Проект художественно - эстетического направления "Чудо - рукавичка"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Проект художественно - эстетического направления, краткосрочный. Актуальность темы связано с тем, что изучение сказок является важным компонентом обучения. Цель проекта: Формировать у детей устойчивый интерес к сказкам. Задачи: Учить понимать эмоциональное состояние героев сказки. Учить выражать свои чувства и распознавать чувство других. Расширять эмоционально - образное восприятие окружающего мира через сказку. Углубить знания детей о насекомых. Развивать желание участвовать в совместных игровых действиях. Развивать игровую сплочённость. Создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели. Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочуствие к ним и желание помочь. Привить любовь к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_proekta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы связано с тем, что изучение сказок является важным компонентом обучения. Сказка воспитывает, учит. К сожалению, интерес к слушанию сказок, «живое» общение с книгой – рассматривание, обсуждение иллюстрации, беседа – у детей исчезает. Я считаю, что такое поведение – следствие влияние семьи, сказки дома предлагаются в основном в виде просмотра спектаклей, мультфильмов, т. е. посредством телевизора. Да, громкие звуки, быстрые движения, яркость изображения привлекает малышей, но и, к сожалению, могут принести  и вред. При ознакомлении с литературным жанром – сказка, я заметила, что дети сложно воспринимают сказки на слух. Поэтому я организовала и провела с детьми, родителями и педагогами  проект художественно – эстетического направления «Чудо – рукавичка»,где предполагаю следующий  результат: Дети проявляют интерес к слушанию сказок. За основу я взяла авторскую сказку «Перчатка – невеличка», автором которой является ученица 4 класса Камильянова Альвина. Это сказка о пяти насекомых, которые поселились в перчатке – невеличке и обрели друзей. Все мероприятия и формы работы связаны с сюжетом и героями этой сказки. Работа строилась с учётом интеграции образовательных областей.

Цель проекта: Формировать у детей устойчивый интерес к сказкам.

 Задачи: Учить понимать эмоциональное состояние героев сказки. Учить выражать свои чувства и распознавать чувство других. Расширять эмоционально – образное восприятие окружающего мира через сказку. Углубить знания детей о насекомых. Развивать желание участвовать в совместных игровых действиях. Развивать групповую сплочённость. Создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь. Привить любовь к сказкам.

 Реализация проекта включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Цель подготовительного этапа: Познакомить всех участников с проектом.

 Задачи: Ввести детей в проблемную ситуацию. Активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации. Знакомство родителей и педагогов с проектом, обозначить их роль в реализации проекта, привлечь их участию.

 Работа с детьми. Во первых это - вхождение в проблему. Далее - чтение  художественно – познавательной литературы о насекомых. Отгадывание загадок, составление описательного рассказа о насекомых. Рассматривание фотографии насекомых. Слушание музыкальных отрывков со звуками насекомых. Затем идёт введение в игровую ситуацию. Чтение сказок: «Теремок», «Рукавичка», рассматривание иллюстрации и беседа по их содержаниям.

Работа с педагогами. Знакомство с проектом. Подготовка и подбор игр и упражнений, художественных произведений. Составление плана взаимодействия в рамках проектной деятельности. Разработка памятки для родителей «Как сделать сказку другом вашего малыша».

Работа с родителями. Знакомство с проектом. Анкетирование. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и художественно - познавательной литературы. Участие в изготовлении пособии, дидактических игр, масок. Вместе с детьми готовятся к выставке «Книжка – малышка». Ознакомление с памяткой.

Результаты подготовительного этапа: Дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют  их героев; умеют отгадывать загадки; по описанию определяют насекомое, находят сходство и различие, владеют обобщающим понятием «насекомое», составляют описательный рассказ; умеют договаривать текст загадок, стихов и сказок; активно включаются в игру; охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и родителями. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. По результатам анкеты 98% родители  ответили «за» проект и включились в работу; уважают желания и потребности детей; активно принимают участие в подготовке проекта.

Второй этап – основной. Цель: Создать совместно с родителями и педагогами условия для формирования устойчивого интереса к сказкам. Для этого я поставила следующие задачи.

Для реализации этих задач я провела следующие мероприятия.

Работа с детьми.

Это чтение сказки, рассказ сказки по схеме, пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

Рассматривание сюжетных картинок. Описание сказочных персонажей. Придумывание окончания сказки. Придумывание собственных сказок с этими персонажами. Разыгрывание отрывков из сказки.

Проведение дидактических игр, Например:

*«Расскажи про героя»,

*«Найди домик героя»,

Как героям попасть в рукавичку?»

Проведение подвижных игр, Например:

*«Найди свой домик».

Это музыкальные имитационные игры, где происходит игровая передача образов насекомых.

«Весёлый полёт»,

«По дорожке».

Проведение аппликации «Насекомые на лугу», где дети работали в подгруппах, создавая образ одного из героя – насекомого из сказки.

Это рисование «Цветочная поляна», где использовала нетрадиционную технику рисования (рисование пальчиками и ладошками).

Это индивидуальная работа по лепке.

Результатом работы в этой области стало оформление стенгазеты, где соединяя разные материалы, получили выразительный образ.

Для родителей были предложены консультации. Родителями, совместно с детьми, были изготовлены книжки – малышки о насекомых – героях сказки, и, поделки – чудо рукавички. Совместно с родителями была организована выставка, цель которого создать радостную атмосферу совместного творчества, показать, насколько интересны, могут быть совместные работы с детьми дома.

Педагогам была предложена рекомендация «Дидактический комплекс по развитию творчества у детей нетрадиционными техниками рисования». Проведена деловая игра «Капустник», была встреча за «Круглым столом». Для педагогов был представлен «Мастер класс».

 Результаты основного этапа таковы:

Дети с большим вниманием слушают сказку, активно содействуют и сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание прочитанного. Точно описывают сказочных персонажей. Появляется словотворчество. Не перебивая, слушают и дополняют друг друга. С большим желанием участвуют в дидактических и подвижных играх, распределяют в них роли и принимают правила. Дружно и сплочённо работают в подгруппах, создают выразительный образ. Родители стали активными соучастниками детей в их деятельности. Повысилась самооценка родителей в глазах самих же родителей. У педагогов выросла социально – профессиональная компетентность и личный потенциал в художественно – эстетическом направлении.

Третий этап – заключительный – самый зрелищный, на который приглашали родителей, детей из других групп и сотрудников детского сада.

Цель: Предоставить детям и родителям возможности продемонстрировать результаты совместного творчества.

 Задачи: Контроль и оценка результатов.

Третий этап включает в себя проведение игры «В гостях у Викторинки», которая являлось инструментарием для диагностики, и музыкально – театрализованного представления «Рукавичка – невеличка» с участием педагогов, детей и родителей.

 Результаты третьего этапа. Дети согласовывают свои действия с действиями других. Развились творческие способности в игре – театрализации. Принимают активное участие в инсценировках. Охотно отзываются на предложение прослушать сказку, с удовольствием возвращаются к прочитанному, сами просят взрослого прочесть сказку. Выслушивают произведение до конца, легко включаются в процесс восприятия.

Родители и педагоги научились быть соучастниками в открытиях и переживаниях ребенка, создают радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества. После проведения с детьми диагностики, повторного анкетирования с родителями и опроса с педагогами результаты работы таковы: решение образовательных задач улучшилось на 5%, развивающих -4%,воспитывающих -7%.

К выше сказанному хотела бы подвести итог. Заинтересованность в слушании и понимание содержания, актуальность и яркие эмоции детей, положительные отзывы родителей и педагогов показали, что цель проекта достигнута. Дети стали заинтересованными слушателями, активными участниками. Родители изъявили желание принимать активное участие и в других мероприятиях, выступили с предложением о создании и реализации новых проектов. Что касается моих коллег, могу сказать, что они не остались равнодушными. Весь наш совместный, сплочённый настрой с детьми и родителями привёл к побуждению их работоспособности, к фантазии, к желанию создавать свои проекты. Ведь недаром говорят, на оптимистах держится мир. Если начинать работу с позитива, с большим оптимизмом, как это сделали мы, то всё получится. И у нас всё получилось. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивная деятельность в средней группе, художественно-эстетическое развитие «Рукавичка»

Задачи:Художественно- эстетическое развитие: Формировать точные графические умения аккуратно и уверенно обводить кисти рук, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.. Самостоятел...

Конспект образовательной деятельности по «Художественно - эстетическому развитию» («Рисование») «Украсим рукавички» во второй младшей группе №2

Непосредственно образовательная  деятельность проводилась с детьми 4 лет и состояла из  нескольких этапов, которые предусматривали быструю смену деятельности. Все этапы логичны и последовате...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»

Конспект совместной деятельности педагога и детей Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»...

НОД по художественно - эстетическому развитию "Рукавичка Деда Мороза"

Художественно - эстетическое развитие - это деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников.Художественные и эстетические качеств...

Конспект занятие по художественно-эстетическое развитие (рисование) средняя группа. «Рукавички для ребят, рукавички для зверят»

чить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.Вызвать желание проговаривать отдельные слова и фразы. Расширять словарный запас детей за счет использования прилагатель...

Конспект НОД по художественно - эстетической деятельности "Рукавичка"

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование) для детей 1-2 года...