Зима
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Прибыткова Ирина Викторовна

 

Программные задачи: Формирование познавательной активности и творческого  воображения детей.

Образовательные: уточнять знания детей о зимних природных явлениях, продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей, учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, активизировать словарь по заданной теме, совершенствовать умение рисовать не традиционным методом.

Воспитательные: учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, поддерживать положительные эмоции, воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Форма проведения: ситуация – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Непосредственно-образовательная деятельность

основная область « Коммуникация» 

для детей подготовительной группы

   Тема:                            «Зима»

 

 

                                                                                     Подготовил: воспитатель

      подготовительной группы «Б»

                                                                    Прибыткова И.В.

Пыть-Ях 2012

Вид непосредственно – образовательной деятельности

( комплексное)

« Зима»

Интегрированные образовательные области – «Коммуникация»

                                                                                                   «Познание»

                                                                                                   «Социализация»

                                                                                                   «Музыка»

                                                                                                   «Физическая культура»

                                                                                                    «Чтение художественной

                                                                                                       литературы»                        

Формы деятельности – совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности – Игровая

                                             Коммуникативная

                                              Познавательная

                                              Продуктивная

                                              Чтение

                                              Физическая

                                              Музыка

Программные задачи: Формирование познавательной активности и творческого                 воображения детей.

Образовательные: уточнять знания детей о зимних природных явлениях, продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей, учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, активизировать словарь по заданной теме, совершенствовать умение рисовать не традиционным методом.

Воспитательные: учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, поддерживать положительные эмоции, воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Форма проведения: ситуация – игра.

Материалы и оборудование: елочки, снежинки, снежки, мячик, части домика, мука, тарелки.

Предварительная работа:

Коммуникация: беседа о зиме, дидактические игры для речевой деятельности.

Познание: дидактические игры для закрепления представления о временах года, рассматривания картин, наблюдение за погодой на прогулках.

Чтение художественной литературы: чтение стихов и пословиц.

Социализация:

Труд: изготовления демонстрационного материала.

Физическое развитие: Физкультминутка «Беленький снежок»

.

Техническое сопровождение: магнитофон, ноутбук.

Описание непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель:  Давайте возьмемся за ручки, и от соприкосновения наших ладошек между нами появились маленькие искорки добра! И вот я вижу, как искорки вспыхнули в ваших глазах! А губы озарила улыбка! Давайте подарим друг другу и окружающим эти маленькие искорки и хорошее настроение!

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнею листву, часто шли дожди. А какое это было время года? (осенью) Какая именно пора осени? (поздняя осень) А что изменилось сейчас в природе? Какое время года пришло на смену осени? (зима) Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» (Кудашева)

Вот зима пришла серебристая

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках,

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается…

В окнах пишет узор

Льдом иголочкой,

И стучится к нам во двор

Со свежей елочкой.

- Какой период зимы описан в стихотворении? (начало зимы)

- Какое слово подсказывает ответ? (С Свежей елочкой)

- Что значит, стучится «к нам во двор со свежей елочкой»?

Да ребята к нам пришла долгожданная зима. А значит скоро и праздник к нам придет. А какой это праздник? А кто на этот праздник к нам придет в гости?

Ой, ребята смотрите, что же это? Зима замела дорогу и дедушка Мороз не может выехать к нам на утренник. Что же надо сделать? (надо помочь ему найти дорогу).

 Поможем? А давайте зиме, тоже построим, домик и тогда она станет,  добрее и не будет мешать дедушке Морозу приехать на праздник. Построим? Тогда надо отравиться в путь.

 Давай поторопимся ведь совсем скоро уже праздник и нам надо успеть. А отправимся в наше путешествие мы на больших санях. ( Дети строят санки и под музыку едут)

Смотрите в сугробе, что-то  лежит. Ребята, а ведь это задание, которое нам приготовила Зима.

1.  Закрепить признаки зимы. ( Я слеплю снежок)

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

- И предлагает нам игру, а называется она «я слеплю снежок».

Зима нам приготовила смотрите сколько снежков, я буду бросать, а вы ловите  и отвечайте. Какие бываю признаки зимы?

- Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

 - Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

А вот и первая часть домика.

Белый снег пушистый( руки в верх)

В воздухе кружится,( круги руками)

И на землю тихо( опускать руки)

Падает  ложится. ( присесть).

С первым заданием мы справились отравляемся дальше

2.  Игра «Закончи фразу»

(Достается снежинку с заданием)

-Ребята помогите закончить фразу

Скрипит…….(снег)

морозный…………..(день)  

замерзла……..(река)              

снежная……………..(зима )  

ударили ………(морозы)       

ледяной ……………. (ветер)

Хрустит……….(снег)     

скользкая…………...(дорога)            

дует …………..(ветер)                       

холодное…………….(утро)        

метет ……… ..(метель)

- А вот и вторая деталь домика возьмем ее с собой.

Отправляемся дальше.

3.  Игра « Закончи предложение»

- Посмотрите, а вот и еще одни сугроб с заданием. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

 Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки   серебристые (снежинка)

На поселки, на лужок все снижается (снежок)

Вот веселье для ребят все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка  это девочка (снегурочка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил (снег)

 - Какие слова вы добавляли, давайте вспомним ?  (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири).

- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика.

 4 .  Ребята вы наверно устали давай отдохнем.

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок. ( кружок)

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех. (Взмахи руками)

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши. (хлопки)

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

Ну что ребята отдохнули снова в путь.

А вот и следующее задание.

5.    Чтение  стихотворения  Н.Елкиной  «Звездочка-малютка»

 - Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка -  малютка.

   Легкая, узорная звездочка - малютка

   Ты лети мне на руку

   Посиди минутку.

   Покружилась звездочка

   В воздухе немножко.

   Села и растаяла.

   На моей ладошке.

   Воспитатель:

- Что же это за звездочка? (это снежинка)

- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

 - Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)

 - Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

 - А можете вы показать как вам грустно? ( дети мимикой изображают грусть, печаль)

   - Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна.  Улыбнитесь ей,  она засверкает на солнышке новой звездочкой.

 - А Зима приготовил нам еще одну деталь домика.

6. Ира « Скажи правильно»

 (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

- Посмотрите это снежинка ,она такая легкая и воздушная ,что летает где захочет . Ребята, вы должны посмотреть на снежинку  и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…………………..под елку.

Снежинка лежит…………………..на ветке.

Снежинка опустилась …………….за елкой.

Снежинка лежит…………………..около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием .Сундучок отдал нам крышу.

7.   Игра «Ласковое слово»

Образование слов с уменьшительным суффиксом.)

- Снежинка так долго летала ,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они  замерзли

-А теперь, давайте погреемся.

  (Дети ловят мяч , дают ответ воспитателю)

Снег…….снежок                                  ветер…………..ветерок

Звезда…..звездочка                              солнце………...солнышко

Облако….облачко                                снежинка………снежиночка

Зима…….зимушка                               елка…………….елочка.

-Как хорошо мы погрелись и слова новые  придумали.

Давайте теперь построим домик для Зимы. ( на мольберте)

-Ребята, а чего- то нет у  нашего  домика? ( Трубы)

(Дети достраивают  дом до конца)

8.  Образование  прилагательных  от существительных

-Дом вы сложили из снежных  деталей.

-Какой это дом ? (Снежный)

-А если мы будем  строить его  изо льда. Какой будет дом ? ( Ледяной)

-Ребята, а кто в таком домике может жить? (Зима)

-А нам этот дом подойдет?(Нет.)

-Почему  мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

-Кого же нам  пригласить  жить в этом домике ?(Деда Мороза и Снегурочку).

Вот мы и построили домик. Теперь Зима отпустит к нам дедушку на праздник, а что бы он ни заблудился и нашел наш детский сад, давайте укажем ему дорогу  снежинками, нарисуем.

9.   Рисование  снежинки пальчиком

-Дорогу мы с вами сделаем сами.

-Нарисуем  пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку  по  муке)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

-Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

10.  Итог

-Молодцы  ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке  с подарками к  Новому году.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....