Главные вкладки

    Формирование речевых умений и навыков по программе «Радуга»
    материал по развитию речи по теме

    Петухова Анастасия Витальевна

    Развитие речевых умений и навыков  в виде таблицы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_rechevyh_umeniy_i_navykov_po_programme.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование речевых умений и навыков  по программе «Радуга»

    Основы связной речи

    Развитие активного и пассивного словаря

    Грамматически правильное оформление высказывания

    Развитие голосового аппарата, четкой дикции, фонетического слуха

    Младший дошкольный возраст

    Овладение  активными, инициативными диалогическими высказываниями:

    -  обучение задавать вопросы и отвечать на них;

     - приобретение опыт речевого общения со взрослыми в «ритуальных» беседах  об интересных фактах и событиях жизни детей, рассказах  о близких людях, героях телепередач, животных;

    - упражнение в составлении самостоятельных высказываний с элементами описания с опорой на события из личной и коллективной жизни.

    Усвоение названий предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков и точного использования слов, характеризующих действия людей.

    Знакомство со словами-обобщениями, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты).

    Умение  обобщать, употреблять в речи названия предметов и качеств, активизировать в речи глаголы способствуют игры и упражнения на темы «Овощи», «Купание куклы», «Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем», «Сварим суп из овощей», «Чего не стало?»

    Освоение основных грамматических форм.

    Конструирование простых нераспространенных предложений.

    Упражнение в согласовании слов в роде, числе и лице, правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения ( у, в, под, с, из, к, за, на)

    Упражнение в произношении звуков родного языка, правильном речевом дыхании.

    С помощью игр («Узнай по голосу», «У кого что?», «Кто где живёт?») учатся четко артикулировать звук (изолированный,  в звукосочетаниях, небольших фразах), произносить звук долго и плавно на одном выдохе, произносить по подражанию звуки разной громкости, развитие слухового внимания.

    Средний дошкольный возраст

    Подведение  к пересказу знакомых литературных произведений (целиком,  по частям, с использованием элементов драматизации);

    -  сочинение своей концовки к сказкам;

    - построение внутри диалога монологических высказываний;

    - формирование умения поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы.

    Активизация в речи слов, характеризующих действия людей, мир человеческих отношений, переживаний, а также обобщений, выражающихся в названии одного и того же объекта ( в зависимости от ситуации) разными языковыми средствами.

    Усвоение наречий,  активное использование их в речи (холодно, горячо, тепло, весело, красиво).

    С помощью игр «Покажи, что нарисовано на картинке», «Расскажи о себе» педагог помогает подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

    Овладение способами словоизменения, конструирование простых распространенных предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.

    Упражнение в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

    Формирование умения образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий).

    В качестве эффективного приема активизации глаголов используются игры: «Научим Ушастика накрывать стол», «Хотите посмотреть?», «Помогите, доктор», «Помоги, расскажи и покажи». С помощью игр «Расскажи о цвете глаз», «Подбери пару», «Из чего сделана вещь» дети учатся согласовывать существительные с прилагательными.

    Старший дошкольный возраст

    - Обучение построению разных типов монологических высказываний (описания, повествования, рассуждения), комбинированных связных текстов;

    - использование разнообразных предлогов и союзов, повышающих связность структурных частей рассуждения (потому что, ведь), конкретизирующих мысль или обобщающих сказанное;

    - обучение составлению творческих рассказов и придумыванию сказок с наглядностью и без неё.

    Овладение сознательным употреблением синонимов, эпитетов, сравнений, образных слов и выражений литературного языка.

    Уточнение лексического значения слов.

    Перечень слов, вводимых в речь детей:

    - слова-обобщения (кухонная, чайная и столовая посуда; подземный, наземный, воздушный, морской и речной транспорт);

    - существительные для этимологического анализа (черника, горихвостка, кукушка, подснежник, дубрава,  дровосек, луноход);

    - слова-антонимы (низкий – высокий, узкий – широкий, длинный – короткий);

    - сходные по значению существительные и глаголы (ветерок – ветер, спит – дремлет);

    - существительные, образованные при помощи разных суффиксов, в том числе однокоренные слова (хоккеист, воспитатель, воспитательница, сухарница, зайка – заяц – зайчишка – заинька – заюшка – зайчиха – заячья);

    - однокоренные глаголы (лепил – слепил – вылепил; строил – построил – выстроил – надстроил);

    - слова, характеризующие мир человеческих отношений, поступки людей, их переживания (поссорились, огорчился, обидел, расстроился);

    - предлоги и союзы, а также языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части рассуждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль ( например, вот), обобщать сказанное (никогда, всегда).

    С помощью игр («Что лишнее», «Назови одним словом», «Ничего не забудь», «Продолжи сам», «Объедини предметы в пары») дети учатся группировать и классифицировать предметы, правильно употреблять обобщающие понятия, подбирать качественные прилагательные. В играх «Кто расскажет подробнее?», «Скажи наоборот» дошкольники усваивают антонимы, синонимы.

    Продолжение работы над образованием родительного падежа множественного числа существительных, сравнительной степени прилагательных, правильным грамматическим построением сложных предложений, в которых выражаются временные, целевые и причинные отношения.

    Широкое использование игр и упражнений на согласование слов в рамках определённой синтаксической конструкции, в которых дети подбирают определения к слову и формируют на той же основе законченного предложения, составляют предложения с обобщающими словами.

    Ознакомление  с некоторыми способами переноса ударений.

    Обучение  образовывать слова по аналогии (певунья – плясунья – говорунья; врун – болтун – молчун; фигурист – шахматист – волейболист.

    Закрепляется произношение всех звуков родного языка, продолжается работа по формированию речевого слуха, совершенствуется просодическая сторона речи (темп, высота, тембр, сила голоса).

    Упражняются в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова), умении определять последовательность звуков в слове, анализировать слоговую сторону слова (количество и последовательность слогов в словах), дифференцировать звуки (гласные – согласные, мягкие – твёрдые)

    Подготовительная к школе группа

    Формирование знаний общей характеристики диалога и монолога, их значение в жизни людей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.

    Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее ...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

    Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

    Дидактическая игра с картинками для детей раннего возраста по формированию речевых умений.

    Дидактическая  игра с картинками для детей раннего возраста по формированию речевых умений. ЛОТОИгра разработана мною...

    Требования к знаниям и умениям детей 2 младшей группы по программе "Радуга"

    Требования к знаниям и умениям детей 2 младшей группы по программе Радуга...

    «Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста»

    Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

    Организация работы по формированию речевых умений и навыков у детей с ОВЗ

    В соответствие с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является способность ребёнка достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения св...