Главные вкладки

    "Сказочное путешествие"
    план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

    Богданова Ирина Викторовна

    Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_7.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

                             

    Муниципальное Бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение

    детский сад №114 «Чебурашка»

    г.Брянск

             

                     Занятие  по развитию речи            

                                Составление рассказов

                              по серии сюжетных картин

                               «Сказочное путешествие»

                        в подготовительной к школе группе          

             

    подготовила

    Воспитатель  1 категории

    Богданова Ирина Викторовна

    г. Брянск

                                                 

                                                                               2011

     Программные задачи: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин на тему: «Сказочное путешествие». Закреплять знание детей о композиции связного высказывания (начало, середина и конец). Упражнять в умении использовать в речи сложноподчиненные предложения, а также предложения осложненные деепричастными оборотами; использовать синонимические замены (название героев, их действий, состояний). Продолжать формировать осознанное отношение к высказыванию, умение анализировать их. Развивать внимание, память, мышление детей. Продолжать воспитывать желание грамотно и красиво говорить, умение внимательно слушать.

            Ход:

    Воспитатель:        Ребята, вы любите отгадывать загадки?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас  загадки,  отгадки  которых спрятаны за волшебными карточками? Вы хотели бы их посмотреть?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда надо постараться правильно отгадать загадки.

    Воспитатель загадывает загадки, по мере отгадывания открывает карточки:

     

    Фырчит, рычит,        Под полом, полом        Старая бабка

    Ветки ломает,        шевелит хвостиком,         по двору шныряет,        

    снег поднимает,        в щели глядится,         чистоту соблюдает.

    с ног сбивает,         вылезти боится.

    слышишь его,         (Метла)

    да не видишь его.        (Мышь)

    (Ветер)

    Маленькое,

    Кругленькое –

    За хвост не поднять,

    Без ног, а бегает.

               (Клубочек)

    Воспитатель: Молодцы, вы все загадки отгадали, поэтому волшебные карточки и открылись.

            Совсем недавно мы с вами узнали одну очень интересную историю. Посмотрите на эти карточки, я бы хотела, чтобы они помогли бы вам вспомнить ее название. Как же она называется?

            Дети: «Сказочное путешествие».

              Воспитатель: История эта очень интересная, сказочная, и поэтому я предлагаю вам поучиться ее рассказывать, чтобы потом рассказать детям в соседней группе.

            Дети садятся за столы.

    Воспитатель: Давайте сначала побеседуем, чтобы любая история была понятной, какие части должны быть у нее?

    Дети: Начало, середина и конец.

    Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы будем рассказывать в начале любой истории.

    Дети: В начале истории говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше; где и когда будет происходить случай.

    Воспитатель: О чем говориться в середине рассказа?

    Дети: это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается о каком- то событии, случае.

    Воспитатель: О чем говорится в конце любой истории?

    Дети: В конце любой истории говорится о том, чем история заканчивается.

    Воспитатель: Давайте вспомним, о чем же говорится в начале нашей сказочной истории? (Жестом указывает на картину обозначающую начало).

    Ответы детей.

    Воспитатель: Какими словами можно начать эту сказочную историю? Какое было время года? С кем произошел случай? Как налетел ветер? (Откуда ни возьмись, вдруг, неожиданно). Ветер унес маму, как про это можно сказать? (откуда ни возьмись, налетел сильный ветер, распахнув окно, и унес маму). А сейчас давайте вместе составим предложение, которое словно мостиком свяжет начало с серединой истории. Я начну, а вы продолжите. Слушайте предложения и запоминайте их!

    - Когда Ваня с мамой убирали комнату, вдруг…

    (Повторяют несколько детей)

    Подумайте можно сказать, как-нибудь по другому?

    -Когда мама хвалила Ваню, неожиданно…

    -Ваня увидел, как ураганный ветер, со стуком распахнув окно, подхватил маму и унес неизвестно куда.

    Какие чувства, какое настроение было у мальчика?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Послушайте, как про это можно сказать?

    - Ваня (мальчик) до того растерялся и расстроился, что долго стоял в замешательстве.

    (Повторяют предложение сказанное воспитателем несколько детей.)

    Воспитатель: Как поступил Ваня?

    Дети: Он оделся  (собрался) и отправился в неведомую страну (за тридевять земель) на поиски мамы (чтобы найти и спасти маму).

    Воспитатель: Кого встретил на своем пути мальчик?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Как еще можно назвать мышку?

    Дети: (зубастая, серая мышь; длинохвостик и т.д. )

    Иванушка встретил на своем пути серую, сердитую, зубастую мышь с волшебным клубочком в лапах.

    Воспитатель: Чем успокоила мышка Ваню?

    Дети: Мышка сказала Ване о том, что волшебный клубочек поможет ему найти маму, которую похитила Баба Яга.

    Воспитатель: И что же сделал клубочек?

     (ответы детей)

    Воспитатель: Распахнув дверь в избушке, Ваня ворвался, как…

    (ответы детей)

    Воспитатель: Что требовал мальчик?

    (ответы детей)

    Воспитатель: О чем и почему стала просить Иванушку Баба Яга?

    Дети: Баба Яга стала просить Иванушку, чтобы он не забирал маму, потому что ей в своей избушке совсем одиноко, скучно.

    Воспитатель: Что предложили мама с сыном Бабе Яге и почему?

    Дети: Мама с сыном предложили Бабе Яге перебраться жить к ним в квартиру, потому что пожалели одинокую старушку.

    Давайте скажем предложение связку, которая как мостик свяжет середину рассказа и конец.

     (Ответы детей) …

     Дети: Они пожалели старушку и взяли ее с собой в город из дремучего леса.

    Воспитатель: Чем же заканчивается наша история?

    (Дети произвольно без дополнительных вопросов (если этого не требуется) рассказывают конец истории. Воспитатель следит за правильностью высказываний детей.)

    Воспитатель: Чтобы лучше запомнить эту сказочную историю, мы покажем с вами, что в ней произошло.

    Физкультминутка:

            Ваня маме помогал,

            Пол так чисто подметал.

                              Ветер сильный вдруг завыл

            Окна с шумом отварил,

            В вихре маму закружил.

            Мы скорее в лес пойдем

            Маму Ванину найдем.

            Тихо падает снежок,

            Сделаем еще шажок.

             Мышку встретим на пути:

            Подскажи, куда идти?

            За клубочком побежим

            У избушки постоим:

            Слушай Бабушка Яга,

            Маму подавай сюда!

            Плачет бедная старушка,

            Одинока, как кукушка.

            Пожалели Ваня с мамой

            И домой вернулись с Бабой.

            Там они ее отмыли,

            Накормили, напоили,

            Добрых слов наговорили…

            И чудо случилось с ней,

                              Стала старушка добрей…

             Для того, что бы у нас получились разные рассказы, нужно уметь подбирать слова, в этом нам поможет д/у «Скажи по другому» Слова старайтесь запоминать, чтобы использовать в своих рассказах.

    За окнами шел снег… (падал, летел, кружился)

    Распахнув окно в комнату ворвался сильный ветер… (страшный, ураганный, необычный).

    Ваня быстро бежал по снегу… (несся, мчался, летел, как стрела, очень быстро).

    Баба Яга была злой… (сердитой, злобной, страшной).

    Воспитатель: Я очень надеюсь, что эти слова вы будите использовать в своих рассказах.

            А сейчас послушайте, какой рассказ составила я. (Образец рассказа воспитателя). А теперь попробуйте вы.

            Рассказывать надо громко, без длительных остановок в речи. Точно подбирать слова, не повторять их много раз. Чтобы рассказ был понятным должны присутствовать все части.

            Составление рассказа детьми (по частям).

            2-3 рассказа, целостных.

            Анализ детских рассказов детьми  и воспитателем.

    Список использованной литературы

    1. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке»; Изд. Санкт-Петербург,2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказочное путешествие

    Новогоднее представление"Сказочное путешествие" Сценарий новогоднего праздника длясреднего и старшего возраста...

    Конспект занятия "Сказочное путешествие"

    Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....

    Сказочное путешествие

    Конспект интегрированного занятия (с использованием компьютерной игры).Цель: Закрепление умений и знаний детей, полученных при изучении разделов «Элементарные математические представления» программы Л...

    конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

    Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

    Спортивный досуг в средней группе «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГНОМОВ»

     Учить спрыгивать с высоты (40 см.), мягко приземляться на полусогнутые ноги. Упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением заданием, в сохранение равновесия при ходьбе по ог...

    Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

    Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

    Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

    Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...