Экологическая сказка
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Занятие по развитию речи.Цель:Формировать умение связно высказывать свои мысли,строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanovanf.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Малобуинковский детский сад «Курочка Ряба»

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе

Тема: «Экологическая сказка».

Воспитатель

подготовительной

к школе группе:

                                                               Касымова Л.Ф.

.


Информационная карта занятия

Воспитатель:                         Касымова Лилия Фаязовна

Дошкольная группа:                подготовительная к школе

Дата проведения:                        09.01.12.

Тип занятия:                        Развитие речи

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Задачи:

1. Дидактическая:

  1. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  2. Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Коррекционная:

  1. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
  2. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитательная:

  1. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _
  2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

  1. Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура занятия:

  1. Получение письма от волшебника
  2. Сочинение продолжения сказки
  3. Игра «Сравни и назови».
  4. Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».
  5. Игра «Хорошо – плохо».
  6. Пальчиковая гимнастика с прищепками
  7. Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
  8. Словесная игра «За что я люблю весну»
  9. Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.


Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и  читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

  1. Солнце желтое, как… (одуванчик).
  2. Солнце круглое, как… (мячик).
  3. Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
  4. Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

  1. Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
  2. Начал таять снег.
  3. Потекли ручьи.
  4. Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.

Ответы детей:

  1. Вода напоила землю.
  2. На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».

Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом  и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

  1. Гусеницы.
  2. Жуки
  3. Муравьи
  4. Мухи

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

  1. Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
  2. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: «А что хорошего, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

  1. Мы не видим птиц, не слышим их пения.
  2. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

  1. Скворец.
  2. Жаворонок.
  3. Грач.
  4. Иволга.
  5. Трясогузка.
  6. Соловей.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

  1. Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий
  2. Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.

Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Ответы детей:

  1. Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...