Конспект Организованной образовательной деятельности "Давайте говорить правильно"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект содержит материал по работе над обогащением словаря детей. Также решаются задачи нравственного воспитания, чувство сострадания, желание помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarya_.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

                                                                                 Воспитатель: Шашкова Е.Н.

«Давайте говорить правильно»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение, двигательная.

Цель: Обогащать словарь детей.

Задачи:

Познавательные:

- Закреплять знания детей о словах близких по смыслу;

- Совершенствовать навык точного словоупотребления;

- Уточнить образование однокоренных глаголов, закрепить умение выполнять соответствующие действия;

- Уточнить представление о названии предметов;

- Обогащать речь прилагательными, подбирать слова близкие по смыслу;

- Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитывающие:

- Развивать нравственные качества, чувство сострадание, желание помочь;

- Воспитывать желание сделать что-то для других.

Развивающие:

- С помощью пальчиковой гимнастики развивать мелкую моторику;

- Развивать умение поддерживать беседу;

- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения;

Здоровьесберегающие:

Использовать динамические паузы, физминутки.

Планируемые результаты:

- Принимает активное участие в беседе, высказывает предположения;

- Принимает участие в игре, выполняет правила;

- Может по просьбе взрослого описать эмоциональное состояние героя;

- Следит за выполнением игровых действий детьми.

Материалы и оборудования:

Кукла Незнайка, краски, карандаши, половина альбомного листа по количеству детей.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости придёт один наш очень хороший знакомый. Кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.

(Незнайка)

Ответы детей.

Воспитатель достаёт куклу Незнайку. За Незнайку говорит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, обычно весёлый и озорной Незнайка почему то сегодня загрустил. Может, вы его спросите, что с ним случилось?

Дети по желанию задают вопросы.

- Что с тобой случилось?

- У тебя что-нибудь произошло?

Незнайка: Меня прогнали из Сказочного города. Мои же друзья прогнали. (говорит с обидой в голосе)

Воспитатель: А за что же они тебя прогнали?

Незнайка: Не знаю….. Я хотел похвалить Тюбика и сказал, что он здорово малюет рожицы. А он обиделся.

Воспитатель: Ребята, а ведь Незнайка и правда не знал, как похвалить рисунок хорошего художника. Давайте поможем нашему другу. Слово «рожицы» можно заменить. На какое слово? (лицо)

Ответы детей.

Воспитатель: А слово «малюет» на какое слово можно заменить? (рисует карандашом, пишет красками)

Ответы детей.

Воспитатель: Вика, помоги Незнайке. Скажи, как он должен похвалить Тюбика. А Дима, что может добавить?

Ответы детей.

Воспитатель: Аня, повтори, как Незнайка должен похвалить Тюбика.

                         Кирюша, закончи моё предложение. Тюбик, ты очень красиво …

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев,

Пять держальцев, пять хватальцев.

(сжимают, разжимают кулачки)

Чтоб держать и чтоб пилить

(стучат кулачком по кулачку, трут ребром

ладошки о ребро другой ладошки)

Чтобы брать и чтоб дарить

(сжимают и разжимают кулачки)

Их не трудно сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять!

(разгибают пальцы, начиная с большого).

Воспитатель: Скажи, Незнайка, а кто ещё на тебя обиделся?

Незнайка: А ещё я попросил скрипача Гуслю научить меня пиликать на скрипке.

Воспитатель: Да разве можно так говорить? Ребята, каким словом можно заменить слово «пиликать»? (играть, исполнять музыку)

Ответы детей.

Воспитатель: Скажи, Даша, как Незнайка должен попросить Гуслю.

По желанию отвечают ещё несколько детей.

Воспитатель: А что же дальше было?

Незнайка: А потом я подошёл к Малышкам, которые сидели на скамейке и рассматривали книжку, и сказал, что хочу тоже болтать с ними. А они закричали, что я грубиян и прогнали меня.

Воспитатель: Бедный Незнайка, серьёзную беседу нельзя называть болтовнёй. Но ведь ты не знал. Скажите, ребята, как нужно было обратиться к Малышам.

Дети по желанию отвечают.

Воспитатель: Чтобы немного тебя развеселить предлагаю поиграть.

2. Игра

Все встают в круг. По сигналу воспитателя выполняют действия.

Воспитатель: Сошлись! (идут в круг)  Разошлись! (расходятся)

                          Сбежались – разбежались!

                          Слетелись – разлетелись!

Воспитатель: Я думаю, что Незнайка понял, как нужно говорить, чтобы не обидеть. Можно сказать одно и тоже, но другими словами и это прозвучит не обидно, а вежливо. Воспитанные люди никогда не говорят обидные слова, тем самым показывая своё уважительное отношение к тем, с кем они разговаривают. Можешь возвращаться в Солнечный город. Желаем тебе удачи, говори правильно! До свидания!

Воспитатель: Ушёл наш друг Незнайка, а вам я предлагаю поиграть.

3. Игра

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

(дети имитируют еду ложкой)

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

(изображают кошку)

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

(дети имитируют действие)

Шапка – это шапка.

Оделся и пошёл.

(имитируют одевание)

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

(дети прыгают)

А теперь придумайте слова, которые ничего не значат.

Воспитатель: Ребята, когда Незнайка пришёл к нам, у него было плохое настроение. Что мы можем про него сказать, какой он был(грустный, печальный, нерадостный, расстроенный, сердитый, хмурый)

Ответы детей.

Воспитатель: Когда человек расстроен, о нём можно сказать, что он хмурый. А что ещё может быть хмурым? (небо, утро, день)

Ответы детей.

Воспитатель: Вы знаете, я однажды слышала, как мальчик сказал: «Папа иди шепотом», «Это я проснул сестрёнку». Мне кажется, он сказал не точно, а как сказать правильно?

Ответы детей.

Воспитатель показывает набор красок и карандашей.

Воспитатель: Что у меня в руках? (краски, карандаши)

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы видите краски? (красную, жёлтую, зелёную и т.д.)

А какие карандаши? (красный, жёлтый, зелёный и т.д.)

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать картинки для Малышей из Солнечного города. Выберите, кто, чем будет рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня  в логопедической подготовительной к школе групп...

Конспект Организованной образовательной деятельности "Кому мы говорим спасибо в царстве растений"

Конспект ООД в рамках темы "Дары Осени" способствует  формированию у детей знаний о мире растений. Использование художественного слова, появление игрового персонажа, сюрпризный момент, испол...

Конспект организованный образовательной деятельности по области «Коммуникация» в старшей группе. «Путешествие в страну правильной речи»

Образовательные задачи:  Учить детей полно отвечать на вопросы, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным, произносить текст с разной интонацией. Умение детей составлять рассказ по картинкам...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: «Агния Барто. Особый дар говорить с детьми».

Цель: развитие комплекса интегративных качеств личности воспитанников в процессе игровой и познавательно-коммуникативной деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по татарскому языку по УМК “Татарча сөйләшәбез” – “Говорим по татарски” с русскоязычными детьми старшей группы на тему: «У нас в гостях Алсу»

Тема: У нас в гостях  Алсу.Цель: Побуждать у детей желание: -  к изучению татарского языка через использование информационно коммуникативных технологий,игровых ситуаций; полученные знания ис...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Праздник правильной речи"

Систематизирование знаний детей о буквах, звках, словах. Овладение детьми чистой речью в игровой форме. Создание радостного настроения и эмоционального настроя. Совершенствовать умение детей применять...