Доклад "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности".
материал (младшая группа)

Протас Любовь Петровна

Значение  предметно - игровой деятельности для развития сенсорных восприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Сенсорное развитие   детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей младшего возраста в условиях ДОУ.

Мною были поставлены следующие задачи:
- разнообразить развивающую среду в группе;
- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

Сенсорные ощущения могут быть разными:  
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, крики животных, звуки природы, человеческую речь, и учится их различать. В работе использую музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чём играю», «Угадай, где звенит?».

• осязательные ( тактильные) ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей. Также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Найди на ощупь» и т.д.

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи. С дошкольниками проводятся игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет

1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины;

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине;

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.(формы, цвета, величины)

К ним относятся:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, звуки родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

   Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача педагогов и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

   Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, для этого в группе создан уголок сенсорного развития, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

   Особое внимание уделяю обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через дидактические игры. Работу вне занятий или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами.

    В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

- игры на представление о цвете: «Разложи в коробочки», «Разноцветные матрешки», «Большая стирка», «Цветные закрутки», «Посади бабочку на цветок»;

- о форме «Залатай матрешку», «Залатай домик», «Цветные столбики»;

- о величине предметов: «Собери матрёшку», «Большие и маленькие кубики», «Три медведя».

   Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

   Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы. Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о   цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

  В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши разного цвета, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

   Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит).

   Материал для игр размещён в доступных местах для детей, безопасны. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

   Помощниками в оформление уголка по сенсорному развитию детей, дидактических игр являются родители. В нашем детском саду с родителями проводятся  консультации: «Роль дидактических игр дома и в детском саду», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям.

   Родители активно участвуют в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков, создают игры своими руками.

  Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

- стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

- развитию мелкой моторики рук ребёнка;

- стимуляции двигательной активности;

- активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;

- снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

   В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дополнительного образования

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дополнительного образования...

Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»

Статья «Развитие индивидуальности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментально-опытнической деятельности»...

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Тема «Страна красок».

Конспект Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Тема «Страна красок».Цель:·...