Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Федотова Тамара Николаевна

Посредством использования игровых методов и приемов развиваются психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

с использованием игровых методов

и приёмов при обучении детей

в старшей логопедической группе

«Хрюша в гостях у ребят»

Цель:

Посредством использования игровых методов и приемов развивать психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление.

Уточнить произношение звука [O] в изолированном виде, словах, фразах.

Развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание.

Упражнять в употреблении существительных во множественном числе.

Отрабатывать дикцию; закреплять умение говорить замедляя  или убыстряя темп.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование:

Игрушка - поросёнок Хрюша; индивидуальные зеркала, цветные фломастеры, листы чистой белой бумаги, трафареты круга (для каждого ребенка); наборное полотно с изученными разрезными буквами; картинки, иллюстрирующие скороговорки.

Предварительная работа:

Повторение звука [O], работа с зеркалами, разучивание скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии

                         (стук в дверь)

                     к нам кто-то пришел, сейчас посмотрю

                     (вносит игрушку Хрюшу)

                     Ребята, кто к нам пришел!

Хрюша: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хрюша!

Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал… (тяжело дышит)

Воспитатель: Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.

Хрюша: А я не умею.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Хрюше, научим его восстанавливать дыхание. Смотри и делай как мы.

Упражнение на речевое дыхание

(медленный вдох через нос и выдох через рот)

Воспитатель: Хрюша, ты уже ровно дышишь, молодец! А теперь расскажи нам, что случилось.

Хрюша: С утра у меня заболел живот. Я, конечно, сам виноват, потому что ел одни конфеты и на ужин и на завтрак. И я пошел к врачу. Было так больно «О-о-о!».

Воспитатель: Бедный, Хрюша, нельзя есть одни конфеты! Так ты даже стонал?

Хрюша: Да! О-о-о!

Воспитатель: Ребята, а не кажется ли вам, что в стоне Хрюши мы слышим знакомый звук?

Дети: Звук [O].

Воспитатель: Конечно, Хрюша, мы уже изучили этот звук и знаем его. Дети, а давайте вместе с Хрюшей правильно произнесем его.

Работа с зеркалами

Воспитатель: Посмотрим в зеркало. Когда мы произносим звук  [O] , губы вытягиваются в широкую трубочку, язык свободно лежит за нижними зубами. Воздух выходит плавно, свободно. Как стонал Хрюша? О-о-о, молодцы!

Хрюша: Вот так звук! А я у вас тут видел буквы (обращает внимание на наборное полотно, на котором выставлены изученные детьми буквы). А какая же из них «О»?

Воспитатель: А сейчас тебе дети покажут.

(Ребенок достает букву «О» и показывает Хрюше)

Хрюша: (рассматривает букву) Какая она! Ох, какая! Круглая!

Воспитатель: Действительно, Хрюша, буква «О» похожа на какую фигуру, дети?

Дети: На круг!

Воспитатель: Правильно! И я предлагаю всем поиграть!

Игровое упражнение «Дорисуй предмет из круга»

Воспитатель: Послушай, Хрюша, дети расскажут, что нужно сделать.

Ребенок: Надо обвести круглый трафарет, получится круг, а потом дорисовать любой предмет из этого круга.

Воспитатель: А сегодня задание усложняется: надо не просто дорисовать предмет из круга, а такой предмет, в названии которого есть звук  [O].

        Дети рисуют. Воспитатель вместе с Хрюшей рассматривают работы и спрашивают каждого ребенка.

Хрюша: Что ты нарисовал?

Ребенок: Светофор, потому что здесь есть звук  [O].

Хрюша: А зачем он нужен?

Ребенок: Чтобы помогать машинам правильно ездить по дорогам.

Хрюша: Что  ты нарисовал?

Ребенок: Ножницы, тоже со звуком  [O].

Хрюша: А для чего они нужны?

Ребенок: Чтобы резать.

        И так далее. Опросив всех детей Хрюша выясняет, что они нарисовали солнце, кольцо, цветок, воздушные шары, яблоко, колобок, мороженное, паучок, человек (схематично).

Хрюша: Молодцы, ребята, никто не ошибся!

Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.

Физкультминутка

(проводит ребенок)

Я хрю-хрюшка

Я хрю-хрюшка

Я купаю в луже брюшко

Было розовым оно

А теперь черным - черно

Движения руками вправо, влево сжимая и разжимая ладони

Руки на пояс, вращательные движения туловищем

Руки развести в стороны

Поочередное похлопывание по животу

Хрюша: Здорово! А я вот хочу рассказать вам стихотворение

И.Токмакова

Невпопад.

                                На помощь! В большой водопад

                                Упал молодой леопад!

                                Ах, нет! Молодой леопард

                                Свалился в большой водопард.

                                Что делать – опять невпопад.

                                Держись, дорогой леопад,

                                Верней, дорогой леопард!

                                Опять не выходит впопард.

Хрюша: (огорчено) Ну вот, хотел прочитать вам стихотворение, а ничего не получилось.

Воспитатель: Хрюша, ты очень волновался и торопился, поэтому все перепутал. Но не огорчайся. Мы знаем хороший способ научиться говорить правильно и четко произносить слова. Что это за способ? Это скороговорки! Мы знаем столько скороговорок! Даже придумали игру. Вот смотри это картинки. Выбирай любую и показывай детям, а они тебе в соответствии с  картинкой прочитают скороговорку.

Дидактическая игра «Назови скороговорку».

Хрюша: Как здорово, я тоже хочу научиться.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе с Хрюшей разучить новую скороговорку. А раз мы сегодня повторяли звук  [O], выучим скороговорку в словах которой встречается этот звук.

                                Зоя везла на возу

                                Козленка, козла и козу.

Хрюша, слушай и повторяй вместе с нами. Сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем всё быстрее и быстрее.

Заучивание скороговорки.

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю поиграть! Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносит кулаки к глазам). С помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей – много.

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель

Я вижу

розу

 сливу

арбуз

ягоду

           плод

           мост

           куст

           иву

           шар

           дуб

     апельсин

лимон

Дети

Я вижу

розы

сливы

 арбузы

 ягоды

 плоды

 мосты

кусты

             ивы

шары

             дубы

        апельсины

   лимоны

Воспитатель: Хрюша, а ты любишь сказки?

Хрюша: Конечно, люблю!

Воспитатель: Тогда слушай. Мы тебе не только расскажем, но и покажем!

ИТОГОВАЯ  СКАЗКА

(При чтении сказки дети на каждое выделенное слово показывают соответствующую фигуру из пальцев)

Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы и собирали цветочный сок.

Человечек жил один-одинёшенек и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!»  Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.

Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человечком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го,- сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака. Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке а переправиться через неё не могут: мостика нет. Поострили они тогда все в месте мостик, перешли на другой берег и увидел человечек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человечек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить поживать и друг другу помогать: человечек, лошадь, собака, коза и кошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...