"Рассказывание по серии сюжетных картин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Поварницина Галина Петровна

Через занятие по обучению связной речи - составление рассказов по серии сюжетных картинок хотела научить детей составлять рассказ, где бы прослеживалось начало рассказа, середина и концовка. Используя музыкальные произведения П.И.Чайковского "Времена года" дети с желанием составили весёлую историю про зайчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._vospit.rasskaz.po_syuzh._kart.mart_10.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию с детьми 5-6 лет

для педагогов д/с №4 «Берёзка».

Составила и провела Поварницина Г.П.

Март 2010г.

Тема: Рассказывание по серии сюжетных картинок.

Программные задачи: Закреплять умение детей составлять самостоятельно,    

         целенаправленно, последовательно рассказ по серии

        картинок. Придумывать начало рассказа, середину и  

        концовку, озаглавливать рассказ и анализировать

                                       рассказы сверстников. Совершенствовать умение

             активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: тускло, весеннее, ласковое, лучики, тянется, грызёт.

Предварительная работа: Наблюдение за солнцем, загадывание загадок.

               Д/и «Что сначала, что потом».

Ход занятия. Воспитатель предлагает послушать рассказ- загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдёт речь.

Под самым карнизом

Над самым оконцем                                      Звучит отрывок из произведения

Забралось в сосульки                            П.И.Чайковского «Времена года. Весна»        

Весёлое солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам

Слезинки...

И всё-же сосульки –

Весёлые льдинки.

(Ответы детей)

Как вы узнали, что это весна?

Предлагает посмотреть почтовый ящик ребёнку, он приносит письмо.

От кого-же письмо?  От зайчика. Интересно, что же он нам прислал?

Какие интересные картинки! Ещё и загадки к ним. Отгадайте:

1. Меня не растили                                       2. Бежит с горушки,

    Из снега слепили.                                         Прижав ушки.   (заяц)

    Вместо носа ловко

    Вставили морковку.

    Глаза угольки,

    Губы сучки,

    Холодный, большой

    Кто я такой?       (снеговик)

Зайчик прислал в картинках весёлую историю, которая приключилась с ним и просит нас составить по ним рассказ. Но все картинки перепутаны, надо расставить их по порядку. Предлагает ребёнку поставить.

Ребята, посмотрите внимательно, на первых двух картинках солнце – оно какое?

Правильно зимнее, тусклое, холодное, небольшое, не ласковое, грустное.

А на  последних двух картинках?

Весеннее, тёплое, ласковое, жёлтое, большое, яркое, ослепительное.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первую картинку. И послушайте, как бы я составила рассказ по этой картинке:

* В последние, тёплые дни зимы ребята слепили снеговика. Бежал мимо зайка и увидел снеговика, а вместо носа большую красную морковку. И так ему захотелось её съесть. Он прыгал-прыгал, доставал-доставал, никак не мог достать.

А теперь вы расскажите, в своём рассказе обязательно обратите внимание на снеговика. Когда это случилось? Что зайчик увидел? Что он стал делать?

Рассказы детей.

Теперь давайте посмотрим на 2 картинку.

Что сделал зайчик, чтоб достать морковку?

(Нашёл лесенку, приставил, встал на последнюю ступеньку, тянется-тянется лапками)

- Как же мне хочется морковку попробовать!

Теперь расскажите вы

Что нашёл зайчик? Куда встал? Что делал?

Дети рассказывают.

Посмотрите на 3 картинку. Что же с зайкой дальше произошло?

(Сел, пригорюнился, задумался, чуть не плачет, ушки опустил)

А что случилось со снеговиком? (Осел, подтаял, тает, уменьшился)

* Сел зайка на ступеньку, пригорюнился, чуть не плачет. Как же ему морковку хочется достать!

А солнышко весной стало тёплое, большое. Снеговик под тёплыми лучами солнца осел, того и гляди, ведро с морковкой упадут.

А теперь расскажите вы, ребята отчего зайчик пригорюнился? Расскажите о нём, о его настроении? Что случилось со снеговиком?

Дети рассказывают.

Посмотрите на 4 картинку.

Что случилось со снеговиком? (растаял).  Какое солнце стало? Куда упала морковка и ведро? (На проталинку). Что делает зайчик? (Сидит, грызёт, хрум-хрум). Какой он? (Довольный, весёлый, одно ухо поднял от удовольствия). Кого он мог поблагодарить за морковку?

Ребята расскажите, чем  закончилась эта история. Обратите внимание на то: Какое солнце стало? Что случилось со снеговиком? Какой зайка в конце нашей истории и кого он поблагодарил за такой хороший конец?

Дети рассказывают.

Физ.минутка «Весенние ручейки».

Ребята, а кто сможет рассказать по картинкам всю историю, а я, запишу её.

Рассказы 2-3 детей. Анализ рассказов детей про зайчика.

Вот какая интересная история случилась с нашим зайчиком. А как можно назвать эту историю? Дети придумывают название.

   

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательн...

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание из серии сюжетных картин»

Конспект для детей подготовительной к школе группы...

Конспекты занятий по развитию связной речи путем рассказывания по серии сюжетных картин у старших дошкольников

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.Своевре...

Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

Конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин "Как щенок нашёл друзей"

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматич...