Технологии развития речи
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) на тему

Информация для педагогов. Содержит определение понятий "технология", "Педагогическая технология", описание некоторых теник развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teh.rech_.razvitiya2.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточно-Сибирская государственная академия образования Магистратура 2 курс «Дошкольное образование» Брянская Е.И. Педагогический институт Технологии развития речи

Слайд 2

Образование – это индустрия, направленная в будущее. С.П. Капица совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Педагогические технологии...

Слайд 3

Понятие «Педагогическая технология» может быть представлено 3 аспектами: научным : педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Понятие «Педагогическая технология» употребляется на 3 иерархически соподчинённых уровнях Общепедагогический (общедидактический) уровень Частнометодический (предметный) уровень Локальный (модульный) уровень

Слайд 4

Структура педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса. Методологические требования к педагогическим технологиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость

Слайд 5

Философские основы технологии: материализм и идеализм диалектика и метафизика сциентизм и природосообразностъ гуманизм и антигуманизм антропософия и теософия прагматизм и экзистенциализм

Слайд 6

Классификация педагогических технологий: По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы). По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Слайд 7

По отношению к ребёнку: а) Авторитарные технологии б) Дидакто-центрические технологии в) Личностно-ориентированные технологии г) Гуманно-личностные технологии д) Технологии сотрудничества е) Технологии свободного воспитания ж) Эзотерические технологии По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются: - массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; - технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); - технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); - различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); - технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Слайд 8

Обучение пересказу с опорой на картинки Г. Сычёвой Развитие звукового анализа и синтеза через использование зрительных символов Т.А. Ткаченко Обучение пересказу через моделирование, составление опорных схем Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А.Зайцева Технологии развития речи Развитие связной речи Обучение грамоте пересказы письмо чтение звуковой анализ и синтез фонематические процессы рассказы

Слайд 9

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность. Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А.Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева и др. Сущность технологии Н.А.Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А.Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А.Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.

Слайд 10

Классификационные параметры технологии По уровню применения: частнопредметная По основному фактору развития: социогенная По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная По ориентации на личностные структуры: ЗУН - СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, монотехнология. По типу управления: система малых групп - дифференциация + «репетитор». По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная т индивидуальная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная - игровая По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная. По категории обучаемых: все категории. Целевые ориентации • Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам. Концептуальные положения • Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому. • Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа. • Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складо-вых песенок-напевок). • Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению). • Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической. • Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность. • Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Слайд 11

Особенности содержания Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство. Кубики различаются: - по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов); - по объему; - по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»); - по вибрации наполнителя; - по весу; - по сочетаниям признаков. По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости. Особенности методики Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого. Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности. Имеются логопедические варианты методики.

Слайд 12

Информационные компьютерные технологии Macromedia Flash PowerPoint Paint Adobe Photoshop CorelDRAW

Слайд 13

В коррекционно-развивающей деятельности применение компьютера может осуществляться в трех разных формах: тренажер; репетитор, выполняющий определенные функции за учителя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек; устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "ТРИЗ" Технология развития речи

Современные технологии по развитию речи. Что же такое ТРИЗ. Методические советы и функции ТРИЗ....

Технология развития речи

Речевое развитие происходит в процессе познания ребёнком окружающего мира....

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Технология развитие речи

Актуальность            Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Начиная с младшего дошкольного возра...

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...