Конспект активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Колодина Марина Сергеевна

конспект содержит разные виды работы по развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект активизирующего общения

для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Игрушки»

Задачи: 

Образовательные:

  1. Учить составлять короткие тексты-сказки;
  2. Вовлечь детей в общий разговор по темы из личного опыта, а также в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

           Развивающие:

  1. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей;
  2. Формировать навыки и умения передачи эмоциональной и интонационной выразительности;

          Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к устной речи, элементарное осознание языковой действительности; бережного отношения к игрушкам, желание оказывать помощь, делать приятные подарки.

            Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности   малоактивных детей.

           Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

           Литература:

  1. Дзюба П.П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада»  - Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
  2. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» - Москва «Мозаика – Синтез» 1999г.
  3. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Хочу в школу» - Москва «АРКТИ»1999г.
  4. Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - Москва «Сфера» 2008г.
  5. Методический жуонал для педагогов детского сада «Дошкольное оразование»  2011, 2012г.

              Предварительная работа:

  1. Составление сказок, загадок, описательных рассказов;
  2. Игры с пальчиковыми и настольными куклами;
  3. Заучивание и чтение стихов, пальчиковых и динамических игр, логоритмик;

               Словарная работа на занятии:

  1. Активизировать словарный запас, делая акцент на прилагательных и глаголов.

     Оборудование:

  1. Коробки черного и яркого (любого) цвета;
  2.  Игрушки (различные, по кол-ву детей), которыми дети перестали играть.

  1. Психологический настрой.

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, какие любимые игрушки есть у вас дома? (Дети называют)

А  теперь вспомним, с какими игрушками вы любите играть в детском саду. Называть будем не сами игрушки, а только звуки (звукосочетания), которыми можно описать эти игрушки (или они их издают) и можно показать движения (действия), которые помогут нам отгадать эту игрушку. Например, я люблю…(воспитатель имитирует звук самолета и разводит руки в стороны «крылья») А теперь свою любимую игрушку покажет Семен, а ее угадаем. (3-4)

  1. Введение в проблему.

Воспитатель: Утром я мыла игрушки, протирала полочки, на которых они стоят, и услышала странные звуки, как будто кто-то плачет, вздыхает, стонет. Я стала искать откуда исходят эти звуки и нашла эту коробку (воспитатель обращает внимание детей на стоящую на столе черную коробку). Сядьте на стульчики и давайте рассмотрим эту коробку, какая она?

Дети: Черная, большая, скучная, мрачная, страшная, не красивая, загадочная, опасная…

Воспитатель: Да, действительно, эта коробка и страшная, и загадочная, и опасная. И я бы ее не открывала, если бы не знала, что в ней лежит. Я вспомнила, что в эту коробку сложила игрушки, которые стали вам не интересны, вы выросли и перестали играть в эти игрушки. Но им стало страшно и скучно в этой коробке. (Воспитатель открывает коробку и демонстрирует некоторые игрушки)  Очень жалко эти игрушки, что же можно сделать, чтобы игрушки перестали скучать?

Дети: пожалеть, поиграть с ними, спеть песенку, прочесть стихи, рассказать сказку…

  1. Чтение любимых стихотворений.

Воспитатель: Давайте прочтем игрушкам стихотворения о них. Вот, например, этому ежику можно прочитать стихотворение:

«Ежик раньше всех проснулся,

Улыбнулся, потянулся,

По грибы Еж спозаранку

Торопился на полянку».

Дети (3-4) берут в руки ту игрушку, о которой знают стихотворение. (3-4)

Воспитатель:  Ребята, если мы будем читать стихи каждой игрушке, то нам не хватит и дня, их тут много. Что же делать? Может их рассмешить? Как можно рассмешить? (предложения детей).

Воспитатель:  А давайте попробуем их рассмешить, как это делают клоуны в цирке.

Динамическая пауза с интонационной разминкой. (Можно провести просто динамическую (ритмическую) паузу)

Дети встают произвольно на ковре.

Воспитатель:  Представьте, что вы клоуны в цирке, я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать и делать разные движения.

Воспитатель задает вопрос, делая интонационное ударение на разные слова, и дети должны отвечать на вопросы делая интонационное ударение на те же слова.

Мы клоуны в цирке? – наклоны головы вперед - назад

Мы клоуны в цирке!

Мы клоуны в цирке? – наклоны туловища вправо-влево

Мы клоуны в цирке?

Мы клоуны в цирке? - прыжки

Мы клоуны в цирке?

Воспитатель: А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Я буду называть разные неправильные слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное слово «клоун».

Кляун, оун, кулен, клоун.

Кулен, клоун, кален, кпулен.

Кзапен, нулен, клоун, капен.

  1. Сочинение сказки.

Воспитатель: Ребята. Мне кажется, что нашим игрушкам очень понравится, если мы их переложим в красивую коробку и подарим малышам. Но сначала давайте придумаем смешные и интересные сказки нашим игрушкам. А они расскажут эти сказки малышам  и им вместе будет весело. Согласны?

Сказку мы не просто расскажем, но и покажем, а вы мне поможете.

Воспитатель рассказывает сказку, делая остановки и предлагая детям подсказать слово или действие.

Примерная сказка: Маленькому (кому?) медвежонку было очень скучно, не с кем играть, бегать и веселиться. И он решил (что сделать?) пойти искать (кого?) друзей. Вот пошел он (куда?) в лес и встретил там (кого?) зайчика (Олег, ты будешь зайчиком). Мишка был очень вежливым и поэтому (что сделал) поздоровался и (что спросил?) «Не хочешь ли ты  со мной дружить?» (Как вы думаете, что ответил зайчик?)…

Сказка продолжается с 3-4 героями.

Воспитатель: Интересная у нас получилась сказка. Я предлагаю вам взять игрушки, сесть группами и придумать свою сказку.

Занятие переходит в игру. 

После игры дети собирают игрушки в красивую коробку и относят детям младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий активизирующего общения для детей младшего дошкольного возраста

Сценарий активизирующего общения             для детей младшего дошкольного возраста    «Путешествие в страну сказок...

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре".

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста "Поможем бабушке Федоре"....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста «Удивительная страна звуков. Путешествие с Карлсоном»

Задачи. Речевое развитие:-уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».-формировать правильное  произношение звуков.Социально-коммуникативное развитие:-развивать мышление, речев...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Формирование культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх

Аннотация: в статье раскрывается важность формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста, а также, при каких педагогических условиях дидактические игры могут выступ...