Обобщение опыта
материал по развитию речи по теме

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sebe_v_papku_1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 «Не условным звукам только учится

                                                                                   ребенок, изучая родной язык, он

                                                                                   пьет духовную жизнь и силу из

                                                                                   родимой груди родного слова».

                                                                                                                  К. Д. Ушинский

     В современном обществе большое внимание уделяется развитию одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

     Из опыта работы можно сказать, что речь дошкольников развивается в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками; речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

     Развитие речи и ознакомление дошкольников с окружающим и природой я осуществляю с помощью:

 - словесного метода;

 - наглядностей;

 - дидактических игр;

 - экскурсий;

 - наблюдений.

     Рабочий день я начинаю со свободной непринужденной беседы с детьми: «Саша, как ты провел выходные?», «Маша, а что интересного ты увидела по дороге в детский сад?» и т.д. И дети стремятся поделиться своими впечатлениями, их переполняют эмоции, чувства.

      На доступном материале я знакомлю детей с природой, используя поэтические строки:

Улетает наше лето…

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.

Пролетают паутинки с паучками в серединке.

И высоко от земли пролетели журавли.

Предлагаю детям почувствовать, ощутить осень. «Произнесите слово «шелестит» несколько раз. Что вы слышите?» И дети отвечают: «Шуршат листья под ногами, как будто мы по ним идем. Как здорово!»

     На ярких образах детской художественной литературы и устного народного творчества воспитываю любовь к русской культуре:

За столом сиди красиво,

Не сутулься, не кривляйся.

Нос в тарелку не клади,

Не сказав «спасибо»,

От стола не отходи.

Детские рассказы систематически анализирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

     Обучение провожу в игровой форме, т.к. игра наиболее доступна и близка дошкольнику. За основу беру словесные игры: «Наоборот», «Найди и расскажи», «Времена года», «Путешествие в сказочный лес».

     В игре ребенок не просто воспроизводит предметы и действия взрослых, но и проявляет творчество. Например, ребенок изобретает собственные варианты сказок. Предлагаю детям придумать свой вариант в сюжете сказки. Задаю Илье вопрос: «Что бы ты такое придумал, если бы был колобком, чтобы лисичка тебя не съела?» Ответ: «Я предложил бы ей половить рыбку». А Влад так ответил на мой вопрос: «Пригласил бы ее в гости и накормил пирогами». « Обманул бы ее, сказал: «Смотри, там зайчик в кустах», - а сам бы убежал». Спрашиваю: «куда убежал?» Ответ: «Нашел бы хороший дом, где много детей и весело». Так, развивая у ребенка положительное отношение, создаю оптимальный режим для развития речи.

     На конкретном наглядном дидактическом материале (предметы, картинки, игрушки) дети упражняются в назывании предметов, определении их признаков, качеств, свойств: « Коля, что ты достал из мешочка? Расскажи о мячике. Какой он по форме? По цвету? И т.д.»

Дети обследуют предметы, знакомятся с содержанием картин, анализируют отдельные действия, события, упражняются в правильном произношении и понимании слов.

     Для лучшего усвоения материала по активизации речи дошкольников каждому ребенку предлагаю предметные или сюжетные картинки. Например, при ознакомлении детей с темой «Природа родного края» использую картинки: дикие животные и птицы, растительный мир. На занятиях с общественной жизнью, трудом и культурой русского народа применяю картины и фотографии, рассказывающие о жизни и труде:

Ходит в белом колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, суп и винегрет.

                                (Повар)

Он проснется на заре,

Снег расчистит на дворе.

Все дорожки подметет

И песком посыпет лед.

                          (Дворник)

     Не оставляют равнодушными детей сделанный мною макет крестьянской избы. Их вопросы: «А что это такое?», « Для чего это нужно?», «Из чего сделано?» не покидают их мысли. А со всем этим я познакомила детей с помощью загадок. Ведь загадка дает как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.

Зимой нет теплей,                             Ни хвоста, ни головы,

Летом холодней.                               А четыре ноги?

                    (Печь)                                                 (Стол)

     Использование наглядно – действенного метода, приемов сравнений и обобщения предметов по их названию, по их свойствам и признакам, игровая ситуация, применение наглядностей, разучивание и пересказ художественных произведений, опора на опыт детей – все это оживляет их речевую активность, повышает эмоциональное восприятие, интенсивнее развивает активный словарь, логическое мышление, воспитывает умение придумать нужное слово, предложение, рассказ.

     Таким образом, по теме «Развитие речи в процессе ознакомления дошкольников с окружающим и природой» мною был сделан срез знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин  Савчук Ната...

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Детско-родительский клуб «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» - модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ детский сад «Алёнушка»)

Процесс взаимодействия семьи и ДОУ практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным он будет, настолько эффективным будет результат.В нашем дошкольном образовательном уч...

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....