Формирование временных представлений у детей с ОНР средствами художественной литературы.
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) по теме

Надточий Вера Николаевна

Презентация из  опыта работы, где временные представления соединялись с художественной литературой, театрализованной деятельностью, дидактическими и словесными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya vremennie predstavlenia2.93 МБ
Microsoft Office document icon rech_k_slaydam.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 43» из опыта работы воспитателя Надточий Веры Николаевны « Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы». г. Краснодар - 2012

Слайд 2

Задачи познания временных отношений у дошкольников с общим недоразвитие речи: - дать возможность ребенку обнаружить и закрепить последовательность действий или событий во времени при ознакомлении с художественной литературой; - активизировать словарный запас детей. Дети 5-6 лет части суток усваивают по явлениям природы. Один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название и порядковый номер. С детьми 6-7 лет закрепляют понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и необратимости. Знакомят с часами, учат определять время с точностью до часа.

Слайд 3

Время – что это такое? Говорят, оно живое: Ходит, бегает, летит И на месте не стоит. Календарное время Части суток Времена года Дни недели

Слайд 4

Чтение художественной литературы Познание Труд Коммуникация Художественное творчество Музыка Интеграция образовательных областей при проведении циклов непосредственно образовательной деятельности : «Круглый год», «Дни недели», «Измеряем время».

Слайд 5

Художественная литература

Слайд 6

Цель: закрепление понятий о временах года, днях недели. Непосредственно образовательная деятельность - развитие речи «Листок календаря».

Слайд 7

Цель : закреплять название месяцев года, их последовательность. Театрализованная деятельность по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев »

Слайд 8

Цель: уточнение представлений о частях суток (временах года), закрепление названий частей суток (времен года), их последовательности. Времена года Придумала мать дочерям имена , Загадка Вот Лето и Осень, Зима и Весна . Приходит Весна - зеленеют леса, Худеет с каждым днем толстяк И птичьи повсюду звенят голоса. И не поправится никак. А лето пришло - всё под солнцем цветёт , ответ : календарь И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады . П ословицы Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля . - Делу время, а потехе час. А.Кузнецова - Лучше поздно, чем никогда. - Года, что вода. Совместная деятельность педагога с детьми-словесная игра с использованием стихотворений «Когда это бывает?»

Слайд 9

Дидактическая игра с использованием художественного слова «Который час?» Цель: Учить детей ориентироваться во времени, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. Стрелка часовая Идет за часом час, Не спеша, не отставая, И ведет с собою нас.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Здравствуйте уважаемые коллеги!

        Я, Надточий Вера Николаевна, воспитатель дошкольного учреждения. Работаю в группе компенсирующей направленности, по программе Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Мои воспитанники  - это дети  с общим недоразвитием речи.

Хочу представить вашему вниманию опыт  работы «Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы». Эту тему я взяла не случайно. После  педагогической диагностика я выяснила, что именно этот раздел программы усваивается  моими детьми с трудом.   Я поставила перед собой цель, организовать повседневную работу - жизнь детей моей группы  так, чтобы она включала в себя не только  работу над формированием речевых навыков, но и  способствовала развитию   их временные представления.  

Слайд 2    1 раз

      Моей первой задачей было  сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Так, как  с раннего возраста «понятие времени» формируется на основе чувственного опыта и связывается только с конкретным действием, то сформировать его без наглядности сложно. Но в тоже время дети любят считалки, стихи, дразнилки, сказки и рассказы. Поэтому, подбирая материал для работы, я ориентировалась на  художественное слово, в котором были использованы временные промежутки. В этом мне помогли:

-рассматривание картин   и   чтение  художественных  произведений

-дидактические игры  и  упражнения

-иллюстрация моделей   и  совместное моделирование        

Так мне удалось дать возможность детям обнаружить и закрепить последовательность действий или событий во времени при ознакомлении с художественной литературой.

Слайд 3   1 раз

     Даниил Борисович Эльконин говорил, что восприятие  времени – это  отражение в мозгу объективной длительности,  скорости, последовательности явлений действительности. Поэтому процесс восприятия и отражения времени у детей формируется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми текучести времени я закрепляла,  используя:

- наблюдения,

-приборы для определения времени,

-проблемные ситуации.

 При этом  использовала  художественное слово.

Слайд 4       1 раз

Интегрированная  деятельность имеет ярко выраженную практическую направленность. Она проявляется в определении и измерении времени  с помощью доступных  средств и способов действия. С этой целью проводится дополнительная работа по интересам детей. Она требует четкой последовательности и системы в использовании методов и приемов обучения с учетом особенностей восприятия времени ребенком и ориентировки в нем.

Требования к интегрированной образовательной деятельности. 

-Систематичность;

-целенаправленность;

-доступность и постепенное усложнение материала;

- взаимосвязь разнообразных видов деятельности;

-взаимосвязь интегрированных циклов между собой;  

-включение коррекционно – развивающей  работы (развитие речи; развитие мелкой моторики пальцев рук; координация речи с движением; развитие зрительного и слухового внимания; развитие памяти)

Слайд 5      1 раз

    Цель использования художественных произведений – стимулировать познавательную деятельность, развивать способности к самостоятельному мышлению. Произведения учат рассуждать, что так необходимо для детей с общим недоразвитием речи.

    Используются лучшие образцы авторского и народного творчества. Это произведения С.Я.Маршака, В. И. Даль, Е. Шварц,  А. Островский и др.

Слайд 6       1 раз

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

-  Обогащение и активизация словаря.

-  Формирование грамматического строя речи.

-  Воспитание звуковой культуры речи.

 -  Развитие элементарного осознания языковых явлений.

 -  Развитие связной  речи (особенно у старших дошкольников).

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для

наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Слайд 7       1 раз

      Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Их можно проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку. А умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, совершенствуются временные понятия.

Слайд 8        1 раз

     К каждому времени года мною были подобраны загадки, стихи, пословицы, поговорки, народные приметы. Этот материал постоянно используется в работе с детьми и обновляется.

Слайд 9       1 раз

     В своей работе я широко использую дидактические игры и игровые упражнения с художественными текстами. Это помогает детям на основе зрительного и словесного восприятия сформировать временные отношения.

Слайд 10

Спасибо за внимание!   2 раза



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы

Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций

Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Практическая значимость обусловлена разработкой серии занятий с использованием сказок, направленных на формирование временных представлений  у  детей старшего дошкольного возраста, которая м...

Презентация "Формирование дружеских представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Презентация на тему: "Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"...