Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Галеева Гульнара Мансуровна

В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстрациями, художественным словом. В приложении имеются стихи - малютки, придуманные детьми с помощью воспитателя. Занятия были проведены в группе, дети с интересом принимали участие, с удовольствием сочиняли стихи. Сюрпризный момент в виде куклы-художника Кисточкина использовался  неоднократно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия №1555 КБ
Microsoft Office document icon Конспект занятия №2898.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества №1 для детей старшей группы на тему:

« Письмо от художника Кисточкина»

Программное содержание: 1. Воспитывать интерес детей к поэзии.

2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности ( образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).

3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).

4. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями ( без текста); книга со стихами Пушкина.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений ( дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета,  в багрец и золото одетые леса).

Методические приёмы:

Сюрпризный момент - письмо от  художника Кисточкина;

словесные игры « Подбери образное выражение »; « Найди сравнение »; « Подбери рифму»; сочинение простейших стихов;

обобщение; поощрение, художественное слово.

Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

Индивидуальная работа: Помочь детям с низким уровнем развития подбирать образные выражения, сравнения к определённым явлениям, предметам.

                       

                                        Ход занятия:

( воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина)

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно.

( Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).

« Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько  красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять.

                                                Заранее благодарен вам,

                                                    художник Кисточкин.»

Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.

Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?

( дети зачитывают отрывки стихов).

Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности.

Дети: ………………………………………………………

Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру

                       « Подбери сравнение»

Дуб - великан, исполин, господин;

Осень - царица, рыжая красавица, художница;

Трава - ковёр;

Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;

Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения?

А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

  1. Надо уметь видеть необычное в обычном;
  2. Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением;
  3. Подбирать рифмы.

Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.

                    « Подбери рифму»

( день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки -  ножки; листва - густа; )

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами совместили приятное с полезным, и немного отдохнули, и вспомнили, как подбираются рифмы.

А сейчас, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.

Обратите внимание, в книге четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?

Дети: …………………………………………………….

Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его?

Дети:………………………………………………………

Воспитатель: ( на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Почему по цвету, мы можем понять настроение картины?

Дети: …………………………………………………………

Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?

Дети:………………………………………………………..

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.

( В приложении представлено стихотворное творчество детей).

Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим  с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?

Дети:………………………………………………………….

Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем.

                                  Стихи детей:

         Лена Атяшкина и Полина Томашевская:

« Осенним ясным днём в лесу огромный дуб стоял,

Свою красивую листву он на траву ронял» ( рисунок 4);

                             Миша Петров:

« Дуб стоит, раскинув ветви, потому что сильный ветер,

Листья он с ветвей срывает и на землю их кидает»

                                                                           ( рисунок 2);

                            Настя Курылёва:

« Небо вдруг закрыли тучи, сильный дождь пошёл стеной, дуб огромный и могучий, от дождя меня укрой»

                                                                              (рисунок 2);

                              Илья Гроздев:

« На аллею, на дорожку падают листочки, птички в небе улетают и видны лишь точки»

                               



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества №2

               детей старшей группы на тему:

 « Научим художника  Кисточкина сочинять стихи»

         ( воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна)

Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей ( сочинение простейших стихов).

2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением.

3. Закрепить умения детей находить изображения ( слова-рифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сук-барсук.

4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу.

5. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка

 « Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок

 « Рифмы на картинке».

Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая;

Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна

- спокойная.

Методические приёмы: использование наглядного материала ( «Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»);

Сюрпризный момент - художник Кисточкин;

Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»;

Обобщение; поощрение, художественное слово.

Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития.

                             

                                           Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости.

( раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин).

Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие?

Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству.

Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку:

- скажите, из чего состоит наша речь?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Какие бывают слова?

Дети:………………………………………….

Воспитатель: Что могут обозначать слова?

Дети:…………………………………………..

Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры.

Дети: …………………………………………..

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру:

                           « Скажи наоборот»

Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий.   

                   

 

Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку.

 « Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко),

    Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко),

    Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец),

    Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)».

Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется:

                              « Скажи какой»

Но для начала послушайте стихотворение « Утро»

 « Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь!

Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!»

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети:………………………………………………..

Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое.

Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос?

Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни.

Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята?

Дети:…………………………………………………

Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению:

Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная….

Луна (какая?) большая, круглая, огромная…

Мама (какая?) добрая, ласковая, милая…..

Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.

                            Физкультминутка:

                        « Ветер дует нам в лицо»

Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением.

Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно:

Дети: ( предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения.

2. Подмечать интересное в обычном.

3. Наблюдать.

4. Подбирать рифмы.

Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы?

Дети: …………………………………………………

Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются ( шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников:

« Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку).

Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд ( мёд)»

Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы.

Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы.

( чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина - машина; самовар - пар).

А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы:

- Я поехал на машине, у меня порвалась шина.

- Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка.

- Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук.

- Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко.

                       Физкультминутка:

               « По дорожке кошка шла»

Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы ( самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик ).

Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений ( в приложении представлены стихи детей)

Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы.

Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.

                      Приложение:

1. Плакат « Рифмы на картинке»

2. Картина « Кошка»

                         Стихи детей:

Настя Плотникова:

« Котик за столом сидит, и на чашечку глядит.

На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!»

Женя Романов:

« Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!»

Маша Сулекова:

« День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт»

Настя Юдина:

« Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов»

Белов Арнольд:

« День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей»

Максим Лавров:

«  Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».

В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...

Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников

Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов  сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...