Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»
методическая разработка по развитию речи по теме

Выступление на методическом объединении на тему:

«Условия  успешности  проведения  занятий  по развитию  речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod._obedinenii.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

                          администрации Балашовского

            муниципального района

        Выступление на тему:

«Условия  успешности  проведения  занятий  по развитию  речи»

Воспитатель МДОУ                          «Детский сад комбинированного вида «Одуванчик» города Балашова

                                      Саратовской области»

                  Ховрашева Л.С.

                        Ноябрь  2009

       Можно выделить 4 условия успешности работы с детьми на занятии.

       Первое условие – ключевые слова и фразы: все виды занятий должны быть направлены на усвоение детьми знаний. Для этого переход от одной структурной части занятия к другой сопровождается использованием определенных «ключевых слов и фраз». Это слова и фразы, которые несут  основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов детей. Например, ключевые слова, направленные на активизацию познания – «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «опишите».

       Второе условие – создание интереса у детей на занятии. Здесь большую роль играет:

а) Слово воспитателя: Эмоционально-загадочный тон речи, разговор с персонажем (игрушкой), смена словесного задания, обращение внимания детей на интересный объект.

б) Показ иллюстраций, игрушек, пособий: неожиданное появление персонажей в группе, разговор с игрушкой.

в) Звуковые сигналы: стук в дверь с появлением объекта, звуковые записи (песни птиц, голоса животных), смена силы голоса воспитателя (громко-шепотом).

г) Действие воспитателя, персонажа:

улыбка, кивок, покачивание головой, похвала за выполненную работу, создание проблемных ситуаций.

д)   Обонятельно-осязательный аспект сохранения интереса к занятию: дать возможность детям обследовать предмет на ощупь, зрительно.

е) ТСО (телевизор, видео)

ж) Появление персонажей в течении занятия

з) Предметы на занятии  должны быть яркими,  простыми для рассматривания.

        Третье условие – организация целенаправленной активности ребенка.

Занятие педагога должно быть целостным с точки зрения организации активности ребенка, подчиняться логике формирования определенных умений; объединять разрозненные задания и упражнения в единый сюжет, подчиняя его общей цели и не «перегружая» лишними деталями и информацией. Как правило, основой для такого объединения становится игровой сюжет. Однако в последнее время все чаще появляются занятия, которые строятся на использовании методов проектирования и моделирования. В процессе их проведения педагог сначала вместе с детьми придумывает и разрабатывает какой-нибудь проект, подчиняя ему задачи работы с детьми.  В этом случае для детей выполнение самого проекта становится и стимулом к участию в занятиях, и условием выполнения заданий педагога. При этом педагог включает в общую деятельность и специально подобранные проблемные ситуации, для решения которых потребуется выполнение серии дополнительных заданий.  Пример проблемной ситуации – «История со шкафами»

Цель: диагностировать и развивать кратко и долговременную память, мышление.

Детям дается такая проблемная ситуация.

Винни-Пух проснулся утром, начал делать зарядку и нечаянно задел и опрокинул шкаф. Все содержимое шкафа высыпалось на пол. Помогите, Винни-Пуху расставить все на свои места.

Дети внимательно смотрят на образец, который вскоре закрывается, и по памяти раскладывают предметы по полкам  на свои места (каждый у себя на столе).

Четвертое условие – формирование у детей умения самостоятельно оценивать  свое поведение и организовывать его: для этого необходимо, с одной стороны, сформировать у детей положительную установку на участии в занятиях. Это реально сделать с помощью:

- выявление и учета интересов детей при подборе демонстрационных материалов и содержания занятий;

- внедрения в структуру занятия сюрпризных и игровых моментов, активного использования средств наглядности и вовлечения детей в практическую деятельность;

- привлечение воспитанников к самостоятельному анализу проблемных ситуаций, выбору способов их решения, созданию ситуации успеха  и использованию приема «опережающего одобрения»;

- введения знаковой системы оценивания уровня выполнения заданий, сочетающейся с постепенно возрастающей долей самооценки детей (фишки, значки за хороший ответ).

С другой стороны, необходимо реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Для этого рекомендуется:

- в начале (как организационный момент) и середине занятия (во время динамической паузы) использовать игры, связанные с развитием произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия;

- расширять знания и совершенствовать умения и навыки, постепенно усложнять материал, переходить от репродуктивной к продуктивной деятельности;

 - менять виды деятельности через каждые 10-15 минут, чередуя неинтересные задания с интересными, трудные с легкими;

- использовать гибкий режим занятия с целью профилактики переутомления, позволяющий вводить физминутки по усмотрению педагога и по мере уставания детей до 2-3 раз;

- при необходимости использовать разнообразные виды помощи: повторение инструкций, поощрение ребенка в ходе  выполнения задания, показ способов выполнения,  наводящие вопросы;

 - использовать оптимальное сочетание индивидуальных и подгрупповых форм работы в течение занятия.

Приемы коррекции поведения на занятии.

Могут возникнуть трудности в организации поведения детей, имеющих определенные нарушения в поведении. Нельзя слишком обращать на них внимание, так как, возможно именно этого они и добиваются. Лучше перенаправить излишнюю активность детей в социально-приемлемое русло (помочь раздать альбомы, и пр.) Практика показывает, что очень часто дети с демонстративным поведением, оказавшись в позиции «помощника взрослого», начинают вести себя по другому. Однако долго командовать сверсниками им лучше не давать. Нужно похвалить ребенка за то, что он помог взрослому, вел себя сам «как взрослый» и постараться переключить его внимание на  что-то другое. Этот же прием переключения внимания «работает» и при организации деятельности гипердинамичных дошкольников. Их не нужно все время одергивать и заставлять тихо сидеть на одном месте: можно просто разрешить передвигаться по группе никому не мешая, если уже выполнил задание, а если нет, выполнять его стоя, так на них не будут отвлекаться другие дети.

Если же активность детей перестает быть регулируемой, можно применить специальные «речевки», «рифмовки». Например, когда дети устали и не хотят заниматься, педагог спрашивает их об этом и дети повторяют вместе с воспитателем  веселую речевку.

Всем детям в конце занятия предлагается оценить действия сверсников, сказать, кто понравился и чем. Это вызывает наибольшие трудности, так как требует умения удержаться от стремления похвалить себя, осудить партнера за неумелость или негативное поведение. Дошкольники через оценку поведения сверсника и сравнения с собой приходят  к пониманию правил социального поведения. Это способствует развитию самосознания и произвольности поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....


 

Комментарии

Спасибо! Хороший материал для педагогов!