Мастер-класс для педагогов
материал
Мастер-класс для педагогов "Шерстяная акварель"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 199.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Шерстяная акварель» - средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель» в работе с дошкольниками
Задачи:
1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель».
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
Категория участников: Педагоги.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения мастер-класса: проектор, презентация, рамка 15х20 с оргстеклом, флизелин, ножницы, шерсть для валяния нескольких цветов, шпажки.
Предполагаемый результат: Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель» в работе с дошкольниками.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Ненахова Виктория Александровна, воспитатель Аллакского детского сада, филиала МБДОУ «Детский сад №189»
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и успешным. Я долго думала о теме нашего масстер-класса, и меня осенило…
И в сорок лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (ответы - рисованием, мастерить)
- Правильно, мы будем рисовать, но не красками, а шерстью.
Сегодня я вам предлагаю познакомиться, возможно кто-то уже знаком с таким видом рисования – с необычным видом, который называется «Шерстяная акварель». Что это за вид рисования? Что общего между шерстью и акварельными красками? Ведь шерсть всегда ассоциируется у нас с вязанием, валянием. Оказывается очень, очень много общего. Но сначала ракурс в историю.
С техникой валяния из шерсти люди знакомы тысячелетиями. Существует даже очень красивая легенда о первом ковре. Согласно этой легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег животные роняли свою шерсть на пол, а затем вбивали её копытами. Таким образом, был, якобы, создан первый валяный ковер. С помощью валяния люди изготавливали одежду, теплую обувь, ковры, украшения, ткани для обтягивания жилищ, сумки, одеяла, головные уборы.
- Издавна люди разводили животных специально для получения шерсти. Каких животных знаете вы? (ответы присутствующих).
- Правильно. Это – верблюды, овцы, ангорские и кашемирские козы, кролики, ламы, овцебыки.
- Сегодня появились новые возможности. Существует большая цветовая гамма натуральной шерсти, а так же акрила, вискозы. С ее помощью можно создать настоящие произведения искусства: игрушки и украшения в технике «фелтинг», картины и панно в технике сухого и мокрого валяния.
- Произведения, созданные в технике мокрого и сухого валяния называют «Шерстяной акварелью». Именно этот вид декоративно – прикладного творчества я вам предлагаем освоить!
Для своего мастер-класса мне нужно 4 педагога. Сегодня я предлагаю вам раскрасить картинки. Выберите, пожалуйста, любой понравившейся вам рисунок. У вас на столах уже все приготовлено. Стриженная шерсть различных оттенков, рамки, рисунки, вискозные салфетки (так же это может быть любая ткань с небольшим ворсом, т.к. подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти), пинцеты. Последовательность выполнения работы такая:
- Работу начинают с подготовки основы. Для этого рамку для фотографий разбирают на составные части.
- На картонную основу наклеиваем понравившийся рисунок.
- Затем поверх рисунка накладываем вискозную салфетку.
- Изучив эскиз, выбираем шерсть для фона картины. Выкладываем фон.
- Начинаем закрашивать наш рисунок.
- СОВЕТ! ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ КАЧЕСТВО РАБОТЫ МОЖНО, ПРИЛОЖИВ СВЕРХУ ОРГСТЕКЛО – ОНО ПРИМНЁТ ВОЛОКНА, И СРАЗУ БУДУТ ВИДНЫ ПОГРЕШНОСТИ.
- Всегда можно поправить рисунок, переместив изображение пинцетом.
- Оформляем картины в раму под оргстекло.
И так, если вам все понятно, можно приступать к работе. Но перед работой предлагаю надеть волшебные перчатки настоящих художников, чтобы ваши картины были особенно хорошими.
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность приобретает процесс развития способностей и творческого потенциала детей. Ведь творчество является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для детей - дошкольников это еще и возможность заявить обществу о себе и своем внутреннем мире. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Метод рисования шерстью был придуман немецким ученым, Рудольфом Штайнером в начале 20 веке. Он решил применять окрашенную шерсть в качестве материала для рисования. В ходе наблюдения за детьми, регулярно рисующими шерстью, он заметил, что это благотворно влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние, способствует расслаблению, уравновешенности, успокаивает, пробуждает творческое начало.
Что же такое живопись шерстью или «шерстяная акварель»? Это способ создания картин без использования кисточек, красок, карандашей, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон. Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т. е. сначала «рисуем» фон, затем – предметы на переднем плане.
Живопись шерстяной акварелью – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. Живопись шерстью способствует: развитию мелкой моторики рук, координации общих движений, развитию глазомера, творческих способностей, а также формированию произвольного внимания и усидчивости. Сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только взрослых, но и детей. Поэтому я решила использовать эту технику нетрадиционного рисования в работе с детьми.
Исходя из актуальности данного направления, я наметила цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
обучающие: развивающие: воспитательные: (обратите внимание на экран)
Своеобразие и новизна моей работы проявляется в организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, развитие творческой и гармоничной личности, в связи с современными запросами общества.
«Писать» шерстью можно пейзажи, натюрморты, анималистические картины. Как правило, произведение создается по образцу – это может быть иллюстрации или фотография, а можно придумывать самостоятельно. Прелесть шерстяной живописи заключается еще в том, что для ее освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и выложить шерсть заново.
Для создания картины используются различные приемы работы с шерстью:
• вытягивание: вытягиваем из шерсти длинные прядки шерсти;
• щипание: обкрутив прядь шерсти вокруг пальца, выщипываем с торца шерсть, собирая шерстинки в нежное облачко;
• отрывание: вытягиваем из шерсти длинные прядки шерсти, потом отрываем от длинной пряди маленькие кусочки необходимой длины. Этот метод напоминает рисование кистью, мы формируем «шерстяные мазки»;
• стрижка: это всё, что можно сделать с шерстью с помощью ножниц. Самый простой и интересный прием. Именно этим способом, коллеги сейчас раскрашивают рисунки;
• скручивание: вытягиваем ворсинки шерсти, потом скручиваем в полоску или ниточку. Это нужно для прорисовки конкретных линий.
Перед началом рисования шерстью с детьми, необходимо вспомним технику безопасности при работе с ножницами и шпажками. Кто готов озвучить технику безопасности?
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Во время работы с ножницами удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
4. И так же будьте аккуратны при работе со шпажкой. Не крутитесь, не тыкайте соседа.
Уважаемые педагоги, предлагаю немного поиграть. На экране появится филворд. Филворд – это разновидность кроссворда, которая существенно отличается от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов». Необходимо найти 7 слов, связанных с шерстяной акварелью. За каждое правильное слово будете получать моточек шерстяных ниток. (картинка). Спасибо за ответы. Самому активному участнику подарок от воспитанника моей группы.
А сейчас я предлагаю вам обратить внимание на экран, где представлены работы моих воспитанников.
Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировала вам нетрадиционную технику рисования – «шерстяную акварель». В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.
Итог. С уверенностью могу сказать, что данная техника оказывает положительное воздействие на развитие ребенка:
- способствует развитию творческого воображения, эстетического вкуса;
- развитию мелкой моторики;
- у детей повышается внутренняя мотивация, появляется уверенность в своих силах.
Вам понравилось рисовать картину окрашенной шерстью? Какие чувства вы испытываете после этого занятия?
Надеюсь, что мой опыт может будет полезен педагогам дошкольным образовательных учреждений, которые стремятся развить в своих детях «нераскрытые таланты» и творческую личность.
Рефлексия:
Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – синий.
Большое спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...


