"Сказочное путешествие"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Богданова Ирина Викторовна

Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_7.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение

детский сад №114 «Чебурашка»

г.Брянск

         

                 Занятие  по развитию речи            

                            Составление рассказов

                          по серии сюжетных картин

                           «Сказочное путешествие»

                    в подготовительной к школе группе          

         

подготовила

Воспитатель  1 категории

Богданова Ирина Викторовна

г. Брянск

                                             

                                                                           2011

 Программные задачи: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин на тему: «Сказочное путешествие». Закреплять знание детей о композиции связного высказывания (начало, середина и конец). Упражнять в умении использовать в речи сложноподчиненные предложения, а также предложения осложненные деепричастными оборотами; использовать синонимические замены (название героев, их действий, состояний). Продолжать формировать осознанное отношение к высказыванию, умение анализировать их. Развивать внимание, память, мышление детей. Продолжать воспитывать желание грамотно и красиво говорить, умение внимательно слушать.

        Ход:

Воспитатель:        Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас  загадки,  отгадки  которых спрятаны за волшебными карточками? Вы хотели бы их посмотреть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда надо постараться правильно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки, по мере отгадывания открывает карточки:

 

Фырчит, рычит,        Под полом, полом        Старая бабка

Ветки ломает,        шевелит хвостиком,         по двору шныряет,        

снег поднимает,        в щели глядится,         чистоту соблюдает.

с ног сбивает,         вылезти боится.

слышишь его,         (Метла)

да не видишь его.        (Мышь)

(Ветер)

Маленькое,

Кругленькое –

За хвост не поднять,

Без ног, а бегает.

           (Клубочек)

Воспитатель: Молодцы, вы все загадки отгадали, поэтому волшебные карточки и открылись.

        Совсем недавно мы с вами узнали одну очень интересную историю. Посмотрите на эти карточки, я бы хотела, чтобы они помогли бы вам вспомнить ее название. Как же она называется?

        Дети: «Сказочное путешествие».

          Воспитатель: История эта очень интересная, сказочная, и поэтому я предлагаю вам поучиться ее рассказывать, чтобы потом рассказать детям в соседней группе.

        Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте сначала побеседуем, чтобы любая история была понятной, какие части должны быть у нее?

Дети: Начало, середина и конец.

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы будем рассказывать в начале любой истории.

Дети: В начале истории говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше; где и когда будет происходить случай.

Воспитатель: О чем говориться в середине рассказа?

Дети: это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается о каком- то событии, случае.

Воспитатель: О чем говорится в конце любой истории?

Дети: В конце любой истории говорится о том, чем история заканчивается.

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем же говорится в начале нашей сказочной истории? (Жестом указывает на картину обозначающую начало).

Ответы детей.

Воспитатель: Какими словами можно начать эту сказочную историю? Какое было время года? С кем произошел случай? Как налетел ветер? (Откуда ни возьмись, вдруг, неожиданно). Ветер унес маму, как про это можно сказать? (откуда ни возьмись, налетел сильный ветер, распахнув окно, и унес маму). А сейчас давайте вместе составим предложение, которое словно мостиком свяжет начало с серединой истории. Я начну, а вы продолжите. Слушайте предложения и запоминайте их!

- Когда Ваня с мамой убирали комнату, вдруг…

(Повторяют несколько детей)

Подумайте можно сказать, как-нибудь по другому?

-Когда мама хвалила Ваню, неожиданно…

-Ваня увидел, как ураганный ветер, со стуком распахнув окно, подхватил маму и унес неизвестно куда.

Какие чувства, какое настроение было у мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте, как про это можно сказать?

- Ваня (мальчик) до того растерялся и расстроился, что долго стоял в замешательстве.

(Повторяют предложение сказанное воспитателем несколько детей.)

Воспитатель: Как поступил Ваня?

Дети: Он оделся  (собрался) и отправился в неведомую страну (за тридевять земель) на поиски мамы (чтобы найти и спасти маму).

Воспитатель: Кого встретил на своем пути мальчик?

(ответы детей)

Воспитатель: Как еще можно назвать мышку?

Дети: (зубастая, серая мышь; длинохвостик и т.д. )

Иванушка встретил на своем пути серую, сердитую, зубастую мышь с волшебным клубочком в лапах.

Воспитатель: Чем успокоила мышка Ваню?

Дети: Мышка сказала Ване о том, что волшебный клубочек поможет ему найти маму, которую похитила Баба Яга.

Воспитатель: И что же сделал клубочек?

 (ответы детей)

Воспитатель: Распахнув дверь в избушке, Ваня ворвался, как…

(ответы детей)

Воспитатель: Что требовал мальчик?

(ответы детей)

Воспитатель: О чем и почему стала просить Иванушку Баба Яга?

Дети: Баба Яга стала просить Иванушку, чтобы он не забирал маму, потому что ей в своей избушке совсем одиноко, скучно.

Воспитатель: Что предложили мама с сыном Бабе Яге и почему?

Дети: Мама с сыном предложили Бабе Яге перебраться жить к ним в квартиру, потому что пожалели одинокую старушку.

Давайте скажем предложение связку, которая как мостик свяжет середину рассказа и конец.

 (Ответы детей) …

 Дети: Они пожалели старушку и взяли ее с собой в город из дремучего леса.

Воспитатель: Чем же заканчивается наша история?

(Дети произвольно без дополнительных вопросов (если этого не требуется) рассказывают конец истории. Воспитатель следит за правильностью высказываний детей.)

Воспитатель: Чтобы лучше запомнить эту сказочную историю, мы покажем с вами, что в ней произошло.

Физкультминутка:

        Ваня маме помогал,

        Пол так чисто подметал.

                          Ветер сильный вдруг завыл

        Окна с шумом отварил,

        В вихре маму закружил.

        Мы скорее в лес пойдем

        Маму Ванину найдем.

        Тихо падает снежок,

        Сделаем еще шажок.

         Мышку встретим на пути:

        Подскажи, куда идти?

        За клубочком побежим

        У избушки постоим:

        Слушай Бабушка Яга,

        Маму подавай сюда!

        Плачет бедная старушка,

        Одинока, как кукушка.

        Пожалели Ваня с мамой

        И домой вернулись с Бабой.

        Там они ее отмыли,

        Накормили, напоили,

        Добрых слов наговорили…

        И чудо случилось с ней,

                          Стала старушка добрей…

         Для того, что бы у нас получились разные рассказы, нужно уметь подбирать слова, в этом нам поможет д/у «Скажи по другому» Слова старайтесь запоминать, чтобы использовать в своих рассказах.

За окнами шел снег… (падал, летел, кружился)

Распахнув окно в комнату ворвался сильный ветер… (страшный, ураганный, необычный).

Ваня быстро бежал по снегу… (несся, мчался, летел, как стрела, очень быстро).

Баба Яга была злой… (сердитой, злобной, страшной).

Воспитатель: Я очень надеюсь, что эти слова вы будите использовать в своих рассказах.

        А сейчас послушайте, какой рассказ составила я. (Образец рассказа воспитателя). А теперь попробуйте вы.

        Рассказывать надо громко, без длительных остановок в речи. Точно подбирать слова, не повторять их много раз. Чтобы рассказ был понятным должны присутствовать все части.

        Составление рассказа детьми (по частям).

        2-3 рассказа, целостных.

        Анализ детских рассказов детьми  и воспитателем.

Список использованной литературы

1. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке»; Изд. Санкт-Петербург,2009