Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «В гостях у сказки»
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«В гостях у сказки»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 83 «Улыбка» города Смоленска
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
от «31» августа 2023 года
Протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«В гостях у сказки»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Ведерникова Кристина Николаевна,
воспитатель
Смоленск
2023
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной.
- Основание для разработки программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- СанПин СП2.4.3648-20, утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 и
постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от
02.12.2020 №39 и от 02.11.2021 № 27. - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)». - Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Детский сад № 83 «Улыбка». - Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 83 «Улыбка».
Направленность программы: художественно – эстетическая
Адресат программы: дошкольный возраст 6-7 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 36 педагогических часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 35 минут
Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные группы по 10 -15 человек
Виды занятий: групповые
1.1. Цель, задачи, ожидаемый результат
Цель программы: развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы детей, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Формировать у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
- Систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- Развивать выразительность, образность речи
- Развивать коммуникативные способности ребенка и интерес к театрально-игровой деятельности
- Формировать личностные качества: отзывчивость, эмпатию, доброту, толерантность, добросовестность
Основными принципами программы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.
Ожидаемые результаты программы.
Ребенок имеет представление о:
- театре, театральной культуре;
- устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
Знает:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);
- некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, магнитной доске, верховых кукол, марионетки.
Умеет:
- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, песням, с использованием кукол, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций, распределять между собой обязанности и роли;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
II. Особенности реализации программы
Программа кружка театрализованной деятельности детей 6-7 лет «В гостях у сказки» состоит из трех разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года,
1 раздел: «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, а также научить работе в группе, умению владеть своим телом, эмоциями, поведением. В этом же разделе дошкольник овладевает элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (темы: «Театры города», «Особенности театрального искусства», «Театр снаружи и изнутри», «Культура зрителя»)
Все игры этого раздела условно делятся на три вида: общеразвивающие, театральные, психологические.
2 раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все игры и упражнения можно разделить на четыре вида: игры и упражнения на опору дыхания, творческие игры со словом, артикуляционная гимнастика, игры для развития речевого аппарата.
3 раздел: «Работа над спектаклем» - базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие этапы работы:
- знакомство с театром (виртуальная экскурсия)
- выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов;
- работа над выразительностью речи и поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мезансцен;
- репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
- премьера спектакля для детей дошкольных групп, для родителей и воспитателей. Обсуждение со зрителями и детьми.
- Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.
Методы и приемы работы.
1. Экскурсия ознакомительная («Театр снаружи и внутри»)
- Беседы:
- Ознакомительная (со сказкой)
- Беседа-диалог (обсуждение эпизодов)
- Чтение художественной литературы.
- Игры:
- общеразвивающие,
- театральные;
- на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
- творческие игры со словом;
- игры и упражнения на опору дыхания;
- на превращения;
- коммуникативные;
- игры-драматизации;
- Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата.
- Игры и упражнения на речевое дыхание, на выразительность речи.
- Релаксационные упражнения и этюды..
- Психологические игры, упражнения, этюды.
10.Этюды на развитие эмоциональной сферы.
III. Тематический план
Тема занятий | Программные задачи | Приемы и методы | Репертуар | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||||
1 занятие | Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете. Ознакомление с театральными профессиями: гример, костюмер, актёр. | Беседа-диалог с детьми о театре Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов. |
| |
2 занятие | Развивать коммуникативные навыки. Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию Познакомить с особенностями театрального искусства | Игра «Снежный ком» Игра со свечой Знакомство детей с театрами города (иллюстрации); Беседа-диалог с детьми о театре | Театральный словарь: театр, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, жест, мимика. | |
3 занятие | Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику | Имитация повадок животных. Образная характеристика. Работа с чистоговорками Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов. | чистоговорки | |
4 занятие | Развивать внимание и восприятие при использовании этюдов; прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Развитие речи, дикции и интонационной выразительности Развитие памяти |
Музыкальные импровизации | Творческие упражнения Скороговорки игры, пословицы, поговорки Потешки, попевки. | |
5 занятие | Развитие мышления, воображения Обучение элементам образных, выразительных средств. Развитие пластической выразительности при создании образа. | Упражнения на воображение, короткие истории. Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок. | ||
6 занятие | Воспитывать готовность к творчеству; развивать речь, согласованность действий, умение слышать ритм Учить пользоваться интонацией, улучшить дикцию, познакомить детей с понятием «логическое ударение» | Игра «Радиограмма» Работа со скороговорками (заучивание наизусть, умение произносить их быстро) Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» и обсуждение ее с детьми | Скороговорки Сказка | |
7 занятие | Развивать фантазию, воображение, внимание, память. Развивать правильное речевое дыхание Активизировать познавательный интерес, развивать речь, воображение, внимание, память. | Игра «Тень» Игра со снежинками Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» и обсуждение ее с детьми | Сказка | |
8 занятие | Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам Развивать внимание, память, речь | Игра «Превращение» Веселые стихи Деление пьесы на эпизоды и пересказ 1 и 2 эпизода | Сказка | |
О К Т Я Б Р Ь | ||||
1 занятие | Развивать эмоциональную сферу Развивать правильное произношение, тренировка дикции Развивать внимание, память, речь | Мимическая гимнастика Игры со скороговорками «Ручной мяч» Деление пьесы на эпизоды и пересказ 3 и 5 эпизода | Скороговорки Сказка | |
2 занятие | Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку Развивать правильное произношение, тренировка дикции, научить детей эмоционально воспроизводить текст стихов Развивать внимание, память, речь | Игра «Внимательные матрешки» Работа над стихами Деление пьесы на эпизоды и пересказ 6 и 8 эпизода | Стихи об осени Сказка | |
3 занятие | Развивать внимание, воображение, инициативу, умение действовать согласовано, обыгрывать воображаемые предметы Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем» Игра «Эхо» Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом | Сказка | |
4 занятие | Работа над сценической выразительностью образа Упражнять в выразительности речи Развитие пластической выразительности при создании образа. | Инсценировки Чтение стихотворений с разной интонацией, темпом Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок. | ||
Стихотворе- ния | ||||
5 занятие | Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности. Работа над сценической выразительностью образа | Игры-превращения Ролевое и эпизодическое разучивание сцен | Инсценировки | |
6 занятие | Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. Воспитывать культуру речевого общения. | Игры-превращения
| Ролевая гимнастика у зеркала. Скороговоркистихи | |
7 занятие | Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение. |
| Мизансцены | |
8 занятие | Развивать синхронность движений, внимание Развивать воображение, фантазию, научиться психомышечному расслаблению Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Дружные руки» Этюд «Ленивый барсук» Работа над выразительностью речи, подлинностью поведения; закрепление отдельным мизансцен. | Музыка «Голоса леса» Сказка | |
Н О Я Б Р Ь | ||||
1 занятие | Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Бабушка Миланья» Упражнение «Свистит ветер» Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом | Сказка | |
2 занятие | Научить умению напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук,ног и корпуса Расширять диапозон голоса Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Снеговик» Игра «Чудо-лесинка» Работа над выразительностью речи, закрепление отдельным мизансцен. | Сказка | |
3 занятие | Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Кто на картинке?» Игра «Знаешь ли ты эти слова?» закрепление отдельным мизансцен. | Сказка | |
4 занятие | Работа над сценической выразительностью образа Развитие пластической выразительности при создании образа. | Инсценировки Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок. | ||
5 занятие | Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая | Постановка спектакля | Монологи, диалоги, стихи, | |
6 занятие | Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) Упражнять в выразительности речи | Репетиция сцен спектакля Чтение ролей с разной интонацией, тембром | Сказка | |
7 занятие | ||||
Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности. Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая интонация). | Игры-превращения Репетиция всего спектакля | |||
8 занятие | Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии) | |||
Д Е К А Б Р Ь | ||||
1 занятие | Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность, в отношениях со сверстниками Развивать связанную речь, словесно-логическое мышление, фантазию и воображение Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать | Игра «День рождения» Игра «Сочини сказку» Репетиция отдельных мезансцен | Сказка | |
2 занятие | Развивать эмоциональную сферу (принятие себя), научить психомышечному напряжению и расслаблению Дифференциация свистящих и шипящих звуков в тексте, научить детей изображать услышанное в тексте. Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать, | Игра «Садовник» Игра «Выпал беленький снежок» Репетиция отдельных мезансцен | Сказка | |
3 занятие | Совершенствовать память и внимание. | Театральные этюды | ||
Совершенствовать образные исполнительские умения в пантомимических действиях под музыку. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях | Выразительные движения, мимика, пантомические зарисовки. Мини инсценировки. Театральные композиции | |||
4 занятие | Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях Развитие пластической выразительности при создании образа. | Мини инсценировки. Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок. | ||
5 занятие | Развивать внимание, мелкую моторику Научить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать, | Игра «Одна капелька, две капельки, дождь» Игра «Похожий хвостик» Репетиция отдельных мезансцен | Сказка | |
6 занятие | Развивать умение изображать действия, развивать воображение, фантазию Стимулировать психическую и физическую активность детей, улучшить настроение, развивать голосовой аппарат | Игра «Одно и то же по-разному» Игра «Поезд» | ||
7 занятие | Сохранять творческий характер театрализованной деятельности. Сохранять творческий характер театрализованной деятельности. | Разыгрывание сказок
Разыгрывание сказок |
| |
8 занятие | Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению Развивать сообразительность, внимание, память, воображение, речь Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Коровы, собаки, кошки» Игра «Кто лучше знает сказки» | ||
Я Н В А Р Ь | ||||
1 занятие | Развивать память, внимание, фантазию Расширять диапазон голоса | Игра «Поворята» Игра «Чудо-лесинка» | ||
Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать. | Репетиция 1, 2 картины | Сказка | ||
2 занятие | Развивать умение быстро и точно реагировать на сигнал, стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию Развивать слуховое восприятие, воображение. Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать. | Игра «Будь внимателен» Релаксация «Путешествие в волшебный лес» | Музыка «Звуки природы» Сказка | |
3 занятие | Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета игры, совершенствовать двигательное воображение | Игра-драматизация | ||
4 занятие | Закрепление дикции и интонационной выразительности. | Артикуляционная гимнастика | Скороговорки минисцены | |
5 занятие | Развивать внимание, научить быстрому реагированию Научиться правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы, развивать речевой аппарат | Игра «Ветер дует на…» Скороговорки | Скороговорки: «Шла Саша…», «Пошел спозаранку..» и т.п. | |
6 занятие | Развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) Научить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать. | Игра «Возьми и передай» Игра «Похожий хвостик» | Сказка | |
Ф Е В Р А Л Ь | ||||
1 занятие | Снять напряжение, невротические состояния, страхи; развивать умение действовать в коллективе Развивать дыхание Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать. | Игра «Дракон кусает свой хвост» Игра «Эхо» | Мелодии, аранжированные для детей «Мир природы» Сказка | |
2 занятие | Развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Изобрази» | ||
Развивать речевой аппарат, научить умению при помощи интонации выражать свои эмоции, чувства Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать. | Работа над речью отдельных персонажей (отработка логического ударения, интонации, дикциии) | |||
Сказка | ||||
3 занятие | Развивать внимание, скорость реакции Развивать связанную речь, словесно-логическое мышление, фантазию и воображение Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Радуга» Игра «Расскажи сказку» | Сказка | |
5 занятие | Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению Развивать сообразительность, внимание, память, воображение, речь Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Коровы, собаки, кошки» Игра «Кто лучше знает сказки» Репетиция | Сказка | |
6 занятие | Развивать смелость, сообразительность, воображение и фантазию Развивать воображение, фантазию, связанную речь. Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать | Игра «Превращение комнаты» Игра «Фантазия о…» Постановка спектакля | ||
7 занятие | Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Репетиция сцен спектакля | ||
8 занятие | Премьера спектакля по сказке | |||
МАРТ | ||||
1 занятие | Развивать воображение, эмоциональную сферу, личностные качества: отзывчивость, доброту Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Игра «Подари подарок другу» Творческая игра со словом «Волшебная корзинка» | Сказка | |
2 занятие | Развивать внимание, память, воображение Развивать внимание, речь, личностные качества: эмпатию, доброту, пополнять словарный запас Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать | Игра «Запомни фотографию» Чтение и обсуждение рассказа | Рассказ О.В. Хухлаевой «Особенное растение» Сказка | |
3 занятие | Учить удерживать внимание, чувствовать партнера Развивать связанную речь, воспитывать умение вежливо общаться, научить действиям с воображаемыми предметами Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Телепаты» Игра «Вкусные слова» | Сказка | |
4 занятие | Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению Развивать умение строить диалог, развивать фантазию, воображение, выдержку Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Дружные звери» Игра «Придумай диалог» | Сказка | |
5 занятие | Развитие пластической выразительности при создании образа. | Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок. | Этюды | |
6 занятие | Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем" Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Три характера», «Вредное колечко». | Этюды М. Чистяковой | |
7 занятие | Развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Кукольный театр | ||
8 занятие | Развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Кукольный театр | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1 занятие | Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение Развивать речевой аппарат Развивать моторику рук для свободного кукловождения. | Игра «Вышивание» Упражнение на звучание «Больной зуб», «Капризуля» Кукольный театр | Сказка | |
2 занятие | Развивать память, слуховое и зрительное внимание, координацию движений, чувство ритма. Развивать речевой аппарат Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать | Игра «Японская машинка» Упражнение на звучание «Колокольчики», «Колыбельная» Репетиция кукольного спектакля | Сказка | |
3 занятие | Развивать внимание, координацию Тренировать дыхание, развивать речь Отработка выразительности, кукловождения | Игра «Летает-не летает, растет-не растет» Игра «Дрессированные собачки» Репетиция Репетиция кукольного спектакля | Сказка | |
4 занятие | Показ родителями и детьми мини-спектакля для детей младших групп. | |||
5 занятие | Развивать память, слуховое и зрительное внимание, координацию движений, чувство ритма. | Игра «След в след» | ||
6 занятие | Учить строить диалог самостоятельно, выбирая партнера. | Игра «Вопрос-ответ» | ||
7 занятие | Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий Развивать дыхание Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику). | Игра «Живой телефон» Игра «Эхо» | ||
8 занятие | Отработка показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. | Игра «Покажи кто это» | ||
МАЙ | ||||
1 занятие | Работа над сценической выразительностью образа | Ролевое и эпизодическое разучивание сцен | ||
2 занятие | Развивать смелость, сообразительность, воображение и фантазию Развивать воображение, фантазию, связанную речь. Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать | Игра «Превращение комнаты» Игра «Фантазия о…» Постановка спектакля | Сказка | |
3 занятие | Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику) | Репетиция сцен спектакля | Сказка | |
4 занятие | Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая интонация). | Репетиция всего спектакля | ||
5 занятие | Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии) | |||
6 занятие | Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии) | |||
IV. Условия реализации программы
4.1. Программно-методическое, учебно-методическое обеспечение
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2011.
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М.: Сфера, 2001. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М.: АРКТИ, 2004.
- Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа: методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2009. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду: методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
4.2. Материально-техническое обеспечение
- Театрально-игровое оборудование:
- ширмы разных размеров,
- ограждения,
- простейшие декорации.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
- Разные виды кукольного театра:
- театр картинок,
- пальчиковый,
- перчаточный,
- театр петрушек,
- теневой театр фигур и масок,
- театр, сделанный детьми и воспитателями (театр на столе, перчаточный, театр на ложках и т.д.)
- фигурки для настольного театра
- Технические средства обучения:
- аудиозаписи музыкальных произведений,
- записи звукошумовых эффектов,
- видео-фонотеки литературных произведений
V. Мониторинг освоения детьми программного материала
Оценка результативности программы проводится в мае.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не только на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, но и на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
- Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
- Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
- Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
- Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Эффективность выполнения программы отслеживается через:
- Показ спектаклей для детей дошкольных групп, для родителей и воспитателей.
- Оформление фотостендов
VI. Литература
1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
3. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М.: Сфера, 2001. – 128 с.
4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
5.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : АРКТИ, 2004. – 208 с.
6.Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа: методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 112 с.
7.Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
8.Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду: методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на магнитной доске, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, доске магнитной, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на доске.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на магнитной доске, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности...
2023-2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновая сказка»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности«Пластилиновая сказка»...

