СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка
Развитие критического мышления у дошкольников – это не про сложные теории, а про интеграцию конкретных приемов в повседневную жизнь и игру. Современный подход основан на идее, что ребенок – не сосуд для знаний, а активный исследователь. Современные практические методы делают упор на игру, исследование и диалог.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие критического мышления у дошкольников – это не про сложные теории, а про интеграцию конкретных приемов в повседневную жизнь и игру. Современный подход основан на идее, что ребенок – не сосуд для знаний, а активный исследователь. Современные практические методы делают упор на игру, исследование и диалог.
Вот практические методы, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Ключевые принципы современного подхода:
1. От ответа – к вопросам. Цель- не давать готовый ответ, а научить ребенка задавать правильный вопрос.
2.Игра – основной инструмент. Любое занятие должно быть увлекательным.
3. Процесс важнее результата. Ценны не столько правильные выводы, сколько ход рассуждений.
4.Связь с реальным миром. Обсуждаем то, что окружает ребенка здесь сейчас.
Практические методы и приемы.
!. Методы, основанные на вопросах (Вместо готовых ответов-поиск решения)
Это ключевой инструмент, Задача взрослого – задать правильные вопросы.
- Техника «Почемучка наоборот»
Не спешите с ответом. Спросите: «А как ты сам думаешь?». Это стимулирует гипотезы и рассуждения.
-Вопросы открытого типа.
Вместо вопросов. ,на которые можно ответить «да-нет», задавайте вопросы, требующие развернутого ответа.
Вместо: «Тебе понравилась сказка?»
Спросите: «Какой персонаж был самым хитрым? Почему ты так думаешь?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «Как можно было бы поступить иначе?».
- Метод «Что, если…?».
Развивает воображение и умение прогнозировать.
«Что, если бы у всех машин выросли крылья?»
«Что, если бы снег был сладким? К каким последствиям это привело бы?»
2. Игровые практики и технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ учит видеть противоречия и находить нестандартные решения.
-Игра «Хорошо-плохо»
Берем любой объект или явление и ищем его положительные и отрицательные стороны.
Дождь: Хорошо – поливаются растения, можно прыгать по ужам.
Плохо – мокро, холодно, нельзя гулять.
- Сравнение и классификация: это основа анализа.
- Игры-сортировки.
Разложить предметы (пуговицы, листья, фигурки) по признакам (цвет, размер, форма, материал).
Важно спросить: «Почему ты положил этот предмет именно сюда?».
-«Найди лишнее»
Предложить группу предметов или картинок (яблоко, банан, апельсин, морковь). Ребенок должен аргументировать, почему морковь - лишняя (Это овощ, а не фрукт).
- Дидактические игры с проблемным сюжетом.
«Помоги Незнайке». Незнайка постоянно попадает в ситуации из-за своего незнания. «Незнайка говорит, что зонтик нужен, чтобы жарить на нем яичницу. Что ему ответить?».
«Угадай по описанию» Один ребенок описывает предмет, не называя его, а другие отгадывают. Это учит выделять существенные признаки.
-Сюжетно-ролевая игра с проблемной ситуацией: «Мы построили корабль, но он начал тонут. Что делать?» «Пошли в магазин, но на все не хватает денег. Как поступить?»
3. Создание обогащенной среды
«Уголок вопросов». Заведите коробку, куда дет (с помощью взрослого) могут «складывать» свои вопросы (рисунком или записью). Периодически выбирайте вопрос и ищите на него ответ всем коллективом.
Коллекции природных материалов. Камни, шишки, листья для сортировки, классификации и наблюдения.
Роль взрослого.
1. Будьте моделью мышления. Громко думайте вслух: «Интересно, почему вода в луже исчезла? Может быть, ее выпило солнышко? Или она испарилась? Как мы можем это проверить?
2.Не бойтесь сказать «Я не знаю». Это лучший способ показать, что процесс познания бесконечен. Следующая фраза: «Давай узнаем это вместе!»
3. Цените разные мнения. Не бывает «глупых» идей, бывают неожиданные. Поддерживайте попытки ребенка рассуждать, даже если он ошибается.
4, Создайте атмосферу психологической безопасности. Ребенок не должен бояться ошибиться или задать «неправильный» вопрос.
Вывод: Современные методы развития критического мышления у дошкольников основаны на любознательности самих детей. Задача взрослого - не быть источником истины, а стать внимательным, который задает правильный вектор, поощряет сомнения и поск, и превращает каждый день в увлекательное исследование.
Мастер – класс для родителей.
«Ум на кончиках пальцев: развиваем мелкую моторику с удовольствием»
Цели и задачи мастер-класса
Цель: Показать родителям прямую связь между развитием мелкой моторики и речью, интеллектом и творческими способностями ребенка. Научить их простым и эффективным игровым техникам.»
Задачи:
1, Объяснить, что такое мелкая моторика и почему она так важна.
2. Разрушить миф о необходимости дорогих пособий.
3. Дать родителям практические инструменты для ежедневных занятий с ребенком.
4. Вдохновить на творческое взаимодействие с детьми.
Анонс темы:
Сегодня мы поговорим о том, как простые и веселые игры могут стать мощным толчком в развитии речи, мышления и подготовки руки к письму. И убедимся, что для этого не нужны дорогие гаджеты».
Что такое мелкая моторика?
Простыми словами: это согласованные действия мелких мышц кистей и пальцев рук.
Почему это так важно?
Зоны речи и зоны моторики находятся рядом. Стимулируя одну, мы активируем другую. «Палец-это мозг, выведенный наружу» (И. Кант).
Сильная, ловкая рука не будет уставать в школе.
А теперь давайте превратимся в детей и сами попробуем самые эффективные «тренажеры» для маленьких пальчиков. Вы сами убедитесь, как это просто и увлекательно».
Задание 1. «Волшебный мир сыпучек»
Найти пальцами спрятанные в крупе мелкие игрушки.
Пересыпать крупу ложкой из одной емкости в другую.
Акцент. Развитие тактильных ощущений, щипкового захвата, умение действовать точно.
Задание 2. «Бумажная пластика»
Скомкать один лист бумаги в плотный шарик (развитие силы ладони).
Порвать лист на мелкие кусочки (захват щепотью).
Попробовать вырезать ножницами простую фигуру.
Акцент, Разные действия с бумагой тренируют разные группы мышц.
Задание 3. «Живой пластилин»
Скатать «колбаску», «шарик», сделать «блинчик».
Лепка – это самый мощный тренажер. Она задействует всю кисть.
Задание 4. «Волшебные шнурочки»
Зашнуровать картонный «ботинок».
Нанизать бусинки на шнурок.
Акцент. Развитие зрительно-моторной координации, последовательность действий.
Задание 5.» Бытовые помощники»
Прицепить прищепку на край коробки.
Собрать пирамидку из контейнеров с крышками.
Расстегнуть и застегнуть пуговицы, липучку.
Акцент. Моторика везде! Не нужно покупать специальные пособия, можно использовать то, что есть дома.
Ключевые выводы.
1. Развитие моторики – это не отдельное «занятие», а стиль жизни. Предлагайте ребенку помогать вам на кухне, одеваться, убирать игрушки.
2. Главный принцип – интерес. Если ребенку не нравиться, отложите и предложите в другой раз или в другой форме.
3. Хвалите не результат, а усилие. «Как ты старался!». «У тебя так ловко получается!»
Помните, что разрешая ребенку мять, лепиь и перебирать, вы не поощряете беспорядок. Вы строите фундамент его блестящего будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...

Материал для семинара-практикума "Технология развития критического мышления дошкольников"
laquo;Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».Д. Халперн...

«Технология развития критического мышления дошкольников». Прием « Таблица ЗХУ»
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является р...

Выступление на педсовете "Результат работы по развитию критического мышления дошкольников"
Выступление на педсовете "Результат работы по развитию критического мышления дошкольников"...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».
Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться? Со...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников
В материале рассказывается об опыте использования в работе с детьми подготовительной группы методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...

Проект "Синквейн, как средство развития критического мышления дошкольников"
Проект "Синквейн, как средство развития критического мышления лошкольников" предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возра...
