Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Семья вместе - душа на месте»» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия «Семья вместе — душа на месте» предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен на социально-коммуникативное развитие. Основная цель — формирование и закрепление целостного, эмоционально-положительного представления о семье, ее членах, их ролях, взаимной любви и заботе.
В ходе занятия решаются задачи по закреплению знаний о семейных обязанностях и ценности семьи, развитию связной речи, логического мышления и навыков сотрудничества. Особое внимание уделяется воспитанию уважительных, доброжелательных отношений, чувства взаимопомощи и любви к близким.
Занятие построено в интерактивной форме с использованием разнообразных видов деятельности (беседа, игра, творчество), что способствует активному вовлечению детей и достижению поставленных образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №12 «Ивушка» г. Белгорода
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему
«Семья вместе - душа на месте»»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Заречная Елена Борисовна
воспитатель
г. Белгород
2025 г.
Цели: закрепление у детей правильного представления о семье, роли отца, матери, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
1.Обучающие: закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи, а также понятие о семье и ее значении в жизни человека.
2. Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, а также развивать навыки общения и сотрудничества среди детей в разнообразных видах деятельности.
3.Воспитывающие: воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Материалы и оборудование: акустическая колонка, макет домика, фигурки членов семьи, конструктор магнитный, схема сборки, рецепты блюд и изображения ингредиентов, тканевые подушки, тарелки одноразовые, набор деревянных бусин.
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) приветствие;
б) словесная игра «Назови ласково свое имя»;
в) коммуникативная игра «Подари свое тепло»
II. Основная часть - 15 минут.
а) игра по конструктивной деятельности «Собери по схеме»;
б) дидактическая игра «Помоги маме приготовить обед»;
в) театрализация с предметом «Сказка о подушке»
г) физическая минутка с использованием подушек;
д) изготовление брелка-сувенира
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках. Входит воспитатель.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети!
Сегодня у нас присутствуют гости давайте и с ними поздороваемся!
В:Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся
Все друг другу улыбнемся.
Улыбнемся и гостям,
А гости улыбнуться нам!
Дети строятся в круг и улыбаются
В: Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться?
Я – Елена Борисовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут?
Дети называют свои имена
В: Ребята, представьте себе, что у вас внутри есть маленькое солнышко, которое греет всех вокруг. Давайте каждый из нас положит свою ладошку на сердце своего друга рядом (вот так) и представит, как его маленькое солнышко посылает лучики тепла прямо через ладонь к другу. А потом вы почувствуете, как ваше солнышко тоже получает тепло от другого человека. Это будет так приятно! И не забудьте улыбаться своему другу, ведь улыбка – это тоже лучик добра!
В: Сегодня я пришла к вам в гости, потому что мне очень хотелось увидеться с такими замечательными ребятами, как вы! А знаете ли вы, что ходить в гости — это всегда весело и интересно?
Ответы детей
В: Тогда давайте отправимся в гости.
Дети двигаются за воспитателем в сторону стола, на котором стоит игрушечный домик.
В: Ой, посмотрите какой домик! А что если там нас уже ждут? Давайте посмотрим поближе.
Дети подходят к домику вместе с воспитателем
В: Хм….Кто может жить в этом домике, как вы думаете?
Варианты детей
В: А давайте заглянем?
Дети заглядывают
В домике лежат предметы:
- Связка инструментов
- Бусы
- Очки
- Клубок и спицы
- Игрушка-мяч
В: Посмотрите, какие интересные вещи мы нашли в нашем домике! Вот эти... (дети подсказывают) такие большие и крепкие, с ними можно строить дома, чинить машины и делать много-много полезных дел. Кому, вы думаете, они могут принадлежать? Ответы детей.
Отлично, ребята! Вы правильно угадали, что это инструменты папы. Папа — настоящий мастер, который умеет всё починить и построить. Теперь мы отправляемся в его мастерскую. Но помните, папа у нас высокий, поэтому давайте поднимемся на носочки и будем тянуться руками вверх, как будто мы растем! Так мы сможем дотянуться до самых высоких полок в мастерской и посмотреть, чем занимается наш папа.
Дети переходят в «мастерскую». Идут, подняв высоко руки и на носочках.
Папина мастерская
Оборудование: один большой стол с фигуркой папы на нем, магнитный конструктор, три экземпляра схемы постройки.
В: Ребята, пока мы здесь, в мастерской у папы, давайте попробуем сделать что-то полезное и интересное! Посмотрите пожалуйста на эту схему. Ваша задача- собрать такой же предмет. Работайте командой и помогайте друг другу. Посмотрите детали какой формы мы будем использовать, какого цвета, какая деталь расположена сверху, какая справа от центра.
Дети вместе собирают по схеме предмет. Воспитатель помогает ребятам, спрашивает фигуры какой формы и какого цвета они используют.
В:Вы работали дружно, помогали друг другу. Давайте фигурку папы поставим у нашего домика раз мы справились с заданием!
Воспитатель с детьми идут к домику, ставит фигурку папы на стол и достает из домика бусы.
В: Смотрите, что еще я нашла в нашем домике! Что это может быть? Ответы детей
Бусы блестят, значит они какие? Ответы детей
Какого они цвета? Ответы детей
Они сделаны из стекла, значит они какие? Ответы детей
Кому, вы думаете, они могут принадлежать? Ответы детей
В: Это бусы! Такие красивые, нарядные, они украшают шею и делают любого человека еще красивее. Кому обычно носят такие украшения? Правильно, маме! Мама любит наряжаться, и эти бусы помогают ей выглядеть еще прекраснее.
Ребята, раз уж мы узнали, что эти бусы принадлежат маме, давайте отправимся к ней на кухню! Мама готовит вкусный обед, и она наверняка будет рада нашей помощи. Кто хочет стать маленьким помощником мамы на кухне?
Чтобы попасть к маме на кухню, давайте представим, что мы превращаемся в маленьких, быстрых мышек! Мышки любят тихо-тихо пробираться к самым вкусным местам, поэтому мы будем двигаться легко и аккуратно, на цыпочках. Поднимите ручки чуть выше, как ушки у мышек, и идем тихонечко, чтобы мама не заметила, как мы приближаемся!
Дети бегут мелкими шажками на мамину кухню
Мамина кухня
Оборудование: фигурка мамы, два стола с разными продуктами, два небольших столика с рецептами блюд. Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Каждая команда готовит разное блюдо.
В: И сегодня мы вместе поможем маме приготовить обед. Ребята, давайте устроим небольшое соревнование между командами мальчиков и девочек! Каждая команда должна выбрать блюдо, которое она будет готовить и подобрать продукты в соответствии с рецептом.
Мальчики выбирают из предложенных блюдо для приготовления и девочки выбирают свое блюдо.
В: Кто быстрее найдет нужные ингредиенты и принесет их на стол? Помните, важно выбирать только те продукты, которые указаны в рецепте. И идти за продуктами по одному. Один человек берет только один продукт. Начнем?
Проводится соревнование
В: Девочки и мальчики показали себя настоящими мастерами кулинарии!
Теперь, когда все готово, давайте поставим нашу фигурку мамы у домика. Она будет символизировать заботливую хозяйку, которая всегда готова накормить своих близких чем-то вкусным и полезным ну и конечно же обнять и утешить в трудную минуту. Это же наша мамочка!
Воспитатель и дети идут к домику и ставят фигурку рядом с ним.
В: Петя, опусти руку и нащупай предмет. Он какой? Скажи нам
Ответ ребенка.
В: Да, это мягкий, пушистый клубочек из ниток и тонкие длинные палочки-спицы. Кто из наших людей мог бы использовать такие вещи? Ответы детей
У каждого из нас есть бабушка. Какая она?
Ответы детей
В: Ребята, что я нашла! Это круглые, стеклянные, с тонкими дужками… Что это? Да, это очки! Они помогают лучше видеть и читать книги. Обычно такие очки носит… Дедушка! Он читает много книг и газет, и без очков ему было бы трудно рассмотреть все буквы.
В: Давайте отправимся в гости к бабушке и дедушке.
В:Бабушка — человек добрый и спокойный, поэтому давайте пойдем к ней медленно и аккуратно, как будто мы шагаем по мягкому ковру. Шагайте тихо, на носочках, чтобы не потревожить её уют. Пусть каждый шаг будет легким и нежным, как прикосновение бабушкиной руки.
Дети подходят к комнате бабушки и дедушки тихо и осторожно.
Бабушкина спальня
Оборудование: разложенные по полу подушки и фигурка бабушки и дедушки.
В: Дети, располагайтесь удобно на этих подушках.
Воспитатель начинает рассказывать сказку с элементами театрализации с помощью вспомогательного предмета – подушки. Дети повторяют за ним движения.
Решила бабушка своей внучке Настеньке подушку сшить. В шкафу отрез красной ткани нашёлся, в шкатулке – нитки да иголка. Только где перьев на подушку набрать?
Вышла бабушка Таня во двор, а там курочка-несушка ходит, зёрнышки клюёт. Бабушка Таня к ней:
– Курочка-курочка. Решила я своей внучке Настеньке подушку сшить, да не знаю, где пёрышек набрать.
– Ко-ко-ко, – курочка отвечает. – Ты, бабушка Таня меня каждый день зёрнышками кормишь. Так и быть, подарю я тебе одно пёрышко.
Взяла бабушка Таня куриное пёрышко, поблагодарила курочку. Только одного пёрышка для подушки мало.
Смотрит, в корытце уточка плещется. Бабушка Таня к ней:
– Уточка-уточка. Решила я своей внучке Настеньке подушку сшить, да не знаю, где пёрышек набрать.
– Кря-кря-кря, – уточка в ответ. – Ты, бабушка Таня меня каждый день зёрнышками кормишь, в корытце чистой водицы наливаешь. Так и быть, подарю я тебе одно пёрышко.
Взяла бабушка Таня утиное пёрышко, поблагодарила уточку. Только всё равно пёрышек для подушки мало.
Смотрит, вдоль забора гусь ходит, свежую травку щиплет. Бабушка Таня к нему:
– Гусь-гусь. Решила я своей внучке Настеньке подушку сшить, да не знаю, где пёрышек набрать.
– Га-га-га, – гусь в ответ. – Ты, бабушка Таня меня каждый день зёрнышками кормишь, в корытце чистой водицы наливаешь, по зелёной травке гулять отпускаешь. Так и быть, подарю я тебе одно пёрышко.
Собрала бабушка Таня все пёрышки, сшила внучке подушечку. А тут и дедушка на тракторе приехал и внученьку кататься на тракторе пригласил. Постелила Настенька свою новую подушечку на сиденье трактора и с дедушкой в путешествие по деревне отправилась!
Воспитатель проводит физкультминутку с использованием подушек.
В: Как же здорово проводить время с бабушкой и дедушкой! Давайте вернем фигурку бабушки и дедушки в чудесный домик.
Дети и воспитатели возвращаются к домику вместе с фигуркой дедушки и бабушки.
Воспитатель заглядывает в домик и достает мячик.
В: Смотрите, что я нашла в нашем домике! Это круглый, яркий, легкий… Кому, вы думаете, он может принадлежать? Ответы детей
Да, это мяч! Такой веселый и подвижный. Обычно таким мячом играет… Ответы детей
Кто каждый день мир узнает
Растет, смеется песенки поет
Им интересно все на свете
Да это вы, ведь все вы …..ДЕТИ.
Воспитатель ставит фигурку ребенка к домику
Ребята, давайте назовем всех тех, у кого в гостях бывали и кому мы сегодня помогали и подумаем, что же этих людей объединяет.
Ответы детей
- Все они живут вместе, правда?
Ответы детей
-Они заботятся друг о друге, помогают друг другу. Когда кто-то болеет, другие стараются ему помочь. Когда нужно что-то сделать по дому, все вместе берутся за дело.
Воспитатель показывает зашифрованную картинку.
-Посмотрите пожалуйста на эту картинку и скажите, что объединяет все эти рисунки и тех людей, с которыми мы сегодня познакомились?
Ответы детей
В: Да! Это семья! Семья — это когда все любят друг друга и поддерживают друг друга. И мы с вами тоже являемся частью своей семьи.
Воспитатель показывает сувенир-брелок.
Ребята, я хочу вместе с вами сделать сувенир на память о нашем занятии, вы согласны?
В:Ребята, как называется этот цветок?
Ответы детей
В: -Простой, но такой распространенный на территории России цветок, обладающей непритязательной красотой стал символом семьи, верности и любви. Давайте возьмем подушки и переместимся сюда, чтобы изготовить этот сувенир на память.
Дети перемещаются за стол для изготовления сувенира.
Оборудование: стол, расставленные тарелочки для каждого ребенка, На тарелочке шнурок с ромашкой и 5 бусин.
В процессе показа изготовления сувенира, воспитатель проводит беседу-рефлексию с детьми.
В:Сегодня мы с вами побывали в большом доме дружной семьи. Сначала заглянули в мастерскую папы, и сейчас мы с вами наденем самую большую бусину. Затем помогли маме, добавляем тёплую и самую любящую бусинку. После этого послушали сказки у бабушки, надеваем бусинку, похожую на её уютный клубочек. А ещё катались на тракторе с дедушкой, прикрепляем следующую бусинку. И, конечно же, не забудем про себя — самых ярких и жизнерадостных детей в семье. Надеваем последнюю бусинку, символизирующую вас. И вот наш брелок готов! Вся семья теперь вместе, и значит, душа на месте!
Давайте с вами вернемся к домику этой большой и любящей семьи и всех его жителей поставим внутрь.
Воспитатель предлагает детям поставить фигурки в домик. В это время в домике загорается свет.
В: Посмотрите, ребята, как ярко загорелся свет в нашем домике! Этот свет символизирует тепло и любовь, которые есть в каждой семье. Ведь когда мы заботимся друг о друге, помогаем и поддерживаем друг друга, то создаётся особая атмосфера тепла и уюта. Это результат труда и заботы каждого члена семьи. Мама, папа, бабушка, дедушка и даже вы, дети, вносите свой вклад в создание этой любви и гармонии.
Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете! Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
А сейчас я предлагаю вам выбрать для себя ромашку, если занятие наше вам понравилось — веселую, а если нет – немного грустную. Дома вы ее можете раскрасить и рассказать родителям, бабушкам и дедушкам о своем путешествии сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Волшебный цветок» в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержаниеЦель – продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.Задачи:• Образовательная: закрепить умение детей отщипывать кусоч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Волшебные шарики» в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования - пластилинография....

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе на тему: "Носит одуванчик желтый сарафанчик"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"
Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....
