Главные вкладки

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Мичурина Марина Владимировна

    В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определений, синонимов, учатся образовывать относительные прилагательные.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ne_vsyakiy_grib_v_kuzovok_kladut_dok.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальнаое бюджетное образовательное учреждение ЦРР-детский сад №57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области.

    Конспект

    занятия  по речевому развитию   в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:

     «Не всякий гриб в кузовок кладут».

    Воспитатель: Мичурина М.В.

        Программное содержание:

         1 Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания и сравнения.

         2 Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

          3 Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

         4 Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

        5 Учить образовывать относительные прилагательные.

        6 Активизация словаря: подберезовик вкусный, полезный, аппетитный; берёза стройная, белоствольная.

        7 Развивать интонационную выразительность речи.

          Материал: сундучок, осенние листья, письмо, картинка березы, картинка гриба, схемы, толковый словарь С.И.Ожогова, мяч, магнитная доска.

        ХОД ЗАНЯТИЯ

       В группу заносится сундучок.

       Воспитатель:

    • Хотите узнать, что в сундучке?
    •  Надо придумать чистоговорку:

         Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

        Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

       – Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

      – Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).

      – Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

     «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

     Ваш давний друг – Волшебница Осень».

    Эвристические вопросы:

     – Ребята, что вы услышали сейчас?

      – Когда произошла эта история? Где?

      – Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

      – Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

     – Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

     – Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

     – Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

     – Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

     – Во-первых, обратимся к схеме.

     – Что мы знаем об образовании слов?

     – Как образуются слова?

     – От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

     Поиск: (используется схема)

    – А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.

     – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

     – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

     Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

         Пальчиковая гимнастика «Пошли пальцы по грибы».

         Раз, два, три, четыре, пять, (в соответствии с текстом поочередно

                                                         разжимать  сжатые в кулак пальцы)

        Пошли пальцы в лес гулять. (Сжать пальцы в кулак и разжать их)

        С собой корзиночку берут

         И грибы в нее кладут .    (Ладони на себя, пальчики переплетаются и                      

                                                      локотки      разводятся в стороны. Ладони как бы  

                                                       разъезжаются, и между пальцами образуются

                                                        зазоры. Большие пальцы образуют ручку)

           Этот пальчик гриб нашел,

           Этот пальчик чистить стал,

           Этот резал,

            Этот ел,

            Ну, а этот все глядел. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В   соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).

     – А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

      – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

      ( Около березы, у березы, под березой).         

                     

                                                     

    – Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова?    (Околоберезовик)

     Аналогично: уберезовик, подберезовик.

     – Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

     – У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

    Проверка в словаре: подберезовик.

        «Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

     – Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

     – Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

    Физкультминутка с элементами релаксации.

    Включается спокойная тихая музыка.

       – Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

     Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

    Чистоговорка:

    Шу-шу-шу –

     Я листочками шуршу.

     Су-су-су –

     Под листочками грибы в лесу.

    Игра «Волшебные дорожки».

       Задание: хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые

     подходят к слову «береза».        

     

    вкусный

    стройная

    белоствольная

    полезный

    аппетитный

    подберезовик

    +

    +

    +

    береза

    +

    +

            

       – Какой подберезовик?

       – Какая березка?

       Задание: с помощью этих слов составьте предложение.

        (Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик).

    – А вы любите отгадывать загадки?

     – А кто их придумывает?

     – Хотите придумать загадку про подберезовик?

     – Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».

     – Какой он?

     – Где он растет?

     – Что особенного у него есть?

     – На что похож?

    Составим загадку с отрицанием «но не».

    Растет под березой

    но не

    трава

    Вкусный

    но не

    орех

    Со шляпкой

    но не

    человек

      -Что это? (Гриб подберезовик)

        -Ребята, а вы знаете пословицы о грибах?

         Будет дождь-будут и грибы.

        Не всякий гриб в кузовок кладут.

          -Хотите еще в одну игру поиграть ?

     Игра называется «Скажи оп другому».

       -Я произношу фразу и бросаю мяч, поймавший мяч произносит эту фразу по другому и возвращает мяч обратно.

      -Суп из грибов какой? (грибной суп).

       -Место, где растет много грибов какое? (грибное место).

       -Начинка из грибов какая? (грибная начинка).

       -Пирог с грибами какой?  (грибной пирог).

        Итог занятия.

        Ребята, мы сегодня с вами сделали открытие, давайте поместим его в наш уголок природы, уголок открытий.

     

    Литература.

    1. И.В. Козина  Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Центр педагогического образования. Москва 2010
    2. Л.Л. Тимофеева Ребенок и окружающий мир. Конспекты занятий в старшей группе. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

    Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

    Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: "Путешествие в Весну"

    конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам....

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»

    Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подб...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Зимняя гостья»

    Использование интерактивных технологий в занятии. Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес у детей за счет реалистичности изображения,...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

    Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...