Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Галеева Гульнара Мансуровна

В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстрациями, художественным словом. В приложении имеются стихи - малютки, придуманные детьми с помощью воспитателя. Занятия были проведены в группе, дети с интересом принимали участие, с удовольствием сочиняли стихи. Сюрпризный момент в виде куклы-художника Кисточкина использовался  неоднократно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия №1555 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия №2898.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества №1 для детей старшей группы на тему:

« Письмо от художника Кисточкина»

Программное содержание: 1. Воспитывать интерес детей к поэзии.

2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности ( образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).

3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).

4. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями ( без текста); книга со стихами Пушкина.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений ( дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета,  в багрец и золото одетые леса).

Методические приёмы:

Сюрпризный момент - письмо от  художника Кисточкина;

словесные игры « Подбери образное выражение »; « Найди сравнение »; « Подбери рифму»; сочинение простейших стихов;

обобщение; поощрение, художественное слово.

Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

Индивидуальная работа: Помочь детям с низким уровнем развития подбирать образные выражения, сравнения к определённым явлениям, предметам.

                       

                                        Ход занятия:

( воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина)

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно.

( Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).

« Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько  красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять.

                                                Заранее благодарен вам,

                                                    художник Кисточкин.»

Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.

Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?

( дети зачитывают отрывки стихов).

Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности.

Дети: ………………………………………………………

Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру

                       « Подбери сравнение»

Дуб - великан, исполин, господин;

Осень - царица, рыжая красавица, художница;

Трава - ковёр;

Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;

Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения?

А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

  1. Надо уметь видеть необычное в обычном;
  2. Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением;
  3. Подбирать рифмы.

Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.

                    « Подбери рифму»

( день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки -  ножки; листва - густа; )

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами совместили приятное с полезным, и немного отдохнули, и вспомнили, как подбираются рифмы.

А сейчас, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.

Обратите внимание, в книге четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?

Дети: …………………………………………………….

Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: ( на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Почему по цвету, мы можем понять настроение картины?

Дети: …………………………………………………………

Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?

Дети:………………………………………………………..

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.

( В приложении представлено стихотворное творчество детей).

Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим  с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?

Дети:………………………………………………………….

Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем.

                                  Стихи детей:

         Лена Атяшкина и Полина Томашевская:

« Осенним ясным днём в лесу огромный дуб стоял,

Свою красивую листву он на траву ронял» ( рисунок 4);

                             Миша Петров:

« Дуб стоит, раскинув ветви, потому что сильный ветер,

Листья он с ветвей срывает и на землю их кидает»

                                                                           ( рисунок 2);

                            Настя Курылёва:

« Небо вдруг закрыли тучи, сильный дождь пошёл стеной, дуб огромный и могучий, от дождя меня укрой»

                                                                              (рисунок 2);

                              Илья Гроздев:

« На аллею, на дорожку падают листочки, птички в небе улетают и видны лишь точки»

                               



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества №2

               детей старшей группы на тему:

 « Научим художника  Кисточкина сочинять стихи»

         ( воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна)

Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей ( сочинение простейших стихов).

2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением.

3. Закрепить умения детей находить изображения ( слова-рифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сук-барсук.

4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу.

5. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка

 « Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок

 « Рифмы на картинке».

Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая;

Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна

- спокойная.

Методические приёмы: использование наглядного материала ( «Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»);

Сюрпризный момент - художник Кисточкин;

Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»;

Обобщение; поощрение, художественное слово.

Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития.

                             

                                           Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости.

( раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин).

Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие?

Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству.

Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку:

- скажите, из чего состоит наша речь?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Какие бывают слова?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Что могут обозначать слова?

Дети:…………………………………………..

Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры.

Дети: …………………………………………..

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру:

                           « Скажи наоборот»

Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий.   

                   

 

Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку.

 « Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко),

    Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко),

    Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец),

    Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)».

Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется:

                              « Скажи какой»

Но для начала послушайте стихотворение « Утро»

 « Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь!

Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!»

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети:………………………………………………..

Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое.

Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос?

Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни.

Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята?

Дети:…………………………………………………

Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению:

Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная….

Луна (какая?) большая, круглая, огромная…

Мама (какая?) добрая, ласковая, милая…..

Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.

                            Физкультминутка:

                        « Ветер дует нам в лицо»

Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением.

Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно:

Дети: ( предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения.

2. Подмечать интересное в обычном.

3. Наблюдать.

4. Подбирать рифмы.

Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы?

Дети: …………………………………………………

Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются ( шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников:

« Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку).

Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд ( мёд)»

Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы.

Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы.

( чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина - машина; самовар - пар).

А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы:

- Я поехал на машине, у меня порвалась шина.

- Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка.

- Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук.

- Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко.

                       Физкультминутка:

               « По дорожке кошка шла»

Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы ( самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик ).

Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений ( в приложении представлены стихи детей)

Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы.

Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.

                      Приложение:

1. Плакат « Рифмы на картинке»

2. Картина « Кошка»

                         Стихи детей:

Настя Плотникова:

« Котик за столом сидит, и на чашечку глядит.

На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!»

Женя Романов:

« Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!»

Маша Сулекова:

« День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт»

Настя Юдина:

« Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов»

Белов Арнольд:

« День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей»

Максим Лавров:

«  Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников

Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов  сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...

Конспект занятия по речевому развитию для старших дошкольников "Поможем бабушке Федоре вернуть посуду"

Конспект  занятия для детей старшего дошкольного возраста речевой группы. Составление описательного рассказа о посуде. Тема: «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду» ...