гостях у бабушки», играх таких как «Какой инструмент звучит?» Приложение №8.
Для закрепления умений и навыка игры на музыкальных инструментах, автор опыта использовала досуговую деятельность, где дети могут свободно взять любой музыкальный инструмент и подыграть звучащей аудиозаписи.
На заключительном этапе автор опыта использовала технологию элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с целью формирования у детей чувства товарищества, взаимопомощи, сознательного отношения в коллективе, выработки дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
При этом дети проявляют свои творческие способности более осмысленно, развитие музыкальных способностей выходит на более высокий уровень. Проявляют интерес к музицированию на разных музыкальных инструментах, волю при ознакомлении и отработке нового музыкального материала, активно коммуницируют, интересуются и задают вопросы о разных группах музыкальных инструментов, более детально подходят к разбору музыкальных фраз, более глубоко анализируют длительности звуков и ритмический рисунок.
Для реализации развития музыкальных способностей у детей посредством оркестра было активное сотрудничество с родителями дошкольников, поскольку те знания, которые получены в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Работа проходила по следующим направлениям:
- Информационное: был разработан комплекс консультаций, наглядно информационных материалов по музыкальному воспитанию для родителей, проводились онлайн консультации, индивидуальная работа с семьями, информация на сайте ДОУ.
- Познавательное: создание предметно – пространственной среды, например, для того чтобы детям легче было читать и запоминать ритмические рисунки, совместно с родителями были изготовлены ритмические карточки где расписывался рисунок новой музыкальной композиции, шумовые инструменты из подручного материала. Приложение № 9
- Досуговое: праздники, развлечения, экскурсии в музыкальную школу при использовании технологии «Маршрут выходного дня» в деятельности «Социальные партнеры», встречи с педагогами по классу фортепиано, баяна, гитары, аккордеона, ударной установки.
- Аналитическое: для организации обратной связи были организованы анкетирование, личные беседы, анализ мнений запросов родителей.
Вовлечение семьи развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы в группах по заявленной теме.
Изменился подход родителей к семейному музыкальному воспитанию. Они не остались равнодушными, все принимали активное участие в предложенных формах работы. Все это говорит о повышении активности родителей в деле музыкального воспитания их детей.
Таким образом, технология элементарного музицирования «Музыка для детей» для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста является эффективным средством развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в результате систематической работы.
Раздел III. Результативность опыта
Для оценки результативности был взят диагностический инструментарий Ремхе Елены Владимировны с подбором репертуара. (Приложение №1) для определения уровня развития чувства ритма, музыкально – слуховых представлений, определения правильности интонации в пении, ладового чувства, музыкальную память.
В ходе диагностики выявилась динамика развития музыкальных способностей.
Учебный год | Уровни развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
2021-2022 | 11% | 45% | 44% |
2022-2023 | 22% | 39% | 39% |
2023-2024 | 71% | 29% | 0% |
Динамика | + 60% | +16% | -44% |
Сравнивая результаты диагностических исследований, был сделан вывод о том, что в результате проделанной работы отмечается положительная динамика высокого развития музыкальных способностей и отрицательная динамика низкого уровня.
Дети научились на занятиях в оркестре играть на разных музыкальных инструментах, правильно извлекать звук и держать его в руках.
У дошкольников появился навык коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской, музыкальной и двигательной деятельности. Дети стали более зрелыми в общении, взаимодействии с детьми и взрослыми, социально развитыми и эмоциональными, интеллектуальными, эмоционально отзывчивыми, готовыми к совместной деятельности со сверстниками.
Положительная динамика уважительного отношения и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых, позитивных установок к деятельности; устойчивого интереса к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественно-эстетической деятельности потребность в этой деятельности; воображения и творческой активности. Дошкольники научились определять на слух и говорить о представлении об объектах, свойствах и отношениях (форма, ритм, темп, число, часть, целое, движение и покой), появились способности фонематического слуха, слухового внимания, различение на слух различных инструментов, координации движений; развитие и совершенствование музыкальных способностей; элементарных представлений о видах искусства. Стали выраженными индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности; преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах.
Положительная динамика в развитии музыкальных способностей говорит о том, что были правильно выбраны современные формы и методы работы с детьми, грамотно организована предметно-пространственная развивающая среда. К концу 2023-2024 года дети хорошо ориентировались в музыкальной терминологии и анализировали музыкальное произведение. Они уже способны предвидеть, как будет звучать оркестр с определенным наборам музыкальных инструментов.
О высоком уровне развития музыкальных способностей свидетельствуют результаты участия обучающихся в различных конкурсах, фестивалях.
№ п/п | Коллектив | Год | Мероприятие | Уровень | Результат |
1 | Музыкальный коллектив «Домисолька» | 2021 | Муниципальный этап регионального творческого фестиваля «Мозаика детства» | Муниципальный | Победитель |
2 | Оркестр «Капелька» | 2022 | Региональный этап творческого фестиваля «Мозаика детства» | Региональный | Призер |
3 | Оркестр «Камертон» | 2023 | Региональный этап творческого фестиваля «Мозаика детства» | Региональный | Победитель |
Библиографический список
1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение; Владос, 2021. С. 11 (Чувство ритма); С. 18 (Методы и приемы музыкального воспитания). 2. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и музыкальных руководителей / авт.-сост. Л.В. Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2021. 3. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение; Владос, 2020. 4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: Издательство, 2020. 5. Сорокина, А.С. Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО / А.С. Сорокина. – Вопросы дошкольной педагогики, 2021. № 2 (2). С. 37-39. |
Список приложений
Приложение №1
Диагностический инструментарий по программе И. Каплуновой, И. Новооскольцевой «Ладушки» разработка музыкального руководителя: Ремхе Е.В.
Приложение №2
Рекомендации для родителей.
Консультация для родителей.
Приложение №3
Картотека методической литературы.
Картотеки музыкальный и музыкально-дидактических игр.
Приложение №4
Цветные ноты
Приложение №5
Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими музыкальными инструментами.
Приложение №6
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. «Победой кончилась война»
Приложение №7
Танцевально-развлекательная программа «Веселая тусовочка»
Приложение №8
Музыкально-дидактическая игра «Узнай какой инструмент звучит?»
Приложение №9
Ритмические карточки с рисунками
Приложение №1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ПРОГРАММЕ
И.КАПЛУНОВОЙ, И.НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ «ЛАДУШКИ»
разработка музыкального руководителя: Ремхе Е.В.
Группа возрастная | Результаты освоения программы | Музыкальный материал |
1 младшая группа |
Двигается с детьми, принимает участие в играх и плясках | «Из-под дуба» русская народная мелодия, «Птички летают», А.Серов |
• Хлопает в ладоши, принимает участие в дидактических играх • Берёт инструменты сам, пытается на них играть | «Стуколка», украинская народная мелодия | |
• Слушает музыкальное произведение • Может подобрать картинку к музыкальному произведению | «Колыбельная», Т.Назарова, «Весёлые зайчики», К.Черни | |
Принимает участие в подпевании | «Петушок», русская народная песня, «Ладушки», русская народная песня | |
2 младшая группа |
Принимает участие в играх, плясках, ритмично двигается | «Ах вы, сени», русская народная мелодия (пружинка), «Топотушки», М.Раухвергер, «Пляска с платочками», русская народная мелодия |
• Ритмично хлопает в ладоши, принимает участие в играх • Узнаёт некоторые музыкальные инструменты, ритмично играет на них | «Полянка», русская народная мелодия | |
Узнаёт музыкальные произведения, может подобрать к ним картинку или игрушку | «Резвушка», В.Волков, «Капризуля», В.Волков. | |
Принимает участие, подпевает | «Солнышко», Т.Попатенко, «Дождик», русская народная песня, «Маме песенку пою», Т.Попатенко | |
Средняя группа |
• Двигается ритмично • Чувствует начало и конец музыки • Умеет проявлять фантазию • Эмоционально и ритмично выполняет движения | «Бег и кружение парами на лёгком беге»Чешская народная мелодия. Выставление ноги на пятку, «По грибы», Ф.Лещинская. Пляска с платочками «Утушка луговая», русская народная песня. |
• Активно принимает участие в играх • Ритмично хлопает в ладоши • Играет на музыкальных инструментах | «Два кота», польская народная песня. «Весёлый крестьянин», Р.Шуман. Ливенская полька. | |
• Различает жанры • Умеет определять характер музыки (темп, динамику,тембр) • Эмоционально откликается на музыку | Марш, Ф.Шуберта. «Маленькая полька», Д.Кобалевский. «Грустное настроение», А.Штейнвиль. | |
• Эмоционально исполняет • Активно поёт и подпевает • Узнаёт песню по любому фрагменту | «Зайчик», муз.Старокадомского. «Хохлатка», муз.М.Красева. «Наша песенка простая», муз.Ан.Александрова. | |
Старшая группа |
• Двигается ритмично, чувствует смену частей музыки • Проявляет творчество (придумывает своё содержание) • Выполняет движения эмоционально | «Зеркало», русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелёк», обр. М.Раухвергера. Бег и прыжки «После дождя», венгерская народная мелодия. Русская пляска: «Светит месяц», русская народная мелодия. |
• Правильно и ритмично прохлопывает усложнённые ритмические рисунки • Умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах • Эмоционально принимает участие в играх (выражает желание играть | «Гармошка», муз. Е.Тиличеевой. «Андрей воробей». «Скок-скок» | |
• Эмоционально воспринимает музыку (выражает своё отношение словами) • Проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения • Различает двухчастную форму • Различает трёхчастную форму • Отображает своё отношение к музыке в рисунке • Способен придумать сюжет к музыкальному произведению | «Новая кукла», П.И.Чайковский. «Страшилище», муз.В.Витлина. «Две гусеницы разговаривают», муз. Д.Жученко. | |
• Эмоционально исполняет песни • Придумывает движения для обыгрывания песен • Сочиняет попевки • Проявляет желание солировать • Узнаёт песни по любому фрагменту | «Весёлые путешественники», муз. М.Старокадомского, «Песенка-чудесенка», муз. А.Берлина, «Песенка про козлика», муз. Г.Струве. | |
Подготовительная группа |
• Двигается ритмично, чувствует смену частей музыки • Проявляет творчество (придумывает своё содержание) • Выполняет движения эмоционально • Выражает желание выступать самостоятельно | Боковой галоп: «Контрданс», муз. Ф.Шуберта. Полька, муз. И.Штрауса. «Танцуй как я» |
• Правильно и ритмично прохлопывает усложнённые ритмические рисунки • Умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах • Умеет держать ритм в двухголосье • Эмоционально принимает участие в играх (выражает желание играть) | «Полька», М.Глинка. «Коло», сербский народный танец. Стихи и попевки, разученные в течение года. | |
• Эмоционально воспринимает музыку (выражает своё отношение словами) • Проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения • Различает двухчастную форму • Различает трёхчастную форму • Отображает своё отношение к музыке в рисунке • Способен придумать сюжет к музыкальному произведению • Проявляет желание музицировать | «Песнь жаворонка», П.Чайковский. «Весело-грустно», Л.Бетховен. «Танец дикарей», Ёсинао Нака. | |
• Эмоционально исполняет песни • Придумывает движения для обыгрывания песен • Сочиняет попевки • Проявляет желание солировать • Узнаёт песни по любому фрагменту • Имеет любимые песни | «Зелёные ботинки», муз. С.Гаврилова. «Хорошо рядом с мамой», муз. А.Филипенко. «Солнечная капель», муз. С.Соснина. |
Критерии оценивания:
Первый этап оценивания
1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценивания, помощь взрослого не принимает
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценивания
3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценивания с помощью взрослого
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого
5 баллов – ребёнок самостоятельно выполняет все параметры оценивания
Второй этап оценивания
Низкий уровень – средний показатель оценивания ниже 3,5 балла
Средний уровень – средний показатель оценивания находится в промежутке между 3,5 и 4,5 баллов
Высокий уровень – средний показатель оценивания больше 4,5 баллов
Приложение №2
Рекомендации родителям!
Добрый день уважаемые родители! Меня зовут Ирина Анатольевна, работаю я музыкальным руководителем в детском саду. Сегодня хочу рассказать вам о положительном влиянии музыки на человека.
Каждый человек идет к музыке своим путем. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу музыки, вырастет более устойчивым к разным ситуациям и будет менее подвержен стрессам.
Помогите своим детям полюбить музыку!
Рекомендация первая. Постарайтесь искать ее везде - дома, в городе, на природе, на даче, на море. Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки; Приобретайте музыкальные игрушки - погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и другие, изготавливайте музыкальные инструменты сами. Тем самым Вы создадите домашний МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте. Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты;
Рекомендация вторая. Музыкальный уголок, где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах, лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Расположить там металлофон, гармонику, детскую флейту, можно приобрести детское пианино, бубен, колокольчики, музыкальный треугольник и другое. В детском саду уже в средней группе мы учим детей играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах. Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига. Музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детям детскую литературу о музыке, тем более у всех есть интернет. Чаще смотрите с детьми музыкальные театральные постановки, знакомьтесь с работой творческих детских коллективов.
Рекомендация третья. Каждый день слушайте вместе с ребенком музыку Моцарта. Дети в возрасте до трех лет постоянно слушавшие музыку Моцарта быстрее развиваются и становятся умнее своих сверстников. Доказано, что фортепианные концерты Моцарта обучают концентрации, осознанности, помогают повышать уровень умственной организации, усиливают способность к интуитивному мышлению.
Музыка Моцарта для развития детей – это надежное подспорье молодым родителям. С ней дети развиваются не только более гармонично, но и становятся спокойней и уравновешенней. При этом начинать приучать ребенка к прекрасному, можно с самого рождения. Сформированный в этом возрасте музыкальный вкус сохраняется на всю жизнь.
Чтобы получился максимальный эффект, слушание музыки должно приносить удовольствие. Наблюдая за реакцией детей, несложно отметить, какие произведения ребёнку понравились. Их можно включать во время приема пищи или тогда, когда ребенок играет. Чем непринужденнее будет обстановка - тем лучше. Вдохновляющая, проникновенная, легкая, светлая, радостная музыка Моцарта, сопровождающая жизнь ребёнка неоценимый вклад в его будущее. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, надо давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять.
Консультация для родителей.
«Всестороннее детское развитие в семейных условиях рядом с музыкой»
Российское образование говорит о потребности в воспитании неординарно мыслящей, гармоничной, творческой личности. Это, начало формирования духовной культуры в возрасте раннего детства, с неотъемлемой частью музыкальная культуры.
Разностороннее развитие детей в возрасте с рождения до школы достигается разными видами музыкальной деятельности как в образовательном и культурном учреждении, так и в условиях семейного воспитания. Для этого с первых дней жизни детям необходимо создать атмосферу для тесного общения с музыкой. Когда он совсем еще малыш, пойте ему песни, играйте на гитаре или фортепиано, слушайте аудио и видеозаписи для восприятия, учитывайте его возрастные особенности.
Делайте это систематически, и однажды наступит день, когда начнется «освобождение накопленных творческих сил» в результате чего ваш сын или дочь даст старт своему созданию духовности и творчеству. Он будет сочинять мелодии голосом, творчески играть на любых музыкальных инструментах, танцевать, перевоплощаясь изображать знакомые образы и многое множество творческих действий. Успешность всестороннего развития с помощью музыкальной деятельности зависит от значимости и содержания используемого музыкального репертуара, методов и подходов, организации условий в семье.
Влияние музыки на развитие малыша очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Родители могут не только поддерживать музыкально – творческое развитие ребенка, но и создавать условия к самостоятельным действиям в игре на музыкальных инструментах, пении, танце, восприятию музыки. Поддерживать и стимулировать стремление ребенка заниматься музыкальным творчеством, что сделает его жизнь более яркой и содержательной. Если родители понимают важность семейного музыкального воспитания для всестороннего развития в раннем дошкольном возрасте, они будут стремиться обучать детей в первую очередь в семье, затем в студиях, музыкальных кружках и школах. Посещать с ними музыкальные спектакли, концерты. Стараться обогащать разносторонними музыкальными впечатлениями, расширять музыкальный опыт ребенка, наиболее полно использовать его возможности.
Приложение №3
Картотека методической литературы
◄ учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М.Каплуновой, И. А.Новоскольцевой;
◄ методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной;
◄ методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой;
◄ методическое обеспечение программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.И.Бурениной; ◄ Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети;
◄ сборники сценариев праздников и развлечений;
◄ картотека художественной литературы:
◄ произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);
◄ серия книг «Рассказы детям о музыке»;
◄ картотека периодических изданий: журнал «Дошкольное воспитание», журнал «Музыкальный руководитель», журнал «Музыкальная палитра», журнал «Справочник музыкального руководителя».
* Картотека музыкально-дидактических игр:
◄ игры для развития звуковысотного слуха,
◄ игры на развитие динамического слуха,
◄ игры на развитие тембрового слуха,
◄ игры на развитие ладогармонического слуха,
◄ игры на развитие памяти и музыкального слуха,
◄ игры для развития детского творчества.
Картотека музыкальных игр и упражнений:
◄ русские нарoдные игры и хороводы,
◄ подвижные игры «Круглый год»,
◄ игры с музыкальными инструментами,
◄ игры со звуком,
◄ речевые игры,
◄ пальчиковые игры,
◄ игры на развитие воображения,
◄ «сказки-шумелки»,
◄ коммуникативные игры,
◄ творческие этюды,
◄ игры «Дыхательная гимнастика»,
◄ упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.
Приложение №4
«Цветные ноты»
Красный цвет, соответствует ноте ДО I-й октавы,
Оранжевый цвет-РЕ I-й октавы,
Жёлтый цвет-МИ I-й октавы,
Светло-зелёный цвет -ФА I-й октавы,
Тёмно-зелёный цвет -СОЛЬ I-й октавы,
Голубой цвет -ЛЯ I-й октавы,
Синий цвет -СИ I-й октавы,
Белый -ДО II-й октавы.
В таком же цветовом исполнении могут быть колокольчики и металлофоны.
Приложение №5
Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими музыкальными инструментами.
Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.
Но, для дошкольного возраста удобна запись в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.
Партитура: Ре, ре, ре…Ду, ду, ду…Ша, ша, ша…
В партитурах представлены упражнения со словами. Детям надо петь и играть одновременно.
Цель упражнений: Развитие чистоты интонирования, улучшение музыкального слуха, чувства ритма и реакции детей. Упражнение развивает кратковременную память и умение наблюдать. Улучшает дикцию и укрепляет артикуляционный аппарат за счёт чёткого проговаривания согласных.
Руководство к упражнению: Сначала необходимо проговорить все слова отдельно. Затем проиграть инструментальную партию в медленном темпе. После, соединить слова и игру. На начальном этапе разучивания перед каждой строчкой необходимо задать тон, с которой начинается попевка, чтобы услышать ноту, на которой нужно петь. Для этого, необходимо сыграть один раз на колокольчике, пластине, трубке нужного цвета. (Если строчка начинается с красной ноты, необходимо сыграть на красном колокольчике и т. д.) В дальнейшем, когда дети запомнят мелодию, давать тон уже не нужно. Поют по партитуре все дети, а играет лишь та группа детей, чью ноту показывает педагог.
Партитуры: Маленькой ёлочке
В партитуре прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке» сл. З. Александровой муз. М. Красева.
Цель упражнения: Обогащение впечатлений, побуждение внимательно вслушиваться в музыку.
Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать песню и поговорить о содержании. Затем выучить слова, а после проработать инструментальную партию. Заключительный этап – соединить игру, слова и аккомпанемент.
Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:
-По партитуре можно одновременно играть и петь «a capella».
-Можно играть одну лишь мелодию под песню в записи (в тональности до мажор).
-Можно играть и петь под аранжировку песни только лишь мелодию, а можно играть и петь одновременно.
Партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей.
Музыкальные игры.
Игра: Весёлые нотки.
Для игры потребуется партитура Весёлые нотки.
Цель игры: Способствование развитию внимания, быстроты реакции и совершенствование контроля за движением руки, в которой находится колокольчик. (С помощью игры мы повторяем с детьми название нот.)
Руководство к игре: Диатонические колокольчики и трубки раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты, в разном порядке постепенно прибавляя темп. Длительность при этом не имеет значения. (Ребёнок должен играть до тех пор, пока педагог держит указку на ноте его цвета.) Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.
Игра: Зоркий глаз.
Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.
Цель игры: Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. А при этом темп, меняется по желанию педагога несколько раз за игру. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Игра продолжается до последнего игрока. Игрок, который дошёл до конца встаёт, а все дети хлопают победителю.
Игра: Ритмическое эхо.
Дети садятся полукругом, лицом к педагогу.
Цель игры: Развитие чувства ритма и выдержки, умение слушать и слышать. С помощью игры у детей концентрируется внимание.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики и трубки раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определённый ритмический рисунок на своём инструменте. Здесь действует золотое правило: идти нужно от простого к сложному. Попросить повторить ритмический рисунок может педагог любого ребёнка. Задача воспитанника повторить услышанный ритм на своём инструменте. (Высота ноты при этом, не имеет значения).
Приложение № 6
Сценарий для детей старшего возраста.
«Победой кончилась война»
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства, уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов; ярких впечатлений., вызывающих эмоциональные переживания, посредством музыкально-литературного наследия времен Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с понятиями: «Великая Отечественная война, «Ветеран войны», «Участник войны», Герой Великой Отечественной войны». Углубить детей знанием истории родной страны.
Развивающие:
-Развивать музыкальные и интеллектуальные способности ребенка, внимание, любознательность.
-Развивать коммуникативную функцию речи, навыки игры на ударных инструментах, хоровую дисциплину, координацию движений.
-Углубить знания детей старшего дошкольного возраста о армии, солдатах нашего времени, воинских званиях, боевых наградах.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей гордость за свою страну, чтить память воинов, погибших за свободу Отечества.
-Воспитывать у детей желание получать яркие впечатления от произведений литературно-музыкального наследия времен Великой Отечественной войны, чувство коллективизма.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Дорогие ребята и уважаемые гости, здравствуйте! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник - День Победы. 78 лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год мы отмечаем этот великий праздник. Пока вы ещё маленькие, но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на её защиту.
Ведущий 2: Внимание! Начинаем торжественную встречу, посвященную Дню победы! Сейчас прозвучит
Гимн Российской Федераци.
По традиции в нашей стране его слушают стоя.
(Все встают. Звучит «Гимн Российской Федерации» сл. С. Михалкова, муз. А. Александрова.)
Ведущие 2: Прошу всех присесть.
Ведущий 1: В эти майские дни весь народ нашей страны России отмечает годовщину Великой Отечественной войны! Прошло уже 78 лет с того дня, когда наступил этот великий день - День победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней, это долгих 4 года – столько длилась Великая Отечественная война.
Ведущий 2: В сердцах всех людей нашей страны живет гордость за Великую Победу и память о тех, кто выстоял в страшной схватке с врагом.
(Слайд «Парад победы»)
Дети:
1. Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть вечно будет ясным небо,
А травы будут зеленей!
2. День победы! Что за слово!
Сколько в нем заключено.
Где с надеждой, где сурово
Произносится оно!
3. Победа! Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят!
4. Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской,
Люди, победившие войну.
«День победы» муз. Давида Тухманова, сл. В. Харитонова. Слайд салюта.
Ведущий 1: Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ничто не предвещало беды. Ласково светило солнце, птицы пели на все голоса. Люди строили планы на выходной день, в школах готовились к выпускным балам. Все радовались и веселились.
Слайд «Летний пейзаж»
Ведущий 2:
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть:
(аудио запись голоса Левитана о начале войны, затем звучит запись песни «Вставай страна огромная» муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, (1 куплет и припев).
Слайд «Плакат «Родина мать зовет»
Весь народ – и взрослые и дети, поднялись на защиту Родины.
Ребенок:
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
Хотели отомстить скорей
За стариков, за женщин, за детей!
Слайд «Военные действия»
Песня «Шли солдаты на войну» сл. и муз. И. Русских
Ведущий 1: Все люди от мала до велика поднялись на защиту своей Родины, потому что они очень е любили.
Ребенок (вста т и говорит) :
Я тоже люблю свою Родину – Россию.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Слайд «Русская березка» Песня «Моя Россия» муз. Г. Струве,
Песня «Очень любим родину» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой
Ведущий 2: Все люди нашей страны не хотят войны, а хотят жить только в мире и мечтают, что на земле не будет войны. И наши мальчики мечтают быть смелыми, сильными, настоящими защитниками нашей Родины.
Слайд «Солдаты нашего времени в строю»
1 мальчик:
Мы мечтаем, мы мечтаем,
Что когда мы подрастём,
То танкистами мы станем
И во флот служить пойдём.
2 мальчик:
На границу и в сапёры,
В лётчики, в подводный флот,
Подрастём мы очень скоро.
А пока игра идёт!
Песня «Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
Ведущий: А сейчас мы проверим, что вы знаете о различных родах войск.
Игра «Продолжи предложение»
(Слайды сменяют друг друга)
- «Танком управляет.» танкист
- «Из пушки стреляет.» артиллерист
- «За штурвалом самолета сидит.» пилот
- «Из пулемета строчит.» пулем тчик
- «В разведку ходит.» разведчик
- «Границу охраняет.» пограничник
- «На подводной лодке несет службу.» подводник
- «С парашютом прыгает.» парашютист
- «На кораблях служат.» моряки
Ведущий 1: Вот и наступил долгожданный день Победы! 9 Мая - светлый и радостный праздник. Много лет прошло с тех пор, когда немецкие войска напали на русскую землю. Наш народ от мала до велика, мужчины и женщины, даже дети, защищали нашу Родину от врага.
Слайд «Разрушенный послевоенный город»
Ведущий 1: Нелегко далась нашей стране победа. Война нанесла тяжелые раны, на полях сражений погибло много наших воинов. Немцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сел и деревень. Они не щадили ни стариков, ни детей.
Давайте встанем и вспомним всех погибших в этой войне минутой молчания.
(Слайд «Вечный огонь») Минута молчания (звучит метроном)
Ведущий 2: Четыре долгих года на нашей земле шла самая страшная кровопролитная война. Наш народ победил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла 9-го мая 1945 года. В этот день в Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того дня каждый год 9-го мая наш народ отмечает День Победы. В этот день все вспоминают героев – участников боевых сражений и тех, кто не щадя своих сил, обеспечивал фронт всем необходимым. В этот день все люди радуются тому, что мы живем в мире, в крепкой и сильной стране, которая заботится о нас и защищает нас. Уже несколько лет в городах и селах 9 мая проводится шествие «Бессмертный полк». Участники шествия колонной проходят по улицам с фотографиями своих родственников — участников Великой Отечественной войны и труженников тыла, тех, кто оттдал свою жизнь, силы и здоровье за мирное небо над головой.
Слайды «Парад победы на красной площади», «Шествие «Бессмертный полк»
Оркестр барабанщиков.
Песня «Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,
1-й ребенок. Мир - это солнечное утро. Мир - это когда день полон забот.
2-й ребенок. Мир - это жизнь! Мир - это когда открыты двери школ и садов.
3-й ребенок. Мир - это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.
4-й ребенок. Мир - это когда – Дню папа, мама и я рядом.
Ведущий 2: Давайте радоваться этому замечательному празднику – Дню победы и тому, что мы живем в мирное время.
Песня «Край, в котором ты живешь», исп. Неволина Александра
Танец «Матрешечки», исполняет танцевальная группа «Капельки»
Ведущий 1:
Нужен мир тебе и мне Чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех, Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война, На планете не нужна!
Ведущий 2: Ребята, давайте встанем в общий круг, положим руки друг другу на плечи и вместе послушаем и подпоем песню
«Солнечный круг». Слайд «Солнце»
Приложение № 7
ТАНЦЕВАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛАЯ ТУСОВОЧКА» (Для детей среднего и старшего возраста).
Цель: формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, доставить радость детям и родителям от совместного праздника, предоставить каждому ребёнку возможность проявить свои исполнительские способности в играх, стихах, оркестре, танцах, хороводах, песнях.
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике Дне защиты детей.
2. Развивать творческую инициативу, нравственно – эстетический вкус, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, любознательность. Обогащать словарный запас, активизировать речь детей. Развитие коммуникативного поведения, чувство коллективизма.
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово)
Предварительная работа: занятия по музыке и ритмике; беседы о времени года «Лето», о правах ребёнка и обязанностях; разучивание партий игры на детских музыкальных инструментах, разучивание стихов, танцев, проведение подобных игр.
Ход мероприятия.
Трек №1
Ведущий 1,2. Здравствуйте, дорогие ребята!
Ведущий 2: Сегодня 1 июня «День детства» и мы с вами проведём мероприятие под названием «Веселая тусовочка». Будем танцевать, смеяться, развлекаться, ну в общем, тусоваться. Добрый, веселый смех – это чудесный витамин для всех, самый могущественный и бесценный эликсир жизни. И он тем более ценен, что этот витамин не стоит вам ни копейки. Смеяться можно – даже в наше время – пока еще совершенно бесплатно.
Трек №2 выход
Ведущий 3.
Добрый день и добрый час, Я приветствую всех вас,
Вери гуд, салам алейкум, Бона сэра. Вас из дас…
Поздороваемся как в Саудовской Аравии, сначала рукопожатие, затем кладем свою левую руку на плечо другого человека и целуем его в обе щеки
Ведущий 2:
Хорошо размялись? А я проверю, как хорошо вы сделали разминку и готовы к нашей игре! По моей команде кто же из вас громче:
• Хлопает в ладоши? Топает ногами? Пищит? Смеется? Кричит?
В этой игре победила дружба!
3. «Музыкальные фигуры». Все участники танцуют или просто ходят под музыку. По команде участники должны встать так, чтобы получился круг.
Трек №3
«Отвечать по болгарски!». У разных народов сходные жесты воспринимаются по-разному, имеют разный смысл и значение. Например: у нас кивок головой означает «согласие» – ответ «Да», а из стороны в сторону – «Нет», в Болгарии же всё наоборот…
Приглашаю выйти несколько желающих проверить себя на внимательность. Буду задавать вам несколько вопросов. Отвечать вы должны по правилам игры.
Сначала ответами будут только два слова «Да» или «Нет»:
- Вы сегодня завтракали? Любите ли вы побездельничать?
- Нравится ли вам вид из вашего окна? Хотели бы вы выиграть автомобиль?
- Любите ли вы манную кашу? Любите ли вы смотреть мультфильмы?
1. Игра «Танцы» Включается веселая музыка и мы начинаем танцевать по команде ведущего
Трек №4
Танцует голова, танцуют только руки, танцует наш животик, танцуют только ноги, танцуют ушки
2. Изобразить животных
С детства нам внушают, что животные добрые и смешные. Но они коварны. Собаки кусают, кошки царапают, птицы клюют, лошади ржут, верблюды плюются. Изобразите животных во всей красе: Трек №5
- Бегемота, упавшего в лужу; - Драчливого петуха;
- Сбежавшего кролика; - Наглого козла; - Свинью, севшую на кактус;
- Грустную корову; - Обезьяну за столом;
3 «Бегущая шляпа» Трек №6
В этой игре дети образуют круг и под музыку передают шляпу под музыку. Музыка периодически обрывается. Тот игрок, у которого в данный момент оказывается шляпа - выбывает.
Трек №7 Игра «Странные танцы»
Ребята, сейчас будет необычная игра, нужно с одного стула на другой перенести предметы, брать нужно только по одному предмету. Взяв предмет в руки, нужно будет обязательно танцевать, а танцуя бегом отнести его на противоположный стул. Вот так! Победителя ждёт приз, а им станет тот, кто быстрее перенесет предметы, не забывая при этом танцевать.
Трек №8 Игра «Не простой танец».
Ребята, для всех желающих поучаствовать в этой игре, сейчас будет звучать восточная замечательная музыка, а все участники с книгой на голове будут танцевать восточный танец. Ладно, сделаю исключение, танцуйте так, как сможете, но условие такое: не ронять книгу. В игре победит самый ловкий.
Ведущая. Танцы – это здорово! Настроение точно поднимается, а если ещё за это призы получать, то весело вдвойне.
1.Спасибо, ребята, за участие порадовали себя, порадовали нас, настроение супер!
2. Ребята, всем вам желаю: хорошо учиться, ценить родителей, уважать бабушек и дедушек, младших не обижать, здоровье беречь!
1,2,3 Мы говорим вам до новых встреч!
Приложение №8
Музыкально-дидактическая игра «Узнай какой инструмент звучит?»
Для детей среднего и старшего возраста.
Цель: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов и называть их.
Задача: Развивать тембровый слух.
Ход игры: на столе разложены рисунки музыкальных инструментов, дети слушают игру на скрипке. Играющий подходит к столу с рисунками выбирает звучащий инструмент и крепит его на фланелеграф, другой участник игры узнает следующий инструмент и т.д.
Приложение №9
Ритмические карточки.
Самодельные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические пособия как средство развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Дидактический материал...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"
Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Статья: «Использование игры на шумовых инструментах как средства развития музыкальности у детей дошкольного возраста»
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в содержание музыкальной деятельности кроме слушания, пения, музыкально – ритмических движений...
Опыт работы «Интерактивные музыкально-дидактические игры как средство развития музыкального слуха детей дошкольного возраста в музыкально-образовательной деятельности»
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные интерактивные игры, которые позволяют в наиболее доступной игровой форме развить логическое мышление дете...











