Непосредственная образовательная деятельность чтение сказки "Сивка-Бурка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Приобщение к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы ( старший дошкольный возраст)
Сказка «Сивка – бурка»
Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка»
(обработка М. Булатова)
ХОД:
В: « О чем то скрипит половица, и спица опять не спится, присев на кровати, подушке уже навострили ушки…И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.»
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А сказки бывают разные. отгадайте загадку.
Загадка: Вор пшеницу воровал ,а Иван его поймал. Вор волшебный оказался и Иван на нем остался.
Сказки сказывали – говорили потому что, не умели читать и писать и передавали из уст в уста. Я буду в роли скательницы.
Посмотрите, я принесла книгу волшебных сказок.
В:«А еще в русских сказках присутствует число три: три брата, три царских задания. И в сказке которую я вам сегодня прочитаю , много событий повторяются трижды . Будьте внимательны.
Чтение сказки.
Физкультминутка. Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, |
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель.
«Что случается в сказке трижды?»
Ответы детей.
В: А вот вам и новые примеры того, как богат русский язык. Иванушка коня богатырским покриком «гаркнул». Теперь послушайте, как похожи и одновременно непохожи слова: прыгнул, допрыгнул, перепрыгнул (объясните) отпрыгнул , вспрыгнул, выпрыгнул.
В: А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку.
Проведем небольшой блиц - турнир.
СИВКА-БУРКА |
1.1. Что должны были стеречь каждую ночь на поле три сына старика? 1. Овес 2.2. Как Иван смог приручить коня? 1. Не дал ему себя сбросить 3.3. Царь обещал свою дочь в жены тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и … 1. Поцелует ее 4.4. Как Иван с помощью Сивки-Бурки смог стать настоящим красавцем? 1. Конь дунул на чан с молоком, в котором Иван окунулся 5.5. Сколько бревен до окна царевны не допрыгнул Сивка-Бурка с Иваном в первый раз? 1. Одно 6.6. Сколько желающих допрыгнуть до окна царевны и стать ее мужем было еще, кроме Ивана? 1. Ни одного человека 7.7. Как Ивану удалось замаскировать перстень у себя на руке? 1. Вымазал перстень черной краской В: Сивка бурка пробежал и перемешал буквы. Сложите слово «сказка». В: Почему сказки называются волшебными. |
Игры с обучением
Занятие "Свойства воды"
(Старший дошкольный возраст)
Опыт с водой N 1
Цель: Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.
Оборудование и материалы:
У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.
У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.
- Не кузнец, а с клещами (рак);
- Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
- Через море-океан плывёт чудо-великан;
Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.
- Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).
В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вывод: вода формы не имеет.
2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.
Занятие "Свойства воды"
(Старший дошкольный возраст)
Опыт с водой N 2
Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой ( в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).
В групповой комнате: два аквариума ( в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).
У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.
Ход занятия:
Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)
Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).
Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.
(Старший дошкольный возраст)
Опыт N 3
Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).
Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.
У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.
В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).
Предлагает отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.
Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.
В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?
Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.
Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?
Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.
Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-416676-1394961186.jpg)
К о н с п е к т непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг; обобщить знания детей о художественной литературе.Задачи:Развивать у детей литературную речь, память, сообразительность, наход...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение потешки «Петушок – золотой гребешок»
Чтение и обыгрывание потешки "Петушок - золотой гребешок"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-1011350-1519110231.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение сказки «Вершки и корешки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение сказки «Вершки и корешки» Подготовила: воспитатель: Федоренко Елена Геннадиевна Программные задачи: По...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-1011350-1519110231.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Чтение сказки «Снегурочка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности Чтение сказки «Снегурочка»Подготовил : воспитатель: Федоренко Елена ГеннадиевнаЦели: учить воспринимать художес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1176217-1578858507.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....