Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «В гостях у сказки»
рабочая программа (средняя группа)

Ведерникова Кристина Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа      

художественно – эстетической направленности         

 «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki_vedernikova_k.n._programma_kruzhka.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 83 «Улыбка» города Смоленска

ПРИНЯТО                                                                                                                    

на Педагогическом совете                                                                                              

от «31» августа 2023 года                        

Протокол № 1                                                              

                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа      

художественно – эстетической направленности          

 «В гостях у сказки»

                             

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год                                                                                  

                                                                                                     

       

                                                                                                         

Автор – составитель:        

 Ведерникова Кристина Николаевна,

воспитатель

Смоленск

2023

I. Пояснительная записка

    Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной.

  • Основание для разработки программы:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • СанПин СП2.4.3648-20, утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 и
    постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от
    02.12.2020 №39 и от 02.11.2021 № 27.
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
    утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
    деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
    информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
    проектированию дополнительных общеразвивающих программ
    (включая разноуровневые программы)».
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
    учреждения Детский сад № 83 «Улыбка».
  • Положение о дополнительной общеобразовательной
    общеразвивающей программе муниципального бюджетного
    дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 83 «Улыбка».

Направленность программы: художественно – эстетическая

Адресат программы: дошкольный возраст 6-7 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем программы: 36 педагогических часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 35 минут  

Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные группы по 10 -15 человек

Виды занятий: групповые

1.1. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель программы: развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы детей, овладение навыками общения посредством театрального искусства.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Формировать у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
  2. Систематизировать знания детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
  3. Развивать выразительность, образность речи
  4. Развивать коммуникативные способности ребенка и интерес к театрально-игровой деятельности
  1. Формировать личностные качества: отзывчивость, эмпатию, доброту, толерантность, добросовестность

Основными принципами программы являются принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

Ожидаемые результаты программы.

Ребенок имеет представление о:

-     театре, театральной культуре;

-     устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

 Знает:

-  некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);

-  некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, магнитной доске, верховых кукол, марионетки.

Умеет:

-  разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

-  самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, песням, с использованием кукол, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций, распределять между собой обязанности и роли;

-  чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

-  выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

II. Особенности реализации программы

        Программа кружка театрализованной деятельности детей 6-7 лет «В гостях у сказки» состоит из трех разделов, работа над которыми продолжается в течение одного года,

1 раздел: «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, а также научить работе в группе, умению владеть своим телом, эмоциями, поведением. В этом же разделе дошкольник овладевает элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (темы: «Театры города», «Особенности театрального искусства», «Театр снаружи и изнутри», «Культура зрителя»)

Все игры этого раздела условно делятся на три вида: общеразвивающие, театральные, психологические.

2 раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.

В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все игры и упражнения можно разделить на четыре вида: игры и упражнения на опору дыхания, творческие игры со словом, артикуляционная гимнастика, игры для развития речевого аппарата.

 3 раздел: «Работа над спектаклем» - базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие этапы работы:

  • знакомство с театром (виртуальная экскурсия)
  • выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
  • деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
  • работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом;
  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов;
  • работа над выразительностью речи и поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мезансцен;
  • репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
  • репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
  • премьера спектакля для детей дошкольных групп, для родителей и воспитателей. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.

Методы и приемы работы.

1. Экскурсия ознакомительная («Театр снаружи и внутри»)

  1. Беседы:
  • Ознакомительная (со сказкой)
  • Беседа-диалог (обсуждение эпизодов)
  1. Чтение художественной литературы.
  2. Игры:
  • общеразвивающие,
  • театральные;
  • на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  •  творческие игры со словом;
  • игры и упражнения на опору дыхания;
  • на превращения;
  • коммуникативные;
  • игры-драматизации;
  1. Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата.
  2. Игры и упражнения на речевое дыхание, на выразительность речи.
  3. Релаксационные упражнения и этюды..
  4. Психологические игры, упражнения, этюды.

10.Этюды на развитие эмоциональной сферы.

 

III. Тематический план

Тема занятий

Программные задачи

Приемы и методы

Репертуар

С Е Н Т Я Б Р Ь

1 занятие

Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.

Ознакомление с

театральными профессиями: гример, костюмер, актёр.

Беседа-диалог с детьми о театре

Рассматривание альбома.

Изготовление театральных билетов.  

 

2 занятие

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию

Познакомить с особенностями театрального искусства

Игра «Снежный ком»

Игра со свечой

Знакомство детей с театрами города

(иллюстрации);

 Беседа-диалог с детьми о театре

Театральный словарь: театр, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, жест, мимика.

3 занятие

Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику

Развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию

Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику

Имитация повадок животных. Образная характеристика.

Работа с чистоговорками

Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность жестов.

чистоговорки

4 занятие

Развивать внимание и восприятие при использовании этюдов; прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Развитие речи, дикции и интонационной выразительности

Развитие памяти


Артикуляционная гимнастика

Музыкальные импровизации

Творческие упражнения Скороговорки игры, пословицы, поговорки

Потешки, попевки.

5 занятие

Развитие мышления, воображения

Обучение элементам образных, выразительных средств.

Развитие пластической выразительности при создании образа.

Упражнения на воображение, короткие истории.

Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок.

6 занятие

Воспитывать готовность к творчеству; развивать речь, согласованность действий, умение слышать ритм

Учить пользоваться интонацией, улучшить дикцию, познакомить детей с понятием «логическое ударение»

Игра «Радиограмма»

Работа со скороговорками (заучивание наизусть, умение произносить их быстро)

Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» и обсуждение ее с детьми

Скороговорки

Сказка

7 занятие

Развивать фантазию, воображение, внимание, память.

Развивать правильное речевое дыхание

Активизировать познавательный интерес, развивать речь, воображение, внимание, память.

Игра «Тень»

Игра со снежинками

Чтение сказки Ш.Перро «Золушка» и обсуждение ее с детьми

Сказка

8 занятие

Развивать воображение, фантазию, внимание, мимику и пантомимику

Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам

Развивать внимание, память, речь

Игра «Превращение»

Веселые стихи

Деление пьесы на эпизоды и пересказ 1 и 2 эпизода

Сказка

О К Т Я Б Р Ь

1 занятие

Развивать эмоциональную сферу

Развивать правильное произношение, тренировка дикции

Развивать внимание, память, речь

Мимическая гимнастика

Игры со скороговорками «Ручной мяч»

Деление пьесы на эпизоды и пересказ 3 и 5 эпизода

Скороговорки

Сказка

2 занятие

Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку

Развивать правильное произношение, тренировка дикции, научить детей эмоционально воспроизводить текст стихов

Развивать внимание, память, речь

Игра «Внимательные матрешки»

Работа над стихами

Деление пьесы на эпизоды и пересказ 6 и 8 эпизода

Стихи об осени

Сказка

3 занятие

Развивать внимание, воображение, инициативу, умение действовать согласовано, обыгрывать воображаемые предметы

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем»

Игра «Эхо»

Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом

Сказка

4 занятие

Работа над сценической выразительностью образа

Упражнять в выразительности речи

Развитие пластической выразительности при создании образа.

Инсценировки

Чтение стихотворений с разной интонацией, темпом

Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок.

Стихотворе-

ния

5 занятие

Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности.

Работа над сценической выразительностью образа

Игры-превращения

Ролевое и эпизодическое разучивание сцен

Инсценировки

6 занятие

Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности

Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. Воспитывать культуру речевого общения.

Игры-превращения


Артикуляционный тренинг

Ролевая гимнастика у зеркала.

Скороговоркистихи

7 занятие

Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение.


Упражнения на выразительность жестов.

Мизансцены

8 занятие

Развивать синхронность движений, внимание

Развивать воображение, фантазию, научиться психомышечному расслаблению

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Дружные руки»

Этюд «Ленивый барсук»

Работа над выразительностью речи, подлинностью поведения; закрепление отдельным мизансцен.

Музыка «Голоса леса»

Сказка

Н О Я Б Р Ь

1 занятие

Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Бабушка Миланья»

Упражнение «Свистит ветер»

Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом

Сказка

2 занятие

Научить умению напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук,ног и корпуса

Расширять диапозон голоса

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Снеговик»

Игра «Чудо-лесинка»

Работа над выразительностью речи, закрепление отдельным мизансцен.

Сказка

3 занятие

Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений

 Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Кто на картинке?»

Игра «Знаешь ли ты эти слова?»

закрепление отдельным мизансцен.

Сказка

4 занятие

Работа над сценической выразительностью образа

Развитие пластической выразительности при создании образа.

Инсценировки

Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок.

5 занятие

Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая

Постановка спектакля

Монологи, диалоги, стихи,

6 занятие

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Упражнять в выразительности речи

Репетиция сцен спектакля

Чтение ролей с разной интонацией, тембром

Сказка

7 занятие

Развитие выразительности и воображения, творческой самостоятельности. Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая интонация). 

Игры-превращения Репетиция всего спектакля

8 занятие

Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии)

Д Е К А Б Р Ь

1 занятие

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность, в отношениях со сверстниками

Развивать связанную речь, словесно-логическое мышление, фантазию и воображение

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать

Игра «День рождения»

Игра «Сочини сказку»

Репетиция отдельных мезансцен

Сказка

2 занятие

Развивать эмоциональную сферу (принятие себя), научить психомышечному напряжению и расслаблению

Дифференциация свистящих и шипящих звуков в тексте,

научить детей изображать услышанное в тексте.

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать,

Игра «Садовник»

Игра «Выпал беленький снежок»

Репетиция отдельных мезансцен

Сказка

3 занятие

Совершенствовать память и внимание.

Театральные этюды
Упражнения на развитие памяти, внимания.

Совершенствовать образные исполнительские умения в пантомимических действиях под музыку.

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях

Выразительные движения, мимика, пантомические зарисовки.

Мини инсценировки.

Театральные композиции

4 занятие

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях

Развитие пластической выразительности при создании образа.

Мини инсценировки.

Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок.

5 занятие

Развивать внимание, мелкую моторику

Научить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать,

Игра «Одна капелька, две капельки, дождь»

Игра «Похожий хвостик»

Репетиция отдельных мезансцен

Сказка

6 занятие

Развивать умение изображать действия, развивать воображение, фантазию

Стимулировать психическую и физическую активность детей, улучшить настроение, развивать голосовой аппарат

Игра «Одно и то же по-разному»

Игра «Поезд»

7 занятие

Сохранять творческий характер театрализованной деятельности.
Продолжать активизировать и уточнять словарный запас, закреплять правильное произношение звуков.

Сохранять творческий характер театрализованной деятельности.

Разыгрывание сказок


Ритмические минутки, стихи скороговорки.

Разыгрывание сказок



стихи скороговорки.


8 занятие

Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению

Развивать сообразительность, внимание, память, воображение, речь

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Коровы, собаки, кошки»

Игра «Кто лучше знает сказки»

Я Н В А Р Ь

1 занятие

Развивать память, внимание, фантазию

Расширять диапазон голоса

Игра «Поворята»

Игра «Чудо-лесинка»

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать.

Репетиция 1, 2 картины

Сказка

2 занятие

Развивать умение быстро и точно реагировать на сигнал, стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию

Развивать слуховое восприятие, воображение. Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать.

Игра «Будь внимателен»

Релаксация «Путешествие в волшебный лес»

Музыка «Звуки природы»

Сказка

3 занятие

Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета игры, совершенствовать двигательное воображение

Игра-драматизация

4 занятие

Закрепление дикции и интонационной выразительности.

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки минисцены 

5 занятие

Развивать внимание, научить быстрому реагированию

Научиться правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы, развивать речевой аппарат

Игра «Ветер дует на…»

Скороговорки

Скороговорки: «Шла Саша…», «Пошел спозаранку..»

 и т.п.

6 занятие

Развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Научить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать.

Игра «Возьми и передай»

Игра «Похожий хвостик»

Сказка

Ф Е В Р А Л Ь

1 занятие

Снять напряжение, невротические состояния, страхи; развивать умение действовать в коллективе

Развивать дыхание

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Игра «Эхо»

Мелодии, аранжированные для детей «Мир природы»

Сказка

2 занятие

Развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Изобрази»

Развивать речевой аппарат, научить умению при помощи интонации выражать свои эмоции, чувства

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать.

Работа над речью отдельных персонажей (отработка логического ударения, интонации, дикциии)

Сказка

3 занятие

Развивать внимание, скорость реакции

Развивать связанную речь, словесно-логическое мышление, фантазию и воображение

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Радуга»

Игра «Расскажи сказку»

Сказка

5 занятие

Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению

Развивать сообразительность, внимание, память, воображение, речь

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Коровы, собаки, кошки»

Игра «Кто лучше знает сказки»

Репетиция

Сказка

6 занятие

Развивать смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Развивать воображение, фантазию, связанную речь.

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать

Игра «Превращение комнаты»

Игра «Фантазия о…»

Постановка спектакля

7 занятие

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Репетиция сцен спектакля

8 занятие

Премьера спектакля по сказке

МАРТ

1 занятие

Развивать воображение, эмоциональную сферу, личностные качества: отзывчивость, доброту

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Игра «Подари подарок другу»

Творческая игра со словом «Волшебная корзинка»

Сказка

2 занятие

Развивать внимание, память, воображение

Развивать внимание, речь, личностные качества: эмпатию, доброту, пополнять словарный запас

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать

Игра «Запомни фотографию»

Чтение и обсуждение рассказа

Рассказ О.В. Хухлаевой «Особенное растение»

Сказка

3 занятие

Учить удерживать внимание, чувствовать партнера

Развивать связанную речь, воспитывать умение вежливо общаться, научить действиям с воображаемыми предметами

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Телепаты»

Игра «Вкусные слова»

Сказка

4 занятие

Развивать внимание, восприятие, научиться перевоплащению

Развивать умение строить диалог, развивать фантазию, воображение, выдержку

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Дружные звери»

Игра «Придумай диалог»

Сказка

5 занятие

Развитие пластической выразительности при создании образа.

Этюды на выражение основных эмоций, жестов, разыгрывание сказок.

Этюды

6 занятие

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"

Этюды М. Чистяковой:   «Я   не   знаю», «Дружная      семья», «Насос и мяч»,  «Три        характера», «Вредное колечко».

Этюды М. Чистяковой

7 занятие

Развивать моторику рук для свободного кукловождения.

Кукольный театр

8 занятие

Развивать моторику рук для свободного кукловождения.

Кукольный театр

АПРЕЛЬ

1 занятие

Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение

Развивать речевой аппарат

Развивать моторику рук для свободного кукловождения.

Игра «Вышивание»

Упражнение на звучание «Больной зуб», «Капризуля»

Кукольный театр

Сказка

2 занятие

Развивать память, слуховое и зрительное внимание, координацию движений, чувство ритма.

Развивать речевой аппарат

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать

Игра «Японская машинка»

Упражнение на звучание «Колокольчики», «Колыбельная»

Репетиция кукольного спектакля

Сказка

3 занятие

Развивать внимание, координацию

Тренировать дыхание, развивать речь

Отработка выразительности, кукловождения

Игра «Летает-не летает, растет-не растет»

Игра «Дрессированные собачки»

Репетиция

Репетиция кукольного спектакля

Сказка

4 занятие

Показ родителями и детьми мини-спектакля для детей младших групп.

5 занятие

Развивать память, слуховое и зрительное внимание, координацию движений, чувство ритма.

Игра «След в след»

6 занятие

Учить строить диалог самостоятельно, выбирая партнера.

Игра «Вопрос-ответ»

7 занятие

Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий

Развивать дыхание

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику).

Игра «Живой телефон»

Игра «Эхо»

8 занятие

Отработка  показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра «Покажи кто это»

МАЙ

1 занятие

Работа над сценической выразительностью образа

Ролевое и эпизодическое разучивание сцен

2 занятие

Развивать смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Развивать воображение, фантазию, связанную речь.

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику), умение сотрудничать

Игра «Превращение комнаты»

Игра «Фантазия о…»

Постановка спектакля

Сказка

3 занятие

Развивать внимание, память, эмоциональную сферу (мимику, пантомимику)

Репетиция сцен спектакля

Сказка

4 занятие

Закрепление навыков импровизации действующих лиц через выразительные средства (движения, позы, мимика, жест, речевая интонация). 

Репетиция всего спектакля

5 занятие

Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии)

6 занятие

Премьера спектакля по сказке (по выбору руководителя студии)

IV. Условия реализации программы

4.1. Программно-методическое, учебно-методическое обеспечение

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2.  Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей  / Н. Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2011.
  3. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М.: Сфера, 2001. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями  / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г.  Миланович. – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа: методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2009. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду: методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин;  под ред. О. Ф. Горбуновой.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

4.2. Материально-техническое обеспечение

  1. Театрально-игровое оборудование:
  • ширмы разных размеров,
  • ограждения,
  • простейшие декорации.
  1. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
  2. Разные виды кукольного театра:
  • театр картинок,
  • пальчиковый,
  • перчаточный,
  • театр петрушек,
  • теневой театр фигур и масок,
  • театр, сделанный детьми и воспитателями (театр на столе, перчаточный, театр на ложках и т.д.)
  • фигурки для настольного театра
  1. Технические средства обучения:
  • аудиозаписи музыкальных произведений,
  • записи звукошумовых эффектов,
  • видео-фонотеки литературных произведений

V. Мониторинг освоения детьми программного материала

Оценка результативности программы проводится в мае.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не только  на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, но и  на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

  1. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

  1. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

  1. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Эффективность выполнения программы отслеживается через:

  • Показ спектаклей для детей дошкольных групп, для родителей и воспитателей.
  • Оформление фотостендов

VI. Литература

1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей  / Н. Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

3. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М.: Сфера, 2001. – 128 с.

4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями  / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 с.

5.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр – Творчество – Дети»: пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф. Сорокина, Л. Г.  Миланович. – М. : АРКТИ, 2004. – 208 с.

6.Улашенко Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа: методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 112 с.

7.Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

8.Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду: методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щёткин;  под ред. О. Ф. Горбуновой. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на магнитной доске, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, доске магнитной, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного.

 Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на доске.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на магнитной доске, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

      Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

      Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»

Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности...

2023-2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Пластилиновая сказка»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности«Пластилиновая сказка»...