Главные вкладки

    Игры по развитию речи
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Богатырёва Марина Викторовна

    Авторские игры по развитию словаря детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon avtorskie_posobiya.zip220.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторские пособия, помогающие расширить объём словаря.

    «Слово на ладошке».

    Цели. Расширение объёма словаря существительных.

    Оборудование.

    Ладошка с кармашком, предметные картинки по разным  лексическим темам (Н/р: «Фрукты», «Овощи», «Игрушки»,  «Одежда».

    1 вариант игры - «Угощаю».  

    Дети встают в круг, им раздаются предметные картинки с изображением фруктов. Каждый ребёнок вставляет  свою предметную картинку в кармашек на ладошке и передаёт («угощает») её соседу, называя «вкусное слово». Следующий ребёнок благодарит за «угощение» и передаёт ладошку следующему с другой картинкой. Игра идёт по кругу, «угощения»  не повторяются

    1. вариант игры – «Дарю».

       Игра поводится аналогично, только дети передают ладошку со словами:

      «Дарю….       ромашку» (вставляется в кармашек картинка с соответствующим цветком).

    «Фотоаппарат».

    Цели. Расширение объёма словаря существительных, глаголов, обобщающих слов.

    Оборудование.

     «Фотоаппарат» в виде рамки, в которую вставляется «плёнка» - ленты с  изображением 4 предметов по одной лексической теме (Н/р: лиса, заяц, волк, медведь)

    Содержание.

    Взрослый предлагает детям сфотографировать животных и назвать их. Другому ребёнку предлагает  назвать  кого сфотографировали одним словом.

    Другой вариант представлен на фотографии. Детям предлагается сфотографировать детей и рассказать , что они делают.

    Д/и «Прищепки- матрёшки»

    Цели. Расширение объёма словаря по теме «Игрушки».

    Оборудование.

    Прищепки, на которых закреплены 2 картинки. Первая , большая картинка- разрезная матрёшка, вторая  картинка- «секрет» поменьше, с изображением игрушки. Картинка крепится с обратной стороны прищепки.

    Содержание.

               Взрослый обращает внимание детей на матрёшки:

    Одна матрёшка, две и вот

    Матрёшек целый хоровод.

    Мы секрет матрёшек знаем ,

    И матрёшку открываем.

    На неё ты посмотри.

    Что там прячется, скажи?

    Дети «открывают» «матрёшки» - прищепки  и называют изображение на  картинке - «секрете»

    «Котик ниточки мотает»

    Цели. Расширение объёма словаря существительных.

    Оборудование.

    Объёмный планшет в виде клубка ниток. В углах планшета находятся маленькие клубочки основных цветов ,с «секретом» (под клубочками картинки с изображением котёнка, кошки, кота.

    Содержание.

    Взрослый предлагает ребёнку «ниточки помотать вместе с котиком» (проводить пальчиком по дорожкам - ниточкам под слова:

    Котик ниточки мотает

    И слова на них цепляет.

    Это… кот (ребёнок открывает маленький клубочек и называет)

    А это… кошка (открывается следующее слово)

    А ребёнок кто?.. Котёнок! (открывается следующая картинка с изображением кошки)

    Подскажите, станет кем,

    Когда вырастет совсем? (Котом или кошкой)

     Данное формообразующее движение эффективно при  дальнейшем рисовании  «клубочков для котёнка», округлых форм.

     «Зимнее окошко».

    Цели. Расширение объёма словаря  существительных и глаголов  по темам  «Зима», «Зимние забавы».

    Оборудование.

    Планшет в виде окошка, закрытого шторами,  набор предметных  картинок по темам  «Зима», «Зимние забавы». На фоне окна  закреплены прозрачные пластиковые кармашки для картинок.

    Содержание.  

    1 вариант. Взрослый ставит в прозрачные кармашки картинки и затем  предлагает детям посмотреть за окошко: «Что вы видите за ним?(Сосульки, снежинки, снеговика, ёлочку, снегиря, снегурочку)  Также выставляется второй набор картинок по теме «Зимние забавы». Детям предлагается посмотреть и сказать , что делают дети зимой.

    2 вариант.  В соответствии с текстом стихотворения дети подбирают  слова и картинки, затем ставят их в кармашки зимнего окошка:

    Тихо, тихо как во сне падает на землю…  (снег)

    С неба всё скользят пушинки серебристые … (снежинки)

    Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки)

    Словно в белый пуховик нарядился…  (снеговик)

    Рядом снежная фигурка это девочка….. (Снегурка)

    На снегу то посмотри, вот так птички… (снегири)

    Задание:

    Найдите все «снежные картинки» (снег, снежинки, снеговик, снегурочка) Все эти слова похожи на одно.. назовите какое? (Снег).

     «На весёлом поезде»

    Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительной памяти.

    Оборудование.

    Паровозик с вагончиками. В каждом вагончике закреплены кармашки для предметных картинок, наборы предметных картинок по темам «Игрушки», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи».

    Содержание.

    Каждому ребёнку выдаётся несколько картинок, изображающих животных и фрукты. Взрослый предлагает в первый вагончик посадить животных, а во второй  в кармашки на окошках поставить картинки с изображением фруктов.  «Назовите, кто поедет на весёлом поезде? И что возьмёт с собой?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

    Картотека игр для детей второй младшей группы Дидактические игры по развитию речи

    Картотека игр для детей второй младшей группы    Дидактические игры по развитию речи...

    Совместная деятельность с детьми 3-4лет. Тема: «Дидактическая игра - играем в…» - игра по развитию речи (с использованием ИКТ)

    В совместной деятельности показывается использование дидактической игры по развитию речи детей. ...

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

    Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

    Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

    "Играем вместе с детьми дома" (игры по развитию речи)

    В данной статье представлены примеры речевых игр, в которые можно играть дома с ребенком. Ненавязчиво и незаметно происходит полноценное развитие речи (лексика, грамматика, звукопроизношение, связная ...