Занятие по развитию речи.Тема:"Звук Х и Хь".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

На занятии дети  учатся различать мягкие итвердые  согласные  звуки, слышать  их  в словах употреблять в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  по развитию речи

Тема «Звуки Х  и  Хь».

 Цели :

1 Образовательные.

-Учить  детей сравнивать звуки  Х  и Хь  по  акустико-  артикуляционным признакам;

-Учить давать сравнительную характеристику звуков.

2 Развивающие.

Развивать мимические  мышцы.

-Развивать навыки  звуко - буквенного  анализа;

- Учить координировать речь с движениями;

3. Коррекционные.

- Учить  дифференцировать  звуки  х  и  хь

4. Воспитательные.

-Воспитывать у детей  самостоятельность и навыки самоконтроля за  речью.

    Оборудование:

  1.  Предметные картинки с изображениями предметов, в названиях  которых есть  звуки х и Хь  (мухомор, холодильник, хлеб, горох, муха, орех, петух).
  2. Синие  и зеленые флажки.

                      Ход  занятия.

1.Организационный  момент.

  Инструкция:

 Сядет тот, кто назовет слова со звуком Х.

  1. Основная  часть.
  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дается  в сравнительном плане. Обращается внимание на различие между звуками  Х  и  Хь

  1. Развитие фонематического слуха.

Увидите картинку, в названии которой есть Х- поднимите синий  флажок, а если услышите звук  Хь- поднимите  зеленый флажок.

  1. Игра «Четвертый  лишний».

Инструкция:

Слушайте внимательно слова. Найдите среди них лишнее.

Тигр -лиса-волк- хомяк

Сосна- хижина- дуб- клен

(Дети сначала называют  лишние слова из каждого ряда слов, потом называют начальные звуки в этих  словах , а затем  дают характеристику этим звукам).

4.Динамическая  пауза.

 Инструкция;

 Послушайте стихотворение и выполните движения.

Вдоль дороги

 И  по скатам,

Бегают до темноты,

Словно желтые цыплята,

Мать  -и –Мачехи  цветы.

(Дети стоят по кругу, а затем бегут друг за другом).

А стемнеет-

(приседают).

Соберутся под  листом,

(Руки на колени).

Как под крылом,

В мягкий теплый  пух

Уткнутся и заснут

Спокойным  сном.

(Голову раняют на  руки и  засыпают).

5.Работа по  картинкам «Найди  ошибку».

 Инструкция;

Посмотрите внимательно на  картины, которые нарисовал   Хрюша . В  чем он  ошибся?

Воспитатель предлагает  картинки (у петуха  хобот, дедушка держит вместо удочки хлопушку, холодильник летит  по  небу, орех  с  крыльями)

6.Дифференциация  звуков  в  слогах.

  Игра  « Дети  смеются».

 Инструкция:

Так смеются девочки:  Хи- Хи- Хи

Дети повторяют  за  воспитателем(только  девочки)

А так  смеются  мальчики: Ха-Ха-Ха

 Дети повторяют  за воспитателем (только мальчики)

Какой звук  Х .когда смеялись   мальчики (твердый)

А  когда  смеются девочки, то звук Х  становится  (мягким)

Каким цветом  мы обозначаем  мягкий  звук (зеленым),и твердый (синим)

7.игра  «Назови одним  словом»

  Инструкция;

 Я  задаю  вопрос  ,а  вы отвечаете:

Как называется  суп  из  рыбы  ?   (уха)

Что  растет  на  болоте ?    (мох)

Когда  поют одновременно несколько  человек  ?    (хор)

Дети отвечают на  вопрос, определяют  место звука  Х , в словах и делают схемы этих слов из  цветных  фишек.

8.Дифференциация  звуков в словах.

Игра «Звуки  разбежались».

Инструкция:

Звуки  разбежались  и  нужно собрать их в  слова.

«духи»  «сахар».

(Дети по желанию  собирают схемы слов по  сигналу воспитателя у доски)

Далее детям дается задание определить какой  звук Х  , мягкий  или твердый в первом слове, а какой во  втором. Затем  предлагается выложить  схемы слов  из  цветных

Фишек каждому на своих столах.

Итог занятия.

Инструкция:

Какие звуки мы  сегодня с  вами  учились  правильно произносить ?

Воспитатель  предлагает  детям  сочинить  стишок про  петуха:

Ха-Ха- Ха-  вот  поет……

Ха- Ха- Ха- мы  слышим….

Ах- Ах- Ах- петух  поет….

Ох- Ох-  Ох –петух  нашел…

В  заключении дается оценка  работе детей на  занятии.

Для этого  используется  пособие «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Занятие по развитию речи. Тема звук и буква "Л"

Данное занятие итоговое по закреплению звука и буквы "Л" в подготовительной группе.  Даёт детям возможность в игровой форме находить различия между звуком и буквой....

Конспект занятия по развитию речи Тема "Звук [с]"

Цель:-закреплять навыки правильного произношения звука [с] в изолированном виде, в словах, фразах;-учить слышать звук [с];-продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове;-развивать ф...

Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»

Конспект НОД по развитию речи : Тема: «Дифференциация звуков [т], [д]»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...

Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...