Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Битяйкина Людмила Петровна

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума и складывается на рубеже трехлетнего возраста. Восприятие литературного произведения становится легким и доступным, если дети являются не просто пассивными слушателями, а  активными участниками этой деятельности. На  подобных занятиях дети легко справляются с заданием по запоминанию стихов и  других текстов. Запоминают и используют в речи новые и трудные слова, понимают логические и последовательные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект занятия

             по  ознакомлению с художественной литературой

                                                                                                  средняя группа

Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»

с использованием  элементов  мнемотехники.

Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме,  об ее основных особенностях. Формировать умение  находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. В процессе деятельности опираться на имеющийся опыт детей и их математические знания: счет, геометрические формы.  Развивать память, воображение.

Оборудование: Загадка о зиме,  подбор картинок из серии «Времена года», обручи, отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима», мнемотаблица, условные обозначения по теме «зима» для всех детей.

Ход занятия:

1. Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:

                    Снег на полях,

                    Лед на реках,

                    Вьюга гуляет.

                    Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы  воспитателя «Вы любите зиму?» «Почему  вы ее любите?» (ситуация успеха)

А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. Хотите его послушать?

Но сначала поиграем.

2.  На ковре. Игра  на классификацию с использованием кругов Эйлера «Выложи правильно» В обруче разложены карточки с обозначением признаков  лета и зимы.  Уточняем,  сколько всего времен года – посчитаем. Всего – 4.  Но мы возьмем только два – зима и лето. Внутрь  обруча воспитатель выкладывает два обруча поменьше.  Уточняем форму обручей и карточек, помещенных в  них.  Вместе с детьми обозначают условным значком, – для каждого времени года свой круг - дом. Дети берут по одной  карточке и выкладывают их в соответствии с изображением в дом зимы или лета. Проверяем. Исправляем ошибки. Молодцы!

3. Дети сидят за столами. У каждого набор условных обозначений. Воспитатель читает отрывок:

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Короткая беседа для активизации слов:

- Какой снег в воздухе кружится?  /белый снег, пушистый/.

- Как заснул тёмный         лес?  /крепко, непробудно/.

- Какими стали дни?   /короткие – коротки/.

- А что говорится про зимнее солнце?  /солнце светит мало/.

- Что случилось, когда настала зима?  /вот пришли морозы/.

4.Заучивание  отрывка: воспитатель читает еще раз.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала. 

Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать?  (план - схема)

Считают и проговаривают каждую строчку, обозначая их просто магнитами. Их – четыре.  Затем воспитатель предлагает найти для каждой строчки подходящий значок условного обозначения.

  1. Читаем вместе с опорой на значки.
  2. Читаем вразброс. Воспитатель показывает 2-й значок. 3-й, 1-й,
  3. 4-й,  и просит детей всех вместе и индивидуально повторить строки из стихотворения.
  4. Заучиваем, одновременно выполняя действия руками – поднимаем и показываем нужные значок.
  5. Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему.

5. Итог занятия. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема)

 Оставляем  мнемотаблицу на доске для свободного пользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. • Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”. • Рисование “Морозные узоры”

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР.Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”.Рисование “Морозные узоры”...

Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима". Конспект занятия. Средняя группа.

Конспект НОД в средней группе.Тема:  «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»  Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме,  об ее основных особенностях. Формировать умение...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"

Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...

Образовательная ситуация по развитию речи. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» старшая группа.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием мнемотаблицы...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему "Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима"

Заучивание отрывка из стихотворения  И. Сурикова "Зима".  Закрепление  лексики по теме: зима, санки, лыжи, снег......

заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова.Учить детей эмоционально воспринимать поэт...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «...