Путешествие по сказкам
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Амунова Ольга Сергеевна

Разнообразие материала позволит в игровой форме провести итог пройденных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_hudozhestvennoy_literature.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам»

(подготовительная группа)

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках

2. Развивать умение действовать согласованно

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы:Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима У.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

                        Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно.

 Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна,

Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хчу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ «Как Колобок друзей искал» на компьютере)

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.                        

(Дети прощаются и уходят в группу).

        

 Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. В соответствии с «Программой» я знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы.

 Цели занятия:

 Учить узнавать русские народные сказки;

 Закреплять знания о сказках;

 Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, память,  работу по схемам.

Материал: Разрезная картинка сказки; конверты, схемы птиц, набор конструктора: Лего «Софт», «дупло»; а.у. запись музыки для занятия; письма от Лесной Феи; деревья построенные, домик.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, работа по схемам.

 Ход занятия

 Педагог: Ребята сегодня мы  отправляемся в путешествие по сказкам. Для того чтобы отправится в путешествие, нужно закрыть глаза и сказать:

 «Раз, два, три, четыре, пять,

 Вот и в сказки мы опять!»

 (Дети произносят слова, звучит музыка).

 Педагог: Это сказочный лес, в нем все необычное. Ребята, какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

 Дети: Маша и медведь, Гуси лебеди...

 Педагог: Молодцы! много вы знаете сказок. Ну а теперь пойдемте  по тропинке. Посмотрите на тропинке завал. Для того, чтобы пройти дальше нужно построить сказочные ворота. (ЛЕГО  Софт)

 Педагог: Ребята посмотрите, здесь лежит конверт! Давайте прочитаем.

 «Здравствуйте маленькие путешественники! Я – Лесная Фея!  Я приготовила  для вас разные задания. За каждое задание вы будете получать карточку и в конце путешествия вам нужно все картинки соединить вместе и отгадать мою любимую сказку. За первое задание возьмите первую карточку».

 Педагог (достает из конверта карточку): Ребята вот вторая задачка от Лесной Феи. Вам  нужно догадаться, какие сказки он перепутал. Послушайте, пожалуйста, сказку.

 Жили, были мужик да баба, дочка да сынок маленький. Не было у них ни коровки, ни свининки, ни какой скотинки  - одна коза - Дереза. Коза, черные глаза. Дед эту козу очень любил. Всех пасти просил. Вот как-то раз родители говорят дочери: доченька – мы в город пойдем, береги братца! Будь умницей. Отец с матерью уехали, а дочка посадила братца на травку и пошла, гулять с козой -  Дерезой. Посла, посла да домой пригнала. Глядь, а братца нет. Уж давно гуси-лебеди унесли. Побежала девочка за братцем. Нашла его в домике бабы яги. Схватила и домой принесла. Тут скоро и родители приехали.

 Педагог: Ребята, какие сказки перепутала Лесная Фея?  Назовите их.

 Дети: Гуси-лебеди, Коза дереза.

 Педагог: С этим заданием вы справились и получаете вторую карточку. Ну что пошли дальше? (звучит голоса птиц)

 Ах, какой свежий воздух, в лесу, как красиво поют птицы. Ребята, а  каких птиц вы знаете? (ворона, дятел, соловей…)

Ребята, вот еще один конверт здесь лежат схемы птиц. Нам нужно построить птиц. (Лего дупло)

 Вот сколько птиц мы построили, давайте посадим их на деревья. За это задание вы получаете третью карточку.

 А теперь, давайте немножко отдохнем.

Физминутка

 Маленькие птички

 По лесу летают, (машем руками как птицы)

 Песни распевают

 Буйный ветер налетел (руки машем над головой)

 Птичек унести хотел

 Птички спрятались в дупло (присесть, руками спрятать голову)

 Там уютно и тепло.  (2раза)

 Педагог: Ребята пойдемте дальше. Вот  мы подошли с вами к лесному домику! В каких сказках герои попадают в дома или избушки в лесу? (Три медведя;  Лубяная избушка)

Давайте войдем в избушку! Ой какой тут беспорядок. Давайте приберемся. Разложим конструктор по цветам.

 (Игра «Пылесос»).

Педагог: Ребята, посмотрите опять письмо!

Ребята, вы молодцы! Все мои задания выполнили, все расставили по своим местам! Возьмите последнюю карточку и соберите картинку.

 Педагог: Ребята соберите картинку и скажите, какая сказка самая любимая у Лесной Феи.

 Дети: Заюшкина избушка.

Педагог: Правильно, молодцы. Все задания мы с вами выполнили. Пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

 «Сказка, двери закрывай!

 В детский сад нас отпускай!»

 (дети произносят слова, перестает звучать музыка)

 Педагог: Вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие закончилось. Какое задание Лесной Феи  вам понравилось больше?

        Информационная карта НОД  МБДОУ «Д/с № 17 «

Воспитатель:                        Амунова О.С.

Дошкольная группа:                средняя

Дата проведения:февраль 2012                  

 Тип НОД:                развитие речи, чтение художественной литературы

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.

Задачи:

1. Дидактическая:

  1. учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев.

2. Коррекционная

  1. развивать интонационную выразительность речи, изображение, творческое восприятие.

3. Воспитательная

  1. способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.

Оборудование: пиктограммы «радость», «печаль», «удивление»; сундучок, настольная ширма, клубок ниток, плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят», опорные картинки-схемы к сказке «Заюшкина избушка», домик-ширма; на каждого ребенка: настольное зеркало, яркие разноцветные платки из легкой ткани

Формы организации деятельности:

  1. Занятие-тренинг.

Структура занятия:

1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.

  1. Задания на развитие интонационной выразительности речи:
  2. Мимическая гимнастика лица
  3. Сюрпризный момент — появление сундучка.

3. Игровой момент.

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».

6. Заключительная часть: релаксация.

Характеристика группы дети пятого года жизни

Предполагаемый результат: формирование у детей предпосылок умения осмысленно работать над собственным произношением.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать.

Поднимают руки вверх.

2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи.

Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку. Дети выполняют задания.

•        Задания на развитие интонационной выразительности речи:

  1. Послушать и повторить слова:
  1. Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
  2. Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
  3. Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).

2. Произнести слова с разной интонацией:

Оторвали мишке лапу (жалобно).

Кошка спит (ровно).

Я люблю свою бабушку (ласково).

Педагог обязательно поощряет детей.Воспитатель обращает внимание детей на рисунки (пиктограммы) человечков с разным эмоциональным состоянием: грусть, радость, удивление. Предлагает выполнить мимическую гимнастику лица перед зеркалом и расслабиться.Сюрпризный момент — появление сундучка.

Воспитатель. Дети, смотрите, вот волшебный сундучок. В нем платочки, яркие, красивые, разноцветные. Сейчас каждый из вас возьмет себе платочек и постарается изобразить без слов бабочку принцессу бабушку, малыша с больным зубом.

Дети выполняют задание. В конце упражнения педагог спрашивает, у кого получилось, почему не получилось?

3. Игровой момент.

«Оживает» нитяной клубок, который показывает дорогу в первую сказку, катится по дорожке, за ним идут дети со словами.

Мы шагаем по дорожке, Поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, В сказку, видно, попадем!

4. Фрагмент драматизации сказки «Волк и семеро козлят».

Перед детьми плоскостные фигурки героев сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель. Ребята, кто это?

Дети. Коза, козлята и волк.

Воспитатель. Как можно назвать их по-другому, как в сказке?

Дети. Коза — желтые глаза.

  1. Коза — матушка, маменька.
  2. Козлятки, козлятушки-ребятушки, детки малые.
  3. Волк-волчище — серый хвостище, волк — зубами щелк.

Воспитатель. Молодцы! А теперь исполните песенку козы так, как ее пела козлятам матушка-коза и как ее пел козлятам волк.

Сначала вспоминают саму песенку, затем воспитатель поет голосом козы, тоненько, протяжно. Просит исполнить детей. Затем воспитатель поет грубым голосом. Дети стараются проинтонировать соответственно.

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Воспитатель. Ребята, затейливый клубочек снова зовет нас в путь.

С этой сказкой мы прощаемся

И в другую собираемся.

Катись, клубочек, по дорожке!

Дети

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И несмело так идем,

В сказку снова попадем!

5. Выполнение заданий к сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель предлагает рассмотреть атрибуты к сказке «Заюшкина избушка», вспомнить содержание и героев по опорным картинкам-схемам, с помощью движений изобразить лисичку и зайчика в начале сказки и в конце.Первый вариант

Лиса. Выразительные движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны. Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик. Выразительные движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает. Мимика: грустное лицо.

  1. Второй вариант

Лиса. Выразительные движения: руки широко распростерты, убегает. Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик Выразительные движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

6. Релаксация. Упражнения на ковре

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. Напряженье улетело,

И расслаблено все тело,

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

Дышать легко, ровно, глубоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...