Использование мелкой моторики на занятиях учителя - дефектолога
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Крутова Ирина Евгеньевна

Краткое обоснование для проведения  занятий по развитию мелкой моторикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_ispolzovaniya_melkoy_motoriki.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

«ПРЕОДОЛЕНИЕ»

ТЕМА: Теоретическое обоснование использование мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого  развития ребенка»

Консультация для педагогов Центра

КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

 КРУТОВА И.Е.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Вот почему так важно в дошкольном возрасте развивать механизмы необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Влияние мануальных (ручных действий) на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Работы в В.Н. Бехтерева (известного российского физиолога) доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Исследование М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

По данным медиков к 6 - 7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующие зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Исходя из этого работа  по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

В условиях специализированного детского сада такая работа обязательно должна начинаться с младшей возрастной группы. Именно в младшем возрасте легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности детей.

И именно развитию мелкой моторики следует уделить особое внимание.

В данном случае в комплекс коррекционной работы по развитию мелкой моторики в младшей возрастной группе для детей ОHP и ЗПР входят следующие виды деятельности:

  • развитие тонких движений пальцев рук (пальчиковые игры);
  • массаж пальцев и кистей рук с помощью суджуков (специальных массажеров);
  • самомассаж с помощью шестигранного карандаша;
  • игры с крупой (сортировка, выбор с закрытыми глазами);
  • развитие графических навыков (работа с развивающей тетрадью по рисованию «Подружись с карандашом» В.И. Агинлов, С.Г. Анискова);
  • работа со счетными палочками;
  • работа с книжкой - наклейкой (из серии «Меленькие гении» изд-во «Сова» Санкт-Петербург 1997 г.)
  • работа с мозаикой;
  • складывание разрезных картинок;
  • шнуровка;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Данные упражнения, как элемент двигательной активности предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятия нагрузки.

связанной с сидением, что особенно актуально именно для младшего возраста. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением позволяет достичь наиболее обучающего эффекта.

Пальчиковые игры хороши еще и тем, что одновременно с развитием тонких движений пальцев рук, ребенок тренирует линейную память, так как не секрет, что дети имеющие задержку психического развития, как правило, испытывают трудности при заучивании наизусть. При данном же способе обучения стихотворения запоминаются на удивление легко и быстро.

С помощью элементов пальчиковых игр можно разыгрывать небольшие сценки, пересказывать короткие рассказы, сопровождая их построением фигур из кисти и пальцев руки.

Таким образом, включение упражнений по развитию пальцевой моторики, на занятиях воспитателя и логопеда - дефектолога играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Такой подход позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;
  • совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-дефектолога с использованием интерактивной доски

Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

У детей с нарушениями речи при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двиг...

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»

Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...

Занятие учителя – дефектолога в средней группе с детьми с нарушением зрения по развитию осязания и мелкой моторики

Предлагаю вашему вниманию коррекционное занятия для детей с нарушением зрения по развитию осязания и мелкой моторики с элементами из програмы"Развитие эмоционально-волевой сферы"...

Использование нестандартных приемов, на совместных занятиях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, для всестороннего развития детей с ОВЗ

Статья повествует о использовании комплексного подхода при работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и учителя-дефектолога....