"Весенний рассказ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область "коммуникация". Цель работы: учить детей последовательно располагать серию сюжетных картинок и составлять по ним рассказ. Большое внимание уделяла играм на развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesenniy_rasskaz.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область: «Коммуникация»

«Весенний рассказ»

в старшей группе

воспитатель: Рожкова Татьяна Михайловна

План:

Организационный момент           0,5 м.                

Артикуляционная гимнастика    1 м.  

Введение                                           4 м.                                                            

Определение темы                          0,5 м.                                

Развитие речи:                                  17 м.   

1. Поговорки о весне                                     3 мин.              

2. Д/И «Борьба весны и зимы»                     2 мин.                      

3. Физ. минутка                                              2 мин.                        

4. Д/И «Играем в рифмы»                             2 мин.                        

5. Составление рассказа по с. сюж. кар.:     8 мин.

1) вводная беседа                  1 мин

2) самостоятельная работа   1 мин.

3) обсуждение                        2 мин.

4) составление рассказа        2 мин.

5) выслушивание рассказов 2 мин.

Заключение:                                   2 мин.

1. Закрепление                                             1 мин.

2. Итог                                                           1 мин.

Оснащение педагогического процесса:

  1. Кукла Солнышко
  2. Стенгазета «Март»
  3. Солнышки за правильный ответ
  4. Наборы серий сюжетных картинок «Снеговик весной»
  5. Портрет П.И. Чайковского
  6. Цикл произведение П.И. Чайковского «Времена года»
  7. Весенние дорожки
  8. Снеговик
  9. Мяч

 

Подготовительная работа:

  1. Выучить с детьми поговорки о весне
  2. Выучить стих «Солнечные зайчики»

Цель: учить детей последовательно располагать серию сюжетных картинок.

Задачи:

  1. обогащать словарный запас дошкольников (стенгазета, наборное полотно, вешние воды);
  2. упражнять детей в подборе синонимов, антонимов и эпитетов;
  3. формировать умение согласовывать прилагательные с существительным в родах;
  4. развивать интерес к родному языку;
  5. формировать интерес к иллюстрационному материалу.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Работа детей

Организационный момент Артикуляционная гимнастика

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики как озорные мальчишки,

Целых 4 веселых братишки.

Пятый братишка на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает»

2. Артикуляционная гимнастика.

и – и – и – и  ты на небо посмотри

у – у – у – у и увидим мы луну

а – а – а – а рядом яркая звезда

о – о – о – о  как до неба далеко.

Введение

  1. Вводное стихотворение воспитателя

Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог

И никто из вас не слышал

Как из спячки почка вышла

И услышать не могли, как зеленые

Травинки, сняв зеленые ботинки

Потянулись под землей

И подснежник тихо вышел

И повсюду тишина

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

- Почему мы с вами не услышали прихода весны?

- А у нас сегодня необычное занятие, можно даже сказать сказочное и кто из вас будет внимателен, тот обязательно услышит приход весны. А поможет нам в этом – гость – самый близкий друг весны.

- Ребята, а как вы думаете, кто это? (Солнышко)

- Правильно, встречайте!

С.: «Здравствуйте ребята! Я самый близкий друг весны. А вы любите это время года?

-А какие весенние месяца вы знаете?

А я ребята пришло не с пустыми руками, а с подарками. А вот и первый подарок – диск с необыкновенной музыкой, которую написал замечательный композитор П.И. Чайковский и благодаря ей мы с вами услышим, как на порог стучится к нам весна. Только вот беда: пока я до вас добралась, то забыло, какой отрывок рассказывает о приходящей весне».

- Ребята, поможем солнышку?

2. Прослушивание 2 муз. отрывков (февраль и март).

- Какой же отрывок рассказывает о том, что пришла весна? Почему?

Определение темы

С. «Молодцы! Ребята, а так хочу пойти учиться в школу, а меня не берут, говорят я не умею правильно раскладывать картинки и составлять по ним рассказ. А вы умеете? Сможете научить?»

-Ребята, а давайте попробуем сегодня составить весенний рассказ?! А за хорошую работу Солнышко будет выдавать призы.

Развитие речи:

  1. Поговорки о весне.

- Ребята, а Солнышко нам в подарок принесло и весеннюю стенгазету.

- Кто знает, а что такое стенгазета? (после высказывание детей воспитатель делает вывод).

- Подойдите и посмотрите, какая она у нас яркая, красивая, да и к тому же с интересными заданиями.

- Что это посмотрите!? Почему на нашей газете появилось грустное весеннее солнышко?

- А какое солнышко должно быть весной?

-Давайте ему подымем настроение и вспомним поговорки о весне.

  1. Д/И «Борьба весны и зимы»

Дети делятся на 2 команды: зима и весна. Команды двигаются на встречу друг другу по весенним дорожкам, называя  эпитеты к словам зима и весна. Побеждает та команда, которая назовет больше слов.

  1. Физ. минутка «Солнечные зайчики»

«Солнечные зайчики

Играют на стене

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови, лови скорей –

Вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг – скок, прыг – скок

Убежал ты на пенек»

  1. Д/И «Играем в рифмы»

- Ребята, а давайте Солнышко научим играть в рифмы?!

Воспитатель показывает на иллюстрациях слова и кидает мяч детям:

Снежинка – пушинка, травинка, машинка, кувшинка

Солнце – оконце, донце

Сосулька – свистулька, пулька

Снеговик – боровик, броневик, черновик.

  1. Работа с серией сюжетных картинок.

1). Введение

- Ребята, посмотрите на снеговика внимательно.

- Какое у него настроение? Почему?

- Давайте мы его порадуем и составим про него рассказ. Садитесь за столы.

2). Обсуждение.

- У каждого есть конверт с заданием. Откройте его.

- Как вы думаете, что нужно сначала выполнить?

- Разложите по порядку, а картинки располагайте на наборном полотне.

- Какую вы картинку выбрали первой? Второй? Третьей? Четвертой? Почему?

- Какое время года изображено на первой картинке? Какая погода? Каким изображен снеговик? Почему? (аналогичная работа проводится и с остальными картинками).

-Что случилось со снеговиком на четвертой картинке?

3) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

- Ребята, вспомните все о чем мы с вами говорили о весне и весенних деньках и попробуйте составить рассказ

4). Выслушивание рассказов

Заключение:

  1. Закрепление.

С. «Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, я тоже составляла картинки. Посмотрите, что у меня получилось!»

- Ребята, правильно ли Солнышко справилось с заданием?

С. «Спасибо, ребята! Я теперь могу и в школу пойти! А вы не забыли, какой я подарок вам принесло в самом начале занятия?

- Кто написал такую замечательную музыку?»

 - Понравилось ли вам на занятии?

- Нарисуйте своему солнышку на конверте такое личико, которое отражает ваше настроение.

2. Итог. Подсчет солнышек и выдача призов.

Дети сидят на «пенечках» и выполняют пальчиковую гимнастику с горохом в руках

Дети выполняют задание на «пенечках»

Дети находятся на своих пенечках

Дети работают около фланелеграфа

Дети поочереди вспоминают поговорки о весне, воспитатель поясняет, дополняет

Дети на ковре образуют две 2 шеренги

Дети играют в игру на ковре и выполняют соответствующие движения.

Дети играют на ковре с мячом

Дети работают за столами

Дети работают самостоятельно по подгруппам

Дети подходят к стенгазете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа.Цель: учить составлять описат...

НОД "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".

Коммуникация. Развитие речи . "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам"....

Развитие речи в составлении рассказа по теме «Весенние радости»

(план-конспект занятия для старшей группы)Андрюнина Л.Н., воспитатель первой категории,  структурного подразделения дошкольного отделения № 10  Д/С 77 ГБОУ «Школа 2101»  г. ...

конспект занятия по составлению рассказа средняя группа (картина "Весеняя история")

конспект поможет педагогам работающим по разделу: "Развитие связной речи" грамотно  провести занятие с учетом требований ФГОС ДО...