Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Битяйкина Людмила Петровна

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума и складывается на рубеже трехлетнего возраста. Восприятие литературного произведения становится легким и доступным, если дети являются не просто пассивными слушателями, а  активными участниками этой деятельности. На  подобных занятиях дети легко справляются с заданием по запоминанию стихов и  других текстов. Запоминают и используют в речи новые и трудные слова, понимают логические и последовательные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект занятия

             по  ознакомлению с художественной литературой

                                                                                                  средняя группа

Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»

с использованием  элементов  мнемотехники.

Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме,  об ее основных особенностях. Формировать умение  находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. В процессе деятельности опираться на имеющийся опыт детей и их математические знания: счет, геометрические формы.  Развивать память, воображение.

Оборудование: Загадка о зиме,  подбор картинок из серии «Времена года», обручи, отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима», мнемотаблица, условные обозначения по теме «зима» для всех детей.

Ход занятия:

1. Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:

                    Снег на полях,

                    Лед на реках,

                    Вьюга гуляет.

                    Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы  воспитателя «Вы любите зиму?» «Почему  вы ее любите?» (ситуация успеха)

А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. Хотите его послушать?

Но сначала поиграем.

2.  На ковре. Игра  на классификацию с использованием кругов Эйлера «Выложи правильно» В обруче разложены карточки с обозначением признаков  лета и зимы.  Уточняем,  сколько всего времен года – посчитаем. Всего – 4.  Но мы возьмем только два – зима и лето. Внутрь  обруча воспитатель выкладывает два обруча поменьше.  Уточняем форму обручей и карточек, помещенных в  них.  Вместе с детьми обозначают условным значком, – для каждого времени года свой круг - дом. Дети берут по одной  карточке и выкладывают их в соответствии с изображением в дом зимы или лета. Проверяем. Исправляем ошибки. Молодцы!

3. Дети сидят за столами. У каждого набор условных обозначений. Воспитатель читает отрывок:

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Короткая беседа для активизации слов:

- Какой снег в воздухе кружится?  /белый снег, пушистый/.

- Как заснул тёмный         лес?  /крепко, непробудно/.

- Какими стали дни?   /короткие – коротки/.

- А что говорится про зимнее солнце?  /солнце светит мало/.

- Что случилось, когда настала зима?  /вот пришли морозы/.

4.Заучивание  отрывка: воспитатель читает еще раз.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала. 

Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать?  (план - схема)

Считают и проговаривают каждую строчку, обозначая их просто магнитами. Их – четыре.  Затем воспитатель предлагает найти для каждой строчки подходящий значок условного обозначения.

  1. Читаем вместе с опорой на значки.
  2. Читаем вразброс. Воспитатель показывает 2-й значок. 3-й, 1-й,
  3. 4-й,  и просит детей всех вместе и индивидуально повторить строки из стихотворения.
  4. Заучиваем, одновременно выполняя действия руками – поднимаем и показываем нужные значок.
  5. Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему.

5. Итог занятия. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема)

 Оставляем  мнемотаблицу на доске для свободного пользования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. • Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”. • Рисование “Морозные узоры”

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР.Заучивание стихотворения И. Сурикова “Зима”.Рисование “Морозные узоры”...

Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима". Конспект занятия. Средняя группа.

Конспект НОД в средней группе.Тема:  «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»  Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме,  об ее основных особенностях. Формировать умение...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему "Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима"

Заучивание отрывка из стихотворения  И. Сурикова "Зима".  Закрепление  лексики по теме: зима, санки, лыжи, снег......

заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова.Учить детей эмоционально воспринимать поэт...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «...

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием элементов мнемотехники»

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием элементов мнемотехники»...