Познавательно – речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Мы представляем один из вариантов примерного планирования образовательной деятельности во 2 младшей группе, по позновательно – речевому развитию детей. Для этой группы дана подборка тематики образовательной деятельности в соответствии с действующей программой, выделены подробно программные задачи, указана методическая литература в помощь воспитателям по проведению конкретной образовательной деятельности. Темы для образовательной деятельности спланированы на весь учебный год, с поквартальной разбивкой. В целом весь материал можно рассматривать перспективным планированием совместной деятельности с детьми на развитие познавательных способностей и речи. Хотя мы проделали большую методическую работу, мы не претендуют на полноту и глубину раскрытия темы. Каждый воспитатель может использовать этот материал в соответствии со своими творческими способностями и с учетом возможностей детей своей группы. Следует иметь в виду, что данное планирование совместной деятельности осуществлялось с учетом обновленных подходов к их проведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В связи с обновлением дошкольного образования не менее остро обозначилась и проблема планирования воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Значительное сокращение количества фронтальных занятий вызвало у воспитателей определенные трудности в их планировании, в частности, по развитию познавательных способностей и речи. Занятия рекомендуется проводить два в неделю, или восемь в месяц, вместо 12-16 как было раньше. Возникла масса вопросов.

Какими должны быть сегодня занятия по форме и по содержанию, чтобы реализовать программу таких разделов?

Как спланировать работу с детьми, чтобы, не увеличивая количества занятий, охватить как можно больше задач Программы?

Эти и другие вопросы каждый педагог-практик настоящее время решает по-своему.

Мы представляем один из вариантов примерного планирования образовательной деятельности во 2 младшей группе, по позновательно – речевому развитию детей.

Для этой группы дана подборка тематики образовательной деятельности в соответствии с действующей программой, выделены подробно программные задачи, указана методическая литература в помощь воспитателям по проведению конкретной образовательной деятельности. Темы для образовательной деятельности спланированы на весь учебный год, с поквартальной разбивкой. В целом весь материал можно рассматривать перспективным планированием совместной деятельности с детьми на развитие познавательных способностей и речи. Хотя мы проделали большую методическую работу, мы не претендуют на полноту и глубину раскрытия темы. Каждый воспитатель может использовать этот материал в соответствии со своими творческими способностями и с учетом возможностей детей своей группы.

Следует иметь в виду, что данное планирование совместной деятельности осуществлялось с учетом обновленных подходов к их проведению.

Во-первых, мы пошли по пути интеграции дидактических задач из разных разделов программы, четко определив задачи по двум направлениям:

  1. развитие познавательных способностей детей,
  2. развитие связной речи и на основе единого сюжета, занимательного для детей, решают эти задачи целостно, в единстве.

Например. В совместной деятельности  «В гостях у Сороки-белобоки» (по р.н. потешке) в программном содержании на развитие познавательных способностей воспитатель может:

- учить детей рассматривать предмет (конкретно птицу),

- различать и находить других птиц, хорошо знакомых детям (голубь, воробей, ворона – друзья сороки),

- считать предметы (например птиц, по иллюстрациям),

- понимать и запоминать текст р.н. потешки «Сорока-белобока»;

на развитие речи:

- вступать в диалог с Сорокой-белобокой по тексту потешки, интонируя голосом вопрос,

- запоминать названия предметов быта, использовать их во фразовой речи: масленничек, плошечка, поварешечка,

- достаточно громко рассказывать текст знакомых потешек: «Петушок», «Ай, качи-качи-качи», «Не плачь, не плачь – куплю калач».

Занимательный сюжет, обыгрывание русской народной потешки дает возможность воспитателю осуществлять работу одновременно по четырем разделам программы:

  1. Ознакомление с предметным миром (рассматривание предмета).
  2. Ознакомление с природой (тема «Птицы»).
  3. Развитие речи (диалогическая речь, звуковая культура речи).
  4. Художественная литература (р.н. потешки).

Во-вторых. Предусматривается, что речь в подобной деятельности выступает в двух ее аспектах:

  1. как средство познания окружающего мира,
  2. как самостоятельное речевое творчество детей.

В ходе познавательной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах литературных текстов, в фантазировании различных сюжетов по игрушкам, картинкам и картинам.

Практически в течении месяца планом предусмотрена работа воспитателя по всем речевым задачам программы: формирование словаря, звуковой культуры и грамматического строя речи, развитие диалогической и монологической речи.

.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на такой немаловажный аспект. Количественное сокращение фронтальных занятий делает еще более значимой работу воспитателя вне образовательной деятельности во всех ее формах. Эти два направления работы взаимно дополняют друг друга. Особенно это коснулось раздела «Ознакомление детей с художественной литературой», с большей частью который воспитатель знакомит ребят вне образовательной деятельности.  Мы представляем пока опыт перспективного планирования образовательной деятельности только в одной возрастной группе детского сада (2 младшей). Поскольку нами удалось реализовать свои замыслы не в полной мере, эта работа продолжена с учетом дальнейших творческих находок.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Примерное распределение тем программы на учебный год.

Сентябрь: Осень. Игрушки. Деревья.

Октябрь: Овощи. Фрукты. Комнатные растения.

Ноябрь: Одежда. Обувь. Транспорт и его части.

Декабрь: Домашние животные. Домашние птицы. Новый год.

Январь: Одежда. Дикие птицы. Дикие животные. Зима.

Февраль: Мебель. Труд няни. Зима.

Март: Домашние животные. Дикие животные. Одежда. Обувь. Предметы окружающей жизни.

Апрель: Весна. Предметы домашнего обихода. Дикие животные. Посуда.

Май: Литературная викторина. (Посев семян, наблюдения и труд в природе воспитатель планирует по своему усмотрению).

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НА КОТОРУЮ ДЕЛАЕТСЯ ССЫЛКА В ПЛАНИРОВАНИИ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. «Просвещение», 1987г.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
  3. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи в детском саду». Москва. «Просвещение», 1993г.
  4. В.В. Глебова. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». Москва. «Просвещение»., 1989г.
  5. С.А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва. «Просвещение», 1991г.
  6. П.Г. Саморукова. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». Москва. «Просвещение», 1992г.
  7. А.К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение», 1991г.
  8. В.А. Дрязгунова. ««Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение», 1981г.
  9. О.М. Дьяченко. «Чего на свете не бывает». Москва. «Просвещение», 1992г.
  10. А.А. Катаева. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей». Москва. «Просвещение», 1991г.
  11. Л.В. Артемова. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. «Просвещение»,1992г.
  12. Ю.Г. Илларионова. «Учите детей отгадывать загадки». Москва. «Просвещение»,1985г.
  13. В.И. Золотова. «Знакомим дошкольников с миром животных». Москва. «Просвещение»,1987г.
  14. Л.П. Федоренко. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение»,1984г.
  15. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1986г., №10, 1989г., №8, 9, 1990г.
  16. Конспекты доцента педагогического института им.Герцена В.И. Логиновой.
  17. Конспекты творческого актива по родному языку (руководитель – методист УПМ Э.Д. Фокина).
  18. Конспекты занятий по звуковой культуре речи – из опыта работы воспитателя я/с №3 г.Конштадта Моисеенковой Л.Т.


Тема

Примерное образовательная деятельность по данной теме

Программные задачи

Литература в помощь воспитателю по проведению образовательной деятельности, в т.ч. дидактических игр

На развитие познавательных способностей

По развитию речи

Осень

Овощи

Фрукты

Игрушки

Комнатные растения.

Одежда, обувь.

Домашние животные.

Посуда.

Домашние птицы.

Зима.

Мебель.

Труд взрослых.

Дикие животные, птицы.

Дикие животные.

Домашние животные.

Весна.

Транспорт.

Предметы домашнего обихода.

Что нам осень подарила.

Ах, какой у нас арбуз, замечательный на вкус.

Сварим суп из овощей.

Приготовление соков их фруктов и ягод (яблочный, клюквенный).

Мой веселый звонкий мяч.

Кукла Алена пришла в гости.

Подачи для куклы (игрушки из бумаги и ткани).

Купание куклы.

Умывание куклы.

Играем в Буратино.

Игрушки для Мишки.

Кукла Алена ложится спать.

Наши зеленые друзья.

Что за дерево такое? (Ознакомление с комнатным растением «Фикус»).

Поиграем с Петрушкой.

Ой, какое платье у Алены.

Покажи Мишке варежки.

Неразлучные друзья (Рассматривание одежды мальчика и девочки).

Кукла Оля проснулась.

Вот какие гости.

Куда движутся машины.

Грузовик привез игрушки.

Мы едем, едем, (рассматривание картины «Едем в автобусе»).

Кошка Мурка в гостях у малышей.

Путешествие в картину «Кошка с котятами».

Кто где спрятался (рассматривание игрушечных кошек. Инсценировка стихотворения С.Маршака «Усатый - полосатый»).

День рождения Аленушки.

Рассматривание чашки.

«Веселый двор».

Как много игрушек красивых и разных привез грузовик для ребят.

В деревне у бабушки

 «Цыпленок и утенок».

по сказке Сутеева

Сорока-белобока.

Праздник елки.

На деревьях, на лужок тихо падает снежок.

Во что играем мы зимой. (рассматривание картины «Катаемся на санках»).

«Прогулка в зимний лес».

Комната куклы Кати.

Новоселье куклы.

Убежали от Федоры чашки, ложки, поварешки.

Кто в лесу живет.

Гости нашего участка.

Что за зверь. (рассматривание игрушечных зайцев).

Ах как кумушка лиса была очень хороша (рассматривание игрушечной лисы).

Здравствуй Вини Пух! (рассматривание игрушки).

Щенок Дружок навестил малышей.

(рассматривание игрушечной собачки)

Путешествие в картину «Собака со щенятами».

Комплексное занятие с использованием сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?».

Путешествие Колобка.

Путешествие в картину «Коза с козлятами».

Уж как я мою коровушку люблю.

Наш аквариум.

В гости к Степашке.

Мы весну встречаем.

В гостях у Чипполлино.

Весна красна цветами. (рассматривание первоцветов мать-и-мачеха, подснежник).

Расцвел на окошке цветок-огонек.

Путешествие по городу. (инсценировка сказки «На машине»).

Научим Мишку правильно вести себя на улице.

Чебурашка ждет гостей.

Кукла Оля обедает.

Научим Хрюшу умываться.

Они живут рядом с нами. (рассматривание игрушек).

«Путешествие в город сказочных героев». (литературная викторина).

Различать овощи на ощупь, на вкус; группировать овощи и фрукты.

Подводить к понимаю слов с обобщающим значением.

Составлять группу из отдельных предметов.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Обучать обследовательским действиям: потрогать, погладить, прокатить, надавить, попробовать.

Вызвать интерес к рассматриванию объектов природы.

Познакомить с процессом приготовления овощного супа, показывая действия, которые ребенок потом может перенести в игровую деятельность.

Уточнить назначение кухонной посуды (ножом режут, на сковороде жарят, в кастрюле варят). Упражнять в умении выделять отдельные предметы из группы и объединять отдельные предметы в группу.

Показать процесс приготовления сока. Дать представление о том, что фрукты (яблоки) растут в саду, клюква – ягода – на болоте. Они поспели осенью.

Познакомить с разными мячами: резиновый, надувной, пластмассовый. Формировать умение обследовать предмет для выявления его признаков. Различать понятия «один», «много».

Уточнить знания о кукле, частях ее, размере, одежде, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине.

Показать действия с бумагой, тканью, обучать способам выявления качеств бумаги и ткани, способам распознающего наблюдения.

Уточнить знания о предметах личной гигиены, о назначении используемых предметов, показывать действия, которые ребенок потом может перенести в игру.

Обобщить знания о предметах личной гигиены, используя отрывки произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Девочка чумазая».

Уточнить представление о разновидностях мыла (хозяйственное, туалетное), полотенец (махровое, вафельное).

Развивать наблюдательность, находить предметы по их характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме, из чего сделан предмет, для чего он нужен.

Вызвать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.

Выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

Формировать обобщенное понятие «игрушки». Находить множество предметов и один предмет.

Показать последовательность процесса раздевания куклы, упражнять в действиях раздевания.

Обучать игровым действиям с куклой.

Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине. Оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

Различать растения по характерным признакам внешнего вида: четко выражены стебель и лист, особенности окраски и формы листьев, яркие цветы – фикус, аукуба, фуксия, кливия, бальзамин.

Использовать прием моделирования.

Устанавливать путем наложения равенство между группами предметов.

Закрепить знания о разнообразии комнатных растений. Познакомить с новым растением «фикус», его строением, «схемой-моделью», выделяя характерные особенности (высокий, похожий на дерево, большие, зеленые, жесткие продолговатые листья).

Формировать интерес к растению, желание ухаживать за ним.

Учить сравнивать предметы по длине, различать квадрат и круг.

Группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением (одежда, обувь).

По действию определять предмет.

Формировать знания о назначении платья – защищать тело, согревать его, чтобы человеку было удобно. Выделять части платья: рукава, воротник, лиф, юбка, застежка, манжеты. Подвести к пониманию, что платье удобно тогда, когда есть все необходимые части.

Дать представление о назначении варежек, выделять части, особенности строения качества и свойства, величину.

Подвести к понимаю, что варежки удобны, когда есть все необходимые части и качества.

Формировать представления о назначении каждого предмета одежды, выделять части, качества и свойства. Показать общее и различное в одежде девочки и мальчика.

Сравнивать предметы по длине, упражнять в умении различать квадрат, круг.

Закреплять последовательность одевании куклы, упражнять в действиях, которые потом будут перенесены в игровую деятельность.

Показать назначение разных предметов одежды, обуви, использование ее в разные сезоны в соответствии с погодой.

Закрепить представление о назначении разных видов пассажирского транспорта, познакомить с основными правилами движения машин и поведения пассажиров.

Сравнивать два предмета по ширине, по длине.

Совершенствовать четкое представление о грузовой машине (на ней перевозят грузы), познакомить с частями грузовой машины (кабина, кузов, колеса, дверь, окно).

Уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы).

Развивать наблюдательность, умение внимательно и последовательно рассматривать предмет.

Довести до сознания детей, что все части и каждая из них предназначены для одного – перевозки грузов.

Уточнить представления о некоторых средствах передвижения – легковых и грузовых автомобилях, автобусах.

Осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Упражнять в сравнении двух групп предметов, расположенных в ряд, устанавливать равенство между группами предметов, расположенных в ряд.

Различать характерные признаки внешнего вида (большая, серая, с мягкой пушистой шерстью, уши небольшие, на лапках когти, хвост длинный, язычок красный, длинные усы). Познакомить с особенностями поведения (бегает, прыгает, мяукает, лакает молоко, ест мясо, рыбу). Учить соотносить загадку с характерными признаками кошки: мохнатенькая, усатенькая, песенки поет, мягкие лапки, в лапках царапки.

Закрепить представление о том, что у кошки есть детеныши – котята. Уточнить знания об их внешнем виде и повадках (кошка большая, котята маленькие; у кошки и котят есть голова, глаза, уши, усы, лапы, хвост, шерсть, котята бегают, играют, мяукают).

Уточнить понятия «большой», «маленький». Воспитывать наблюдательность, интерес к животным и заботливое отношение.

Закрепить представление о частях тела кошки, обобщенное представление «игрушки», показать, что игрушки изготовлены из разных материалов (резина, пластмасса, мех). Уточнить понятия «большой», «маленький», одна - много кошек; серые, рыжие, большие, маленькие кошки. Развивать пространственное понимание расположения предметов.

Закрепить представление об использовании предметов посуды. Познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. Совершенствовать ориентировку в окружающем, понимание названий предметов и действий с ними (положи, поставь).

Познакомить с назначением чашки (дно, стенка, ручка), они должны, чтобы удобно было напиться. Видеть и выделять части предмета, развивать дифференцированное восприятие предмета.

Дать представление о домашних птицах – петухах, курах. Показать характерные признаки петуха, курицы (у петуха большой красный гребешок, бородка, хвост, петух кричит). Дать знания о повадках, названиях частей тела (ищут и клюют корм, пьют воду, куры несут яйца).

Уточнить понятия большой - маленький, один – много.

Побуждать к рассматриванию игрушек (петух, курицы, цыплята, уточки); действия с ними. Уточнить и расширить представление о домашних птицах, об их внешнем виде, повадках, отдельных частях тела. Учить пользоваться моделью при составлении описательного рассказа. Учить сравнивать два предмета по ширине.

Продолжать знакомить с домашними птицами (курица, петух, их детеныши цыплята). Уточнить знания о внешнем виде, действиях домашних птиц. Понимать смысл загадок:

Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок, я горластый… (Петушок).

Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки… (Цыпленок).

Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает… (Курица).

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Учить знания о жизни домашних птиц – уток и кур: живут рядом с человеком, он ухаживает за ними. Понимать смысл сказки. Закреплять понятие «один», «много».

Учить детей рассматривать предмет (конкретную птицу), различать и находить других птиц, хорошо знакомых детям (голубь, ворона, воробей – друзья сороки), считать предметы – птиц по иллюстрациям, понимать и запоминать текст знакомых потешек – «Петушок», «Сорока-сорока».

Дать понятие – елка-дерево, познакомить с елкой, свойствами ее иголок: острые, колючие. Создать радостное ожидание праздника «Елки». Уточнить понятие один – много (елок, веток, иголок), формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).

Познакомить со свойствами снега и льда (снег холодный, белый, тает в руках, в тепле, из снега можно делать горку, лепить снежную бабу, по снегу ходят на лыжах, катаются на санках.).

Уточнить представление о зиме (холодно; дети одеты тепло, они катаются на коньках, лыжах, санках). Уточнить свойства снега ( их снега можно лепить снежную бабу, делать горку, по снегу ходят на лыжах, катаются на санках). Научить целенаправленно рассматривать картину.

Закреплять понятия о зиме и о зимних явлениях (зимой холодно, бывают морозы, падает снег, речка замерзает, покрывается льдом). Систематизировать знания детей об обитателях зимнего леса: медведь спит в берлоге, заяц меняет  шубку, снегирь, ворона, воробей – зимующие птицы.

Развивать произвольную память и внимание детей.

Формировать обобщенное представление «мебель»: название, назначение, уточнить сходство ряда предметов (стол – стул, стул – кресло – табурет).

Формировать обобщение представление – «мебель», запоминать некоторые детали предметов мебели (спинка, сидение, ножки, полки). Формировать пространственные направления.

Показ этапов трудового процесса няни, их очередность, учить использовать модели трудового процесса. Подводить к пониманию обобщающего слова «посуда»; группировать предметы по назначению – чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда.

Дать представление о диких животных (заяц, лиса, медведь), учить выделять отличительные особенности внешнего вида, показать особенности питания и способ передвижения (введение моделей). Упражнять в сравнении и употреблении предметов по величине.

Уточнить представление о диких птицах (воробей, галка, ворона, голубь), их внешнем виде, способе передвижения, среде обитания, сравнить птиц по величине.

Уточнить, какие птицы прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать (введение моделей).

Упражнять в составлении двух разных групп предметов.

Познакомить с характерными признаками зайцев: внешний вид, чем питается, где живет. Закрепить понятие о зайце как о животном, используя игрушки; уточнить название материалов, из которых сделаны игрушки – с этими игрушками можно играть: катать, кормить, купать. Уточнить понятия «один», «много» зайцев, пушистый, длинный, короткий. Понимать смысл загадки: «Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку».

Познакомить с признаками лисы (острые уши, вытянутая мордочка, длинный пушистый хвост), с образом жизни, повадками.

Уточнить понятия (один – много) (одна лиса, много лис).

Уточнить представления детей об игрушках.

Познакомить с образом жизни, повадками и внешним видом медведя (живет в лесу, любит мед, малину, зимой спит в берлоге, тело покрыто густой коричневой шерстью, большая голова,  округлые уши, неуклюжий, ходит вперевалку, лапы у медведя сильные с крепкими когтями).

Показать отличие игрушечного медведя и животного (с игрушкой можно играть), живой медведь – зверь, живет в лесу. Уточнить понятия – один медведь, много медведей.

Познакомить детей со щенком, особенностями его внешнего вида (маленький, тело покрыто густой шерстью, хвост колечком, язычок красный), действиями (прыгает, бегает, ест мясо, грызет косточку, лакает молоко, поводит ушами, прислушивается).

Закрепить понятие большой – маленький. Составлять загадку с характерными признаками собаки.

Закрепить представление о том, что у собаки есть детеныши – щенки. Уточнить знания о внешнем виде, частях тела (собака – большая, щенки – маленькие, есть голова, туловище, хвост, уши, лапы, на лапах когти, тело покрыто шерстью).

Дать понятие о жилище собаки (конура, будка). Закрепить понятие один – много. Упражнять в счете до трех.

Использовать в речи слова – определения; помидор – красный, большой, вкусный, круглый; огурец – зеленый, хрустящий, ароматный, длинный; слива – синяя, сочная, овальная; груша – желтая, гладкая, большая, вкусная.

Побуждать к составлению предложений с однородными членами: «В большую корзину ребята собрали огурцы, помидоры, репку и лук». Пользоваться словами «много» и «один», согласовывать числительные в роде и числе.

Использовать в речи слова – определения: круглый, зелеый, полосатый, гладкий, вкусный, сочный, сладкий.

Обозначить словом обследовательские действия. Ввести в словарь новое слово МЯКОТЬ. Формировать умение отвечать законченным предложением, составлять описание предмета.

Использовать в речи названия овощей и их характерные признаки: по цвету, величине, форме по характеру поверхности, вкусу. Ввести в словарь новое слово ОВОЩНОЙ.

Побуждать к слушанию знакомой сказки и участию в рассказывании вместе с воспитателем.

Развивать фразовую речь путем постановки вопросов и ответов на них. Подобрать определения к словам: яблоко, клюква.

Словообразование: клюквенный, яблочный.

Упражнять в разговорной речи, отвечать на поставленный вопрос. Согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

Словарная работа: гладкий, легкий, разноцветный, одноцветный, резиновый, упругий, играть, скакать, прыгать, звонкий, это игрушка. Воспитывать умение слушать образную поэтическую речь.

Составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Закреплять словесное обозначение величин: «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Уточнить произношение звуков «А» и «У» в словах и фразовой речи.

Упражнять в разговорной речи, развивать диалогическую речь. Обогащать словарь детей правильным названием качеств ткани (мягкая, тонкая, гладкая), бумаги (гладкая, жесткая, плотная, твердая); называть действия по выявлению качеств (смять, погладить, разорвать, сшить, склеить). Словообразование: бумажный, склеен, сшит, вырезан.

Побуждать использовать новые слова в речи.

Способность к запоминанию названия предметов, действий, качеств, правильно называть части тела, лица (голова, живот, ноги, колени, ладони, лоб, уши, подбородок), правильно употреблять глаголы (мыть, сливать, намыливать, вытирать, вытру).

Отвечать на вопросы развернутым предложением.

Воспитывать умение слушать образную поэтическую речь.

Развивать диалогическую речь – учить задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Развивать интонационную выразительность при чтении потешек, соблюдать правильный темп речи.

Составлять описательный рассказ о предмете с помощью воспитателя, правильно употреблять предлоги «на», «под», «рядом». Упражнять в четком произношении звуков «И» и «Ы».

Составлять небольшой рассказ об игрушке (2-3 предложения), различать слова «большой» - «маленький» и использовать их в речи.

Упражнять в умении согласовывать числительные в роде, числе, падеже.

Закреплять знания детей о названии одежды куклы, названий действий, словесное обозначение величин «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Воспитывать умение слушать образную поэтическую речь, желание проговаривать стихи вместе с воспитателем. Уточнить и закрепить произношение звуков «И» и «Ы» в словах и фразовой речи.

Употреблять в речи слова, обозначающие названия растений: фикус, аукуба, фуксия, кливия, бальзамин; его частей – стебель, лист, цветок, определяющих состояние растения и способ ухода за ними: большое, красивое, чистое, земля в горшке сухая, влажная, мыть, поливать, рыхлить.

Правильно называть части растения: стебель, листья, ствол, употреблять в речи прилагательные: зеленые, большие, жесткие, продолговатые листья; слова, обозначающие действия: поливать, мыть, рыхлить; называть результат измерения – «длинное», «короче».

Правильно называть предметы одежды, обуви, совершенствовать действия с предметом, использовать слова, обозначающие цвет. Составлять предложения с однородными членами.

Ввести в словарь слова, обозначающие название частей платья, его цвет, качество: платье, рукава, воротник, лиф, юбка, нарядное, красивое, удобное, теплое, застегнуть, расстегнуть.

Развивать умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Ввести в словарь детей слова, обозначающие название предмета – варежка, его части – пальчик, манжета, качества – теплая, мягкая, пушистая, цвет – красная, синяя, голубая, величину –большая, маленькая.

Побуждать к рассказыванию о предмете, используя в речи определения. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой, слова, осознанно употреблять слова «короткий», «длинный». Упражнять развитие слухового восприятия звуков Э-О. воспитывать интерес к образной речи, умение слушать и запоминать стихотворения.

Развивать фразовую речь через построение простых предложений. Закреплять умение употреблять уменьшительно - ласкательную форму слова, уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета. Активизировать наречия – сначала, потом.

Обучать составлению рассказа с помощью воспитателя, правильно называть предметы, отдельные признаки, использовать уменьшительно – ласкательную форму. Закрепить правильно произношение звуков Э-О изолированно и в словах.

Побеждать детей высказывать свои мысли полным предложением, рассказывать на какой машине что или кого можно возить. Правильно употреблять форму единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (везет – везут). Обозначать словами результаты сравнения: «шире», «уже», «длиннее», «короче», «равные по длине».

Развивать фразовую речь через построение простых предложений, называть точным словом основные части машины: кузов, колеса, кабина; их части – борта, дно, дверцы, ступеньки, руль, фары.

Активизировать словарь за счет слов, обозначающих части машины и действия: перевозить, выгружать, ехать быстро, медленно, грузовая.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) с помощью воспитателя. Активизировать в речи слова: кабина, руль, колеса, шафер, салон, пассажиры.

Развивать навыки звукоподражания, согласовывать движения со звуком. Упражнять в Умении пользоваться словами «сколько-столько», «поровну».

Упражнять в использовании слов, обозначающих характерные признаки и особенности поведения кошки ( серая, пушистая шерсть, лакает, ходит, бегает, крадется).

Побуждать к составлению описательного рассказа о животном.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «М» и «И». работать над силой голоса, побуждать к звукоподражанию (мяу-мяу, кис-кис, тихо-громко), образовывать уменьшительно-ласкательные формы (котик, кошечка).

Составлять описательный рассказ совместно с воспитателем. Обогащать словарь: растянулась, крадется, выкатились клубки, свернулся, чуткие, короткий хвост, шалун, лакомка, соня, фыркает, заботливая, мяукает, мурлычет, катает, лакает.

Воспитывать умение правильно произносить звук «З» в словах и в предложениях.

Развивать речь - доказательства, составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушках. Сформировать правильное представление о «маленький», одна - много доносить слова с движениями, побуждать непроизвольные высказывания детей.

Пообщрять попытку составлять короткие описательные ( в 2-3 предложения) рассказы, упражнять в образовании (по аналогии) существительных с помощью суффикса –иц- (сахарница, конфетница и др.), правильно употреблять предлоги: на, за, в.

Ввести в словарь слова: донышко-дно, стеночка-стенка, ручка. Слушать воспитателя, повторять действия по его слову, составлять описательный рассказ (2-3 предложения) в предмете.

Помочь понять содержание картины, составить небольшой описательный рассказ по ней. Активизировать словарь за счет слов, характеризующих внешний вид петуха, кур, их повадки, части тела, действия (голова, туловище, шея, хвост, лапы, шпоры, клюв, крылья, перья, гребешок, бородка; взлетать, кукарекать, садиться на насест, нестись).

Работать над силой голоса, побуждать детей к звукоподражанию.

Побуждать к составлению описательного рассказа об игрушках с описанием внешнего вида. Активизировать слова, обозначающие действия и признаки (плавает, ныряет, несется, щиплет).куриное (перышко), утиный (клюв), петушиный (гребешок). Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обозначить словами результат сравнения «длиннее», «короче», «уже», «шире», «равный по длине». Работать над силой голоса.

Упражнять в навыках связной речи: отвечать развернутым предложением, точно высказывать свои мысли.

Закреплять правильное произношение звуков «К», «Г», «Х».

Произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Побуждать участвовать в драматизации сказки, формировать навыки диалогической речи: выразительно задавать вопросы и отвечать на них.

Употреблять в речи прилагательные, правильно образовывать формы родительного падежа существительных.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «П», «Б». Развивать слуховое внимание.

Вступать в диалог с Сорокой-белобокой по тексту потешки, интонируя голос вопросом, запоминать названия предметов быта, использовать их  во фразовой речи: масленичек, плошечка, поварешечка, достаточно громко рассказывать текст знакомых потешек.

Дать понятие об уменьшительно-ласкательной форме слова, научить строить словосочетание со словом «много».

Уточнить понятие один – много, ветка – веточка, елка – елочка.

Закрепить эти понятия в предложениях.

Побуждать к активной речи детей, использовать слова – определения, словосочетания, называть действия словами: белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, мокрый, липкий; словосочетание со словом «снег»: снег белый, снег кружиться, летает, падает, снег липкий, снег холодный; снег в тепле превращается в воду.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «П», «Б». развивать слуховое внимание.

Составить рассказ по картине совместно с воспитателем. Упражнять в словообразовании от слов снег, мороз: снежок, снежный, снеговик, снегопад, заснеженный, морозный, морозит, морозец; в образовании словосочетаний со словами снег, мороз: снег пушистый, снег белый, снег хрустящий, мороз сильный, мороз небольшой.

Закрепить знания о персонажах русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Петушок – золотой гребешок». Упражнять в навыках связной речи: отвечать развернутым предложением, высказывать свои мысли фразой. Упражнять в употреблении образных слов: зайка пушистый, беленький; зайчишка и др.

Активизировать словарь детей: берлога, снегирь, синица, сорока.

Составлять описание предмета, выделяя существенные признаки, упражнять в подборе глаголов к существительному, развивать диалогическую речь.

Уточнить и закрепить произношение звуков «В», «Ф» в словах и фразовой речи.

Составлять вместе с воспитателем короткий рассказ, называть отдельные предметы медели, упражнять в употреблении пространственных предлогов: в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных (ручки – ручек, ножки – ножек).

Использовать модель трудового процесса для рассказа о нем.

Активизировать речь при помощи названия компонентов трудового процесса: намыливает, ополаскивает, ставит в сушилку, сушит, грязная, моет, чистая; а также качество работы: быстро, аккуратно, ловко.

По вопросам составлять описание дикого животного. Объединять с помощью воспитателя ответы в короткий описательный рассказ, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие признаки внешнего вида животных (пушистая, хитрая, рыжая, трусливый, пугливый, сердитый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый, косолапый); действия: прыгает, петляет, крадется, бродит.

Учить детей по вопросам составлять описание внешнего вида птицы.

Объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий описательный рассказ.

Воспитывать бережное отношение к птицам и интерес к наблюдению.

Побуждать составлять описательный рассказ по набору игрушек с помощью воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают).

Активизировать словарь: беленький, пушистый, меховой, резиновый, пластмассовый, добрый, хороший, у него длинные уши, короткий хвост.

Упражнять в активной речи (ответы детей одним словом, словосочетанием, договариванием слов в стихотворении).

Составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) вместе с воспитателем, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить в речи название животного – лиса, ее признаки (большая, рыжая, сделана из меха).

Ввести новые слова: хитрая, охотится, ловит зайцев, мышей.

Составлять описательный рассказ, используя распространенные предложения. Ввести новые слова: косолапый, неуклюжий, толстые лапы, ходит вперевалочку, рычит. Упражнять в подборе глаголов в существительному: Я взял медвежонка. Я покачал Мишку. Я дал Мишке травку.

Упражнять в использовании  слов, обозначающих характерные признаки и особенности поведения щенка(белый с черной мордочкой, кудрявая, густая шерсть, черные глазки, хвост колечком, озорной, прыгает, ходит, лакает).

Побуждать к составлению описательного рассказа о животном.

Формировать навыки связной речи, составлять небольшой рассказ по картине с помощью воспитателя. Активизировать словарь: лежит, стоит, бежит, сидит, будка.

Правильно образовывать формы родительного падежа существительных (щенят, щенков). Активизировать звукоподражание с разной силой голоса.

Ж. «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.

П/и «Медведь и пчелы».

В.В. Гербова, стр.37.

А.К. Бондаренко, стр.33, д/и «Узнай на вкус».

А.К. Бондаренко, стр.87, д/и «Узнай по описанию».

А.К. Бондаренко, стр.32, 33. д/и «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус».

Л.П.Федоренко, стр.230, р.н. сказка «Репка».

Ж. Д/в №8 – 1990г. П/и «Самолеты».

С.А. Миронова, стр.132, д/и «Соберем фрукты в саду».

А.К. Бондаренко, стр.33, д/и «Узнай на вкус».

А.К. Катаева, стр. 190. Д/и «Мой веселый звонкий мяч», стих. С.Я. Маршака «Мяч». Ж. Д/в №8 – 1990г., стр.24, д/и «разноцветные фонарики».

А.К. Бондаренко, стр. 30-31. д/и «Знакомство с новой куклой». Опыт Кронштадта. Занятие №1.

А.К. Бондаренко, стр.32. д/и «Что в мешочке?»

В.В. Гербова, стр.60. Конспекты В.И. Логиновой.

«Читайте детям», стр.28, стих. С.Капутикян «Хлюп-хлюп».

В.В. Гербова, зан. №4, стр.32.

Стих. Е.Благининой «Аленушка».

Фрагменты произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Девочка чумазая».

Конспект актива я/с №32 Петроградского р-на.

А.К. Бондаренко, стр. 35. д/и «Найди предмет по описанию»

А.А. Катаева, стр.101. д/и «Клоуны».

Опыт Кронштадта, занятие №2

О.С. Ушакова, стр. 20.

Стихи А.Л. Барто «Игрушки»

А.А. Катаева, стр.190 д/и «Мой веселый звонкий мяч»

Ж. Д/в №8 – 1990г., стр.24, п/и «Самолеты»

А.К. Бондаренко, стр.28. д/и «Уложим куклу спать». «Читаем детям»,

стр.33 П.Воронько «Спать пора»,

стр.21 Ю. Горей «Колыбельная»

В.А. Дрязгунова, стр.17, 18. Д/и «Угадай растение по описанию», «Что изменилось», «Найди такой же», «Где спряталась матрешка?»

Ж. Д/в № 8 – 1990г., стр.25, д/и «На солнечной поляне».

В.А. Дрязгунова, стр. 18. Д/и «Угадай растение по описанию».

Ж. Д/в № 8 – 1990г., стр. 26, д/и «Найди свой домик».

Методические рекомендации, стр.171, д/и «Что в коробочке лежит».

В.В. Гербова, стр.92, д/и «Магазин».

О.С. Ушакова, зан. № 10, стр. 26

Конспект В.И. Логиновой.

Конспект В.И. Логиновой. «Читайте детям», стр.19

Н. Саконская «Где мой пальчик?».

С.А. Миронова, стр.136, д/и «Кукла собирается на прогулку».

Е.А. Благинина «Новая одежда».

Опыт Кронштадта.

С.А. Миронова, стр.135, д/и «Кукла Оля проснулась».

О.С. Ушакова, стр.43, зан. № 22, Песенка-потешка «Солнышко – вёдрышко».

Ж. Д/в № 9 – 1990г. Занятие № 14, стр. 7

Ж. Д/в № 8 – 1990г., стр.27, Д/и «Цветные автомобили».

Стих. А. Барто «Грузовик».

Ж. Д/в № 8 – 1990г., стр.27, Д/и «Цветные автомобили».

П.Г. Саморукова, стр.82

С.А. Миронова, стр.153, п/и «Кот и мыши». Песенка-потешка «Уж ты, котенька-коток».

Опыт Кронштадта.

О.С. Ушакова, стр.25, д/и «Кто где спрятался».

С.А. Миронова, стр.153-155, п/и «Кот и мыши», стих. Н. Найденовой «Кошечка».

«Читайте детям», стр.34, стих. П.Воронько «Обновки».

С.А. Миронова, стр.154-155.Чтение потешек «Как у нашего кота», «Я умею чисто мыться».

С.Маршак «Усатый-полосатый».

Богуславкая, стр.169-171, д/и «День рождения у Мишки».

О.С. Ушакова, стр.49, занятие № 26.

Конспект В.И. Логиновой.

С.А. Миронова, стр.149, п/и «Вышла курочка гулять».

Настольный театр по сказке «Курочка-ряба».

Ж Д/в № 9 – 1990г. Занятие № 13.

С.А. Миронова, стр.149, п/и «Вышла курочка гулять». Настольный театр по сказке «Курочка-ряба».

Ж Д/в № 9 – 1990г. Занятие № 14.

«Читайте детям», стр.45, стих. М. Майн «Цыплята», стр.54, «Петушок».

Конспект актива я/с № 43 Смольн.р-на

В.В. Гербова, стр.49, д/и «Кто у кого?», д/и «На птичьем дворе».

А.К. Бондаренко, стр. 52, 54, д/и «Хохлатка», Д/и «Уточка».

Конспект я/с 103 Фрунзенского р-на (актив по РР).

Опыт Кронштадта., я/с № 3.

С.А. Миронова, стр.161.

Ж. Д/в № 10 – 1989г., стр.22, д/и «Соберем бусы».

С.А. Миронова, стр.169-170. Игра «Выпал беленький снежок».

Чтение стихотворения Познанской «Тихо, тихо снег идет».

Ж. Д/в № 10 – 1989г., д/п «Продолжи ряд».

Опыт Кронштадта.

С.А. Миронова, стр.169, д/и «Определи время года».

Конспект актива по РР я/с № 43 Смольнинского р-на

В.В. Гербова, стр.62, д/и «Чего не стало».

Опыт Кронштадта.

В.В. Гербова, стр.62, занятие № 19.

О.С. Ушакова, стр.56. Занятие № 27.

А.К Бондаренко, стр.36-37. Д/и «Подбери посуду для куклы».

А.А. Катаева, стр.70, д/и «Лиса и зайцы».

Ж. Д/в № 10 – 1989г., стр.28, д/и «Три медведя».

О.С. Ушакова, занятие № 2.

Ж. Д/в № 10 – 1989г.,стр.29.

Стихотворение А. Барто «Зайка».

С.А. Миронова, стр.165-167.

Рассказ Е.Чарушина «Что за зверь».

Ж. Д/в № 8 – 1990г. Занятие № 10.

С.А. Миронова, стр.173-175. Инсценирование сказки «Лисьи проказы», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух».

Д/и «Лисьи прятки».

П/и «Лиса и зайчики».

С.А. Миронова, стр.180-183.

Л.Н. Толстой «Три медведя». Стих.А. Барто «Уронили Мишку на пол».

п/в «У медведя во бору».

З. Александрова «Мой Мишка».

С.А. Миронова, стр.157.

Стих. Н. Комисаровой «К нам пришла собачка».

П/и «Пес Барбос».

С.А. Миронова, стр.158.

Стих. С. Федорченко «Жучка».

Л.Н. Толстой «У Розки были щенки».

Сборник «терем-теремок», стр. 34.

Сказка В.Сутеева «Кто сказал мяу?».

Русская народная сказка «Колобок».

Д/и «Кто у кого?».

Конспект актива по родному языку я/с №  46 Колпинского РОНО.

Рассказы К.Д. Ушинского «Козел» и Е.И. Чарушина «Коза».

В.И. Золотова, стр. 40.

В.В. Гербова, стр.50, занятие № 23.

А.К. Бондаренко, д/и «Чьи детки?».

Н.Н. Кондратьева, стр.158.

А.К. Бондаренко, стр. 42, д/и «Чьи детки?».

Ж. Д/в № 6 – 1981г., стр. 27, д/и «Отгадай по описанию».

Н.Н. Кондратьева, стр.156.

Потешка «Сорока-сорока».

Конспект актива я/с № 103 Фрунзенского р-на.

С.А. Миронова, стр.189-191. стих. А. Барто «Кораблик».

В. Берестова «О чем поют воробышки».

Рассказ Л.Н. Толстого «Пришла весна».

А.К. Бондаренко, стр. 32-33, д/и «Чудесный мешочек».

Н.Н. Кондратьева, стр.157.

Опыт Кронштадта.

А.К. Бондаренко, д/и «Узнай по описанию».

Л.В. Артемова, стр.22, д/и «Мамины помощники».

В.В. Дрязгунова, стр.18, д/и «Угадай по описанию».

В.В. Гербова, стр.75, стих. Е. Благининой «Огонек».

О.С. Ушакова, стр.18, занятие № 24, д/и «Путешествие по городу», «Чего на свете не бывает», «Читаем детям», стр. 87, рассказ Н. Павловой « На машине».

Д/и «Научим Мишку правильно вести себя на улице».

«Чего на свете не бывает», стр.25. Д/и «Обед для матрешек».

Ж. Д/в № 10 – 1989г., стр. 27, д/и «Украсим комнату».

Л.П. Федоренко, стр. 222.

Е.А. Благинина «Обедать».

Л.П. Федоренко, стр. 221.

Песенки-потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса».

Е. Караганова «Ладушки-ладушки».

Ж. Д/в № 10 – 1990г., стр. 17

Русские народные сказки «Теремок», «Снегурушка и лиса»., «Кот, петуш и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль».

Понимать смысл литературного произведения. Воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов воспитателя. Активизировать звукоподражание, воспитывать интонационную выразительность и силу голоса. Уметь подбирать картинку согласно содержанию сказки и аккуратно наклеивать ее на листе бумаги.

Воспитывать отзывчивость на плясовую музыку, развивать ритмическое восприятие.

По деталям называть и находить общие признаки в живых объектах: цыпленок, котенок. Формировать умение группировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвету, форме, величине; называть предметы по одному признаку – цвету: синий – василек, мяч, карандаш; желтый – лист, автобус, лимон, пенал, обруч; красный - …

Дать детям знания о козе: название, внешний вид, пища (изогнутые острые рога, короткий хвост, тело покрыто шерстью, коза дает молоко, ест траву, сено, пьет воду). Коза – домашнее животное, о ней заботится человек. Расширить представление о пользе, приносимой этим животным (козье молоко пьют, из молока приготавливают творог, сыр; из козьего пуха вяжут шапочки, шарфы, платки, варежки; из шерсти изготавливают ковры, одеяла, ткани).

Формировать представление о внешнем виде коровы (большая, есть голова, рога, глаза, уши, хвост). Дать знания о некоторых повадках (ест траву, жует, пьет воду, дает молоко). Показать заботливое отношение человека к животным.

Познакомить детей с обитателем аквариума – рыбкой. Научить выделять особенности внешнего вида рыбки (удлиненное тело, на голове глаза, рот; тело покрыто чешуей, плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазками рыбка смотрит, куда плывет, где корм; живет рыбка в аквариуме, в него налита вода, в воде она ныряет, плавает, рыбка живая – о ней надо заботиться). Ввести модель.

Различать понятия «много» предметов и «один», их форму и величину. Закреплять знания об основных цветах предметов, умение определять их местонахождение (вверху – внизу, вверх-вниз). Узнавать через загадку в виде схематического изображения образы предметов и называть их.

Уточнить характерные признаки весны: тест снег, бегут ручьи, солнце греет, появились проталины. Уточнить понятия «мало - много» снега, воды. Развивать наблюдательность в природе.

Уточнить представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть корешки). Формировать навык посадки луковицы (поместить в лунку, крепко нажать, присыпать землей, полить).

Вызвать интерес к посадке растения, желание ухаживать за ним. Формировать обобщенное понятие «овощи». Использовать модели трудового процесса.

Различать и называть 1-2 растения (мать-и-мачеха, подснежник), по цвету и форме цветка, по относительной высоте. Закреплять знания о частях растений. Учить обследовательским действиям.

Вызвать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним.

Придумать несколько игровых ситуаций, в которых можно проявить заботу о маме и помочь ей. Рассмотреть цветущее растение, выделить и запомнить его части (стебель, листья, цветок). Закрепить понятие один – много, столько – сколько. Воспитывать любовь и уважение к матери, стремиться порадовать ее.

Помочь детям понять главную мысль – вместе дело лучше спорится.

Соотносить схематическое изображение предметов с реальными предметами.

Учить правилам дорожного движения, правилам поведения на улице.

Сравнивать два предмета, находить одинаковые и отличительные признаки (машины). Закрепить понятия: большие и маленькие, крупные и мелкие.

Упражнять детей в группировке предметов по их названию (посуда, мебель, одежда), соотносить предметы по величине. Формировать умение составлять из частей целое.

Закреплять умение группировать предметы по их назначению, формировать понятия-представления: посуда, мебель, продукты питания. Воспитывать культуру поведения за столом: ложку брать в правую руку, хлеб – в левую, есть не торопясь, рот закрывать когда жуешь; на стуле не качаться, за обед благодарить.

Уточнить знания предметов личного туалета, их свойства и назначение.

Расширять ориентировку в ближайшем окружении.

Воспитывать опрятность, аккуратность.

Систематизировать знания о домашних животных (собака, кошка, корова, коза). И их детенышах. Домашние животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними. Выделять особенности внешнего вида ( у коровы и козы рога, у кошки длинные усы).

Использовать модель описания игрушки. Формировать представления о предлогах: за, под, на, в.

Группировать сказки с образом лисы как наиболее часто встречающегося персонажа («Снегурушка и лиса»., «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль»).

Закрепить знания сказок, используя иллюстрации и карточки-схемы, связывая события, происходящие в сказке, в единый сюжет. Оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное. Развивать интерес к художественному слову.

Формировать диалогическую речь: задавать вопросы с обращением, отвечать на вопросы. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в падеже. Активизировать в речи образные прилагательные: кудрявая, ветвистая, красивая, белоствольная береза, могучий, сильный, развесистый, крепкий дуб. Работать над силой голоса, интонационной выразительностью.

Формировать навыки связной речи, последовательно, с помощью вопросов воспитателя, рассказывать о содержании картины. Упражнять в описании внешнего вида, повадок, действий животного (острые, загнутые рога, уши торчат в стороны, борода, на ногах копытца; короткий хвост, вымя; козлята – маленькие, пушистые, рожки крошечные, подвижны, бодаются).

Образовывать уменьшительно-ласкательные названия животных.

Составлять небольшой рассказ по картине с помощью воспитателя. Обогащать и активизировать словарь за счет слов, характеризующих внешний вид кровы и ее повадки (большое туловище, изогнутые рога, длинный хвост с метелкой волос на конце, сильные ноги, вымя, уши торчат в стороны, широкие ноздри). Теленок маленький, хвост недлинный, рогов нет.

Уточнить правильное произношение звуков «М», «Н».

С помощью модели составлять описательный рассказ о рыбке.

Согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже, активизировать в речи образные прилагательные: чистая, прозрачная, светлая вода; золотая, яркая, подвижная рыбка; зеленые, красивые водоросли.

Упражнять в четком произношении звуков «К-Г-Х» в словах и предложениях.

Формировать диалогическую речь: задавать вопросы с обращением, отвечать на вопросы. Читать наизусть потешки. Согласовывать числительные «одна», «много» с существительными в роде, числе и падеже.

Побуждать к самостоятельным высказываниям. Читать наизусть стихи, потешки. Ввести уменьшительно-ласкательные слова: снежок, водичка, лужок, проталинка. Активизировать речь (ответы одним словом, словосочетанием, договариванием слов в предложении). Развивать интонационную выразительность.

С помощью модели трудового процесса последовательно рассказывать о посадке лука. Развивать речь – доказательство. Закреплять в активном словаре признаки лука (луковица круглая, твердая, горькая).

Упражнять в четком произношении звуков «К-Г-Х» в словах и фразах, выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса.

С помощью взрослого составлять описание первых весенних цветов, используя в речи образные прилагательные: желтая, как солнышко; мать-и-мачеха; нежный весенний подснежник.

Последовательно рассказывать о придуманной ситуации с помощью воспитателя. Выразительно читать стихотворение Е. Благининой «Огонек». Закрепить произношение звуков «С» и «Ц» в словах и фразовой речи.

Побуждать рассказывать о предмете развернутыми предложениями. Развивать речь – доказательство.

Активизировать словарь: булочная, аптека, парикмахерская.

Закреплять правильное произношение звуков «Ф», «ФЬ», «В», «ВЬ», слышать их в словах, выделять голосом, регулировать силу голоса (громкость речи).

Употреблять в речи слова: светофор, переход, тротуар. Расширять словарь за счет существительных – название деталей и частей предметов, прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов.

Отвечать на вопросы воспитателя. Описывать предметы, составлять с помощью воспитателя короткий рассказ. Использовать в речи обобщающие слова: посуда, одежда, мебель.

Воспитывать интерес к поэтической речи, умение слушать стихи. Называть предметы мебели (стул, стол, шкаф), посуда (тарелка глубокая и мелкая, ложка большая и маленькая, чашка, блюдце), название блюд (щи, котлеты с картошкой, компот, хлеб), свойства мебели и посуды, характер пользования ими (аккуратно, бережно), вкусовые свойства (щи кислые, компот сладкий, хлеб мягкий, душистый, котлета сочная). Пользоваться вежливой формой обращения: пожалуйста, спасибо.

Упражнять в слушании звучащей образной стихотворной речи. Называть слова, обозначающие название предметов туалета: мыльница, зубная паста; из свойства (величина, цвет, фактура), свойства воды (холодная, горячая, прозрачная, течет), действий (засучить, смочить, намылить, вытереть, причесать, повесить).правильно употреблять предлоги: на, в, под, за.

При описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения. Закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей, животных, употреблять предлоги: «за, под, на» в речи.

Упражнять в умении связно и последовательно передавать содержание сказки с помощью воспитателя, используя в речи слова и выражения сказочных персонажей, досказывать сказки.

Развивать диалогическую речь, побуждать к участию в драматизации, воспитывать интонационную выразительность.

Упражнять в использовании пословиц о добре, хитрости в соотношении с образом лисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "В стране дорожных знаков"

Занятие направлено на обобщение знаний детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улицах города; на закрепление навыка перехода через проезжую часть дороги....

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...